Курашко Юлия Николаевна. Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей.

Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей.Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей.
Вопрос формирования у детей культуры речи весьма актуален, ведь для каждого человека очень важна правильно поставленная, красиво звучащая речь. От этого напрямую зависит то, как он излагает свои мысли, обменивается информацией с другими людьми, и как его воспримут окружающие.
Правильному произношению, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
Серьёзной проблемой для дошкольников является  постановка ударения в словах. Как показал наш опыт, научить детей правильному произношению слов можно, если использовать стихотворный материал, так как ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, « врезаются» в память, тем самым закрепляют правильное произношение языковой единицы.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом…
Все ребята со двора Скачать конспект

Малярам кричат : « Ура!»( М. Пожарова . Маляры)
                                                         Телефон у нас висит,
                                                        Телефон весь день звонит.(С. Баруздин. Телефон)
Мишка топал, баловался-
Легкий мостик зашатался, ( З. Александрова. Мой мишка)
                                                         Посветлели облака,
                                                        Улыбнулась им река,
                                                         И плывут они по ней,
                                                         Словно стая лебедей. ( С. Сеньков)
Одеяло убежало,
Улетела простыня. ( К. Чуковский)
     Для более старших детей используем произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, загадки):
 С волками жить - по-волчьи выть.
Комар носа не подточит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не зная броду, не лезь в воду.
Утро вечера мудренее.
С лица не воду пить.
На сердитых воду возят.
Волка ноги кормят.
Всяк кулик в своем болоте велик.
    Однако, оказалось, что такого  материала для обучения дошкольников правильной постановке ударения в детской литературе не так много. И поэтом к решению данной проблемы мы подошли творчески. Сначала стали подбирать пары слов, которые помогают детям запомнить трудные слова: торты-шорты, дремота- зевота, звенит-звонит, строит –поит, обидно-завидно, намочит-подточит, тоска- доска, Фёкла- свекла, ель-щавель, кремень-ремень.
       Увидеть результат своей работы, мы увлеклись и перешли к сочинению двустиший и четверостиший, содержащих образец правильного произношения:
 Деток надо баловать-
Надо торты покупать.
                                                           На поляне растет ель,
                                                            А под елью той щавель.
Мама с папой целый день
Ищет дедушкин ремень.
                                                           Любим творог и творог,
                                                          Чтоб расти он нам помог.
Крот поливает свой огород-
Крупная сладкая свекла растет.
                                             Белочка всех угощает зверят-
                                             Грушевый им дает лимонад.
У березки дуб спросил:
« Ты красива? Я красив?»
                                                           Восемь гусениц цепочкой
                                                          Поднимались вверх  по бочке.
Нам сегодня привезли
На окошко жалюзи.

                                                           Произносите правильно слова,
                                                          Соблюдая в речи красоту;
                                                          В слове туфель, в слове туфлям
                                                          Ударение на ТУ.

Подарила Настя кошке
Очень нужные сапожки.
А подошва оторвалась,
Без сапог Мурка осталась.
                                                            В саду вишня зацвела,
                                                            Как из нити кружева.
                                                           Будем ягодки мы ждать,
                                                           Чтоб корзины наполнять.
Лиса хитрая была,
Свою рыбку собрала.
Волку это было видно,
И обидно и завидно.
 Лиса это поняла,
Только рыбку не дала.
                                                             Рыбы мы с тобой наловим,
                                                             Надевай скорей пуловер.
                                                             На рыбалку мы пойдем
                                                             С собой удочки возьмем.
Мама волчица волчат одевала,
Теплые шарфы им всем завязала,
Чтоб не болели милые крошки,
Кутает мама деток в одежки.
                                                                Одолела нас зевота,
                                                                А потом еще дремота.
                                                               Лучше сразу лечь поспать,
                                                               Чтобы весь день не зевать.

Говорила мать ежонку:
« Ты красивее бельчонка!»
Слышен добрый белкин смех:
« Мой красивейший из всех!»

                                                             Не идет к зайчонку сон-
                                                             В небе звездном свет включен.
                                                              Всем зверятам не до сна-
                                                              В небе яркая луна.
Мне не спится, я молчу,
Лучше все же свет включу!
Не беда, что хитрый сон
Не придет, коль свет включен!
                                                                 Темнота подкралась тихо
                                                                 В мою комнату ,молчит,
                                                                Но тот час же убегает,
                                                                Если кто-то свет включит.
       Использование  такого  материала помогает  предупредить ошибки, связанные не только с неправильной постановкой ударения, но и грамматические:
                                                        Не уйдет гулять никто
                                                        Без красивого пальто.
 Поиграем мы в игру
Вместе с шустрым кенгуру.
                                                     Чтобы не перепутать одеть- надеть:
                                                      Надеть одежду-
                                                      Одеть Надежду.
Мишка кушать хочет,
Ножками топочет.
                                                    Я к штанам карман пришью
                                                    И конфетку положу.
Коля в кубики играл,
А потом на место клал.
                                                  Оказался пес чужим.
                                                  От него мы прочь бежим.
    Эффективность такого подхода к формированию у детей культуры речи проявилась очень скоро. Повторяя рифмы, дети быстро запоминали правильное произношение слов.

Просмотров: 516
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Индюкова Наталья Викторовна. Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Василевская Екатерина Юрьевна. «Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Приезжих Наталья Николаевна. Физкультурное развлечение для детей 3 года обучения «Чтоб здоровым стать с Колобком будем играть»
  • Мавлютова Сиреня Рафиковна. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Пунтус Ирина Игоревна. Воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала.
  • Даренская Татьяна Владимировна. Формирования экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь