Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать детям с нарушениями речи. И одним из методов коррекции речи – является логопедическая гимнастика. Логопедическая гимнастика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического восприятия. Нарушения речи преодолеваются, как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнею историю. В конце XIX века начался этап эксперементально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давлении. Во время слушания музыки меняется электрическая активность мозга, улучшается память. В то же время движение издавна использовалась в качестве лечебного и профилактического средства. Позже в науке появился специальный термин – кинезитерапия ( лечение движением). Итак, три кита, на которых строится логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушения произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать, процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учит передвигаться и ориентироваться в пространстве, а это в дальнейшем позволит сформировать у ребенка рефлекс сосредоточия, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Цель логоритмических занятий: Расширение словаря детей; Отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус. Направления логоритмической работы. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизации всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также и воспитатель, работающий с данной группой детей. Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием. Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позврляющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды памяти и внимания. Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми. Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает три этапа: Подготовительный; Этап формирования первичных произносительных навыков; Этап формирования коммуникативных навыков. На подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие: - Общих речевых навыков – дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движением – «звуковая зарядка»);
- Упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а за тем и на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохраненными у детей согласными;
- Артикуляционные и мимические упражнения;
- Игры на развития всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой – поначалу на музыкальном, а затем речевом материале);
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различию шумовых, а затем музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)
- Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
- В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям могут быть предложены задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим ее обсуждением.
На втором этапе формирования первичных произносительных умений (постановка звука и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логоритмических занятиях в основной их части проводятся следующие упражнения: - На выработку длительного направленного выдоха (например под музыку, с метрическим акцентом);
- Упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде; затем в слогах ( например, в виде звукоподражаний), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;
- Речь с движением, чтения чистоговорок, стихов, а также мелодекламация и пение простых попевок, включающих многократно повторяющиеся слова, содержащие автоматизируемые в данный период звуки;
- Развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха (для сравнения детям дают сначала слова и слоги, и лишь затем звуки, близкие в акустическом отношении);
На третьем этапе формирования коммуникативных умений(Автоматизация звука в предложениях и введение его в свободную речь детей) используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками, - это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки и т.п. На завершающем этапе автоматизации звука можно вернуться к хорошо знакомым детям играм, но использовать при этом достаточно сложный речевой материал. Например, можно провести игры на развитие различных качеств голоса( проговаривание одной и той же фразы тихо и громко, высоко и низко, в разном темпе). Следует отметить, что на любом этапе логоритмической работы с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи проводятся упражнения на совершенствование внимания и памяти, чувства ритма и музыкального слуха, навыков ориентации в пространстве, координации движения с музыкой и словом, задания на расслабления различных групп мышц по контрасту с напряжением. Эти упражнения предлагаются детям в виде речи с движением, подвижных и пальчиковых игр, танцев, упражнений с игрой на детских музыкальных инструментах и пением.
|