Цель занятия: дифференциация (с) и (з).
Задачи занятия:
- Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков (с), (з) в слогах, словах, фразе.
- Сравнивать характеристики этих звуков.
- Развивать фонематический слух.
- Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в этих словах.
- Закреплять употребление предлогов на, в, над, под.
- Упражнять в подборе родственных слов.
- Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.
- Закреплять навыки чтения и письма.
- Развивать внимание и логическое мышление.
Скачать статью
Оборудование:
Предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, носорог, лошадь); игрушки: собака и заяц; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики со звуками (с), (з); символы предлогов.
Организационный момент
Логопед. Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки):
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек в тревоге, От беды уносит ноги.
Ну –ка, быстро отгадай – ка, Как зверек зовется?
(Зайка)
Жил –был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок – Взрослая …
(Собака).
Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку.
Анализ и сравнение характеристик звуков.
Логопед. Какие звуки вы услышали в названии наших гостей?
Дети. Звук (с) и (з).
Логопед. Правильно. Давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук (с) — согласный, глухой, твердый. Звук (з) – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук (с) – глухой, звук (з) – звонкий.
Развитие фонематического слуха.
По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.
Игра «Запомни и повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают детям исправлять ошибки детей).
Сом – зонт – сок Зайка – сумка – завод Знак – стол –звон Собака – заноза – соль
Лист – зубы – твист Замок – совок – засов Сумка –сок –коза Игра «Наоборот»
Логопед произносит слог со звуком (с), дети отвечают ему слогом со звуком (з).
Са –за Со –зо Су –зу Сы – зы Cэ -зэ
Работа с картинкам
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, носорог, лошадь).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке.
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке.
Дети. Дикие и домашние.
Дети называют животных.
Логопед. В названиях наших животных есть звуки (с) и (з). Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?
Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков (с) и (з).
Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован звук (с), на другом – (з).
Логопед. Звери грустные стоят, В дом попасть они хотят. Но не знаю – как? Куда? Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?
Дети. У нас много свиней, зайцев и т.д.
Упражнение в подборе родственных слов.
Логопед. Зайка прыгал и скакал,
Зоопарк нам показал.
Всю семью свою позвал,
Никого не потерял.
Дети подбирают родственные слова к слову «заяц» (ласково заяц – зайка, мама – зайчиха, детки – зайчата, один маленький зайка – зайчонок, хвостик – заячий, морда – заячья, ушки – заячьи).
Физкультминутка
Логопед. В зоопарке побывали, Очень сильно мы устали, Мы играть с лисой пойдем, Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост. Шубы рыжая лисы Несказанной красоты.
- Я охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу – подкрадусь И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.
Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что –то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!
На доске выставляются символы предлогов (на, в, под, над). Детям предлагается составить предложения с использованием схемы и вставить нужный предлог.
- Лиса сидит в норе;
- Зайка сидит под кустом;
- Ворона сидит на дереве;
- Ласточка летит над рекой;
- Мяч лежит под скамейкой;
- Ведерко лежит в песочнице;
- Мишка лежит на диване;
Разгадывание кроссворда
Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее -…
(Лиса).
Это милая лошадка, Будто школьная тетрадка – Разрисована в полоску. В черно –белую полоску.
(Зебра).
Спереди – пятачок, Сзади – крючок. Посередине – спинка, А на ней щетинка
(Свинья)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
(Лось)
С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Доят, а не корова.
(Коза)
Он как маленькая лошадь, Он упрямый, но хороший
(Ослик).
Звуковой анализ
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.
Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которые вам приготовили зайчик и собачка. Угощайтесь!
Учитель –логопед: Дроздецкая Ю.М.
|