Цель: Воспитание экологической культуры, формирование многообразия вариантов взаимодействия с природой.
Задачи:
- Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
- Учить детей отгадывать кроссворды, загадки.
- Систематизировать и дополнить знания детей о растительном и животном мире Кольского края.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи на модели зависимости условий жизни местных растений и животных от природной зоны нашего края (лесотундра).
- Расширять знания детей о природоохранительной деятельности человека.
- Развивать внимание, приучая слушать аудиозаписи пения птиц, других звуков природы.
- Создать условия для физической активности. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
Скачать конспект
Материал и оборудование:
- карточки с условными обозначениями света, воды, тепла, почвы и обозначениями: много, мало, достаточно;
- картинки с изображением ягод и грибов нашего Кольского края (возможно заменить растущими в вашей местности);
- панно с изображением корзины;
- кроссворд, где в клеточки вписываем угаданные детьми слова;
- корзинка – плетёнка с загадками, медальки для детей в виде цветка с бабочкой, аудиозаписи звуков природы.
Предварительная работа:
Рассматривание книги,, Животный мир Мурманской области’’,,, Атлас мира в картинках',, Лапландский заповедник', чтение и отгадывание загадок, сказок экологического характера, разучивание текстов физминуток, стихов, пословиц, поговорок о природе.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы будем путешественниками. Внимательно послушайте звуки и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся. (Звучат в записи голоса птиц, шум леса).
Воспитанники говорят свои предположения.
– Пение какой птицы вы узнали?
Воспитатель предлагает пройти по дорожке на полянку.
- Оглянитесь, что растёт в лесу? (Ответы ребят)
- А вот и ягоды. Посмотрите, как их много. (открывается панно с картинками, на которых изображены ягоды)
- Возьмите каждый по одной картинке и внимательно её рассмотрите. Зачем нужны ягоды? (ответы детей).
- Интересно, как называется кислая ягода красного цвета, которая растёт на болоте? (Клюква) У кого картинка с этой ягодой?
- А у какой ягоды листья гладкие, глянцевые? Она тоже красная. Как называется эта ягода? Кому досталась брусника?
- Какую ягоду называют заполярной малиной, потому что она очень похожа на неё, только растёт на болоте? (Морошка)
- А кому попала голубая ягода, но не слива, растёт тоже на болоте, но не клюква? Вспомнили её название? Кому попалась голубика?
- Как называется чёрная ягодка для деток сладенькая? У кого картинка с этой ягодой? (черникой)
Дыхательная гимнастика «Вдохнём аромат ягод”
Дети относят картинки с ягодами к панно с корзиной и оставляют их там. (Прикрепляют).
– Что можно ещё собирать в лесу? Правильно, грибы. Посмотрите, вся полянка усыпана грибами. Скорей каждый берите по одной картинке со съедобным грибом.
Воспитатель создаёт ситуации – провокации.
- Берёт картинку с мухомором и интересуется, почему дети не захотели взять такой красивый гриб? (Ответы детей).
- Среди других грибов самый главный? (Белый гриб, боровик). Интересно, кому же досталась картинка с белым грибом? А розовый грибок как называется? (Волнушка) У кого она?
- Как люди используют грибы? (Ответы детей). Мы проверим сейчас, какие вы знатоки грибов.
- У кого на картинке гриб-подосиновик? Как по-другому называют этот гриб? Почему?
- У кого подберёзовик?
- Как называется гриб, растущий среди мхов? Кому досталась картинка с моховиком?
- А у кого сыроежка?
- Кому досталась картинка с маслёнком? Отчего этот гриб имеет такое название? (Ответы детей).
- Знаете ли вы, какой гриб считается самым главным, ценным
Итог: и грибов мы много набрали и все их названия вспомнили. (Предлагает детям отнести картинки с грибами к плоскостной корзине и оставить их там)
Разгадывание кроссворда
– Припомните, какое сказочное существо считают главным в лесу? Он наблюдает за порядком, помогает животным, растениям? (Старичок-Лесовичок). Он оставил для нас кроссворд. Попробуем его разгадать?
Воспитатель предлагает прочитать слово по вертикали, выделенное красным цветом (ОЛЕНЬ)
– Интересно, почему именно эти слова спрятались в кроссворде? (тундра, ягель, морошка, болото, олень)
Воспитатель предлагает детям с помощью фишек и знаков показать, сколько в нашем крае воды, света, тепла, какая почва? (За столами дети выкладывают фишки) Убеждаемся, что на Севере воды много, почва бедная, низкая температура, а вот света много летом и мало зимой, когда полярная ночь.
Физпауза. Подвижная игра "Олень"
Старичок Лесовичок очень хочет подружиться с вами. Он уверен, что вы любите и знаете природу и готовы ответить на все его вопросы. Приготовьтесь.
Чтение вопросов Лесовичка и ответы на них.
- Назовите длинноухое животное.
- Чем отличается берёза от других деревьев?
- Белёк — детёныш какого животного?
- Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.
- Летом, дни все напролёт, собирает белка …
- Крона от ягодок очень красна, очень красивою стала……
- Эй, друзья, слыхали вы, что всегда в полоску …
- Хоть трещат зимой морозы, зеленеют в парке…
Молодцы! И с этим заданием Лесовичка вы справились.
Правила поведения в лесу.
– Смотрите, ещё что-то оставил для нас Лесовичок.
Воспитатель показывает картинки, отражающие правила поведения людей на природе: что можно и нельзя делать на природе, чтобы не нанести ей вреда. Предлагает взять каждому по одной картинке и подойти к гостям, объяснить значение того, что нарисовано на его карточке (дети собирают мусор после похода, заливают костёр водой, уходя домой, ловят бабочек и т. д.)
– Лесовичок ещё 1 сюрприз приготовил для вас. (Достаёт из корзинки медали с видом цветка и бабочки) Это за то, что вы так дружите с природой, много знаете о ней, и вы порадовали Лесовичка.
- Пришло время возвращаться в сад. Скажите, где мы были? Что видели? Что делали? Как вы думаете, за что наградил нас медалями Лесовичок?
|