Художественная гимнастика как средство всестороннего и гармонического развития дошкольников
Инструктор по физической культуре Аксенова Нарыне Коляевна МБДОУ № 209 г. Хабаровска.
Формирование активного, здорового, гармонично развитого человека всегда ставилось во главу угла врачами, педагогами, исследователями. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.
Методологической основой проблемы являются аксиологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы.
Успех и достижения в любой деятельности ребенка в дальнейшем определяются здоровьем и физическим состоянием, уровнем работоспособности детского организма.
Скачать материал
Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений, а именно, повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы ДОУ избранных элементов технологий спортивной тренировки. Интеграция, которых в физическое воспитание, по мнению одного из организаторов российской спортивной науки. В.К. Бальсевича, имеет достаточно глубокий методологический смысл. Поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей.
Дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (например, за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к семи годам почти втрое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Условно можно выделить три основных направления в развитии двигательной сферы детей этого возраста.
Прежде всего, это совершенствование освоенных ранее двигательных действий путем многократного упражнения, повторения их в различных условиях. Во-вторых, усвоение детьми новых сложно-координированных двигательных действий и комбинаций нескольких видов движений (прыжков с разбега и др.). Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению четкости и правильности движений, соответствия их образцу.
Третье направление работы обусловлено тем, что, начиная с этой возрастной группы, у детей необходимо целенаправленно формировать физические качества. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры, фундамент общей физической подготовки, здоровья в целом. (С. Б. Шарманова, 1999). У дошкольников имеются наилучшие предпосылки для развития ловкости и общей выносливости; одновременно происходит и развитие скоростно-силовых качеств.
Детей следует побуждать к самостоятельным упражнениям, улучшающим двигательные умения. Важно приучать детей контролировать положение своего тела во время упражнений, поясняя им важность сохранения правильной осанки.
Комплексное осуществление задач физической культуры достигается при помощи физических упражнений и игр.
Следует помнить, что рационально обоснованное физическое воспитание невозможно без учета основных биологических закономерностей формирования детского организма. Применение разнообразных в количественном и качественном отношении физических нагрузок является оптимальным в пределах определенных, свойственных данному этапу возрастного развития физиологических норм (Л. С. Выготский, 1991; МЛ. Асташина, 1996).
Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в дошкольном учреждении определяет необходимость ознакомления с важнейшими морфофункциональными характеристиками организма детей дошкольного возраста, состоянием их жизнеобеспечивающих систем и формирования двигательной функции.
За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи, с чем возможности детей при выполнении мышечной деятельности возрастают (О. П. Головченко, 1998).
В своей работе инструктором ФК в детском саду как элемент спортивной тренировки в физическом развитии дошкольников мы использую средства художественной гимнастики. В настоящее время накоплен фактический материал, доказывающий эффективность художественной гимнастики в развитии физического и психического потенциала детей дошкольного возраста.
Художественная гимнастика обеспечивает гармоничность развития организма благодаря многообразию ее средств. Её упражнения формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Чтобы научить занимающихся правильно выполнять упражнения художественной гимнастики, необходимо понять их специфику, т.е. знать, чем они отличаются от других видов гимнастики. Основные особенности этих упражнений — целостность и динамичность. Они способствуют оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ, повышению функциональных возможностей двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и увеличению работоспособности (Карпенко Л.А. 1989)
Занятия художественной гимнастикой одновременно содействуют формированию более полноценной личности, воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство.
Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся.
Характерной особенностью проведения упражнений художественной гимнастики является использование элементов и соединений танцевального характера, различных видов бега и прыжков. Выполняя эти упражнения, дети учатся свободно владеть своим телом, легко передвигаться. (В. Д. Найпак).
Упражнения художественной гимнастики делятся на два раздела: подготовительный и основной.
В подготовительный раздел входят: строевые, общеразвивающие, акробатические, прикладные упражнения и элементы классического тренажа.
Упражнения основного раздела, в свою очередь, делятся на три группы:
а) пружинные движения, волны, взмахи, ходьба и бег, прыжки, равновесия, повороты, элементы народного танца и упражнения с предметами;
б) специальные упражнения на согласование движений с музыкой и игры под музыку;
в) комбинации упражнений с предметами и без них.
По мере освоения общеразвивающих упражнений все чаще вводятся упражнения с предметами. Это вызывает у детей интерес к занятиям, оказывает значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, а также двигательных качеств и способностей, таких, как выносливость, ловкость, быстрота, смелость и настойчивость. Активные действия с предметами в процессе их применения содействуют познанию веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами создает возможность добиваться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка и мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп.
Поскольку упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук, его активизирует деятельность анализаторных систем, совершенствует координацию движений пальцев, что очень важно для учебной деятельности ребенка.
При выполнении упражнений с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, оказывать помощь тренеру.
Занятия по гимнастике и оздоровлению детей начинаются с 3-х лет и поводятся 2 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Структура занятия ничем не отличается от общепринятой: вводная часть (4-5 минут), основная (15-20 минут) и заключительная (3-5 минут). В первой части занятия предлагаю упражнения в ходьбе, беге, несложные игровые задания. Во второй части дети выполняют упражнения танцевального характера, без предметов и с предметами, проводится подвижная игра. В заключительной части использую упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц.
Упражнения с предметами в занятия следует включать постепенно, по мере того, как дети овладеют некоторыми знаниями, умениями и навыками в построениях, перестроениях, беге, ходьбе и других движениях. Благодаря этому легче добиваться организованности в занятиях. Вначале необходимо обучать детей организованно брать и сдавать предметы, правильно держать их в руках, передавать, перекатывать и т.д. Очень важно, чтобы дети выполняли упражнения с предметами в определенном темпе и ритме, а также сохраняли заданный темп при повторениях действий.
С детьми младшего дошкольного возраста в основной части занятие с отношением подготовительных и основных упражнений составляет 7: 3.
Упражнения со скакалкой — махи, круги одной рукой, скакалка сложена вдвое перешагивание, прыжки на двух ногах на месте.
Упражнения с обручем – вращение обруча на полу, перебирание руками обруча к себе, вращение обруча на талии.
Упражнения с маленьким мячом – бросок и ловля мяча двумя руками,
С детьми среднего дошкольного возраста в основной части занятия с отношением подготовительных и основных упражнений составляет 1: 1. Упражнения со скакалкой — скакалка сложена вдвое: перепрыгивание, прыжки на двух ногах на месте с вращением скакалки вперед и назад, прыжки на двух ногах на двух ногах с продвижением вперед, прыжки в комбинациях крестом, круги двумя руками, круги в боковой плоскости.
Упражнения с обручем — вращение обруча на полу и впрыгивание в обруч, бросок и ловля одной рукой.
Упражнения с маленьким мячом – бросок и ловля мяча одной рукой.
С детьми старшего дошкольного возраста в основной части занятия с отношением подготовительных и основных упражнений составляет 3: 7.
Упражнения со скакалкой — прыжки на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, прыжки в комбинациях крестом, двойной прыжок.
Упражнения с обручем — вращение обруча на полу, галоп вокруг обруча и впрыгивание в обруч; вращение обруча на руке.
Упражнения с маленьким мячом – подбрасывание мяча правой рукой и ловля левой.
Выполнение выше перечисленных упражнений детьми показано в приложении.
В заключении можно отметить, что многие из наших воспитанников в дальнейшем продолжают занятия гимнастикой в спортивных секциях и школах, где они показывают высокие результаты.
Приложение
|