Цель:
- развитие познавательных способностей детей в процессе разрешения проблемных ситуациях.
Задачи:
- расширять знания детей Кузоватовской мебельной фабрике и о производстве на ней мебели;
- активизировать мышление, выражать инициативность при обсуждении различных вопросов: высказывать свое мнение, вносить предложения;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход:
-Ребята я приглашаю вас в групповой кинотеатр для просмотра мультфильмов. (приглашает детей подойти к расставленным стульчикам напротив экрана и присесть. Дети замечают, что у одного стульчика сломана ножка (специально). Стульчик заменяется целым. Дети присаживаются).
Воспитатель ставит перед детьми проблему:
-Но что же делать со сломанным стульчиком? (Дети предлагают различные решения: выбросить стул, использовать как дрова, убрать, вдруг, когда -нибудь пригодятся части, кто-то скажет отремонтировать).
Беседа на выявление знаний детей о возникновении стула.
- А вы знаете, откуда появился стул в детском саду? (из магазина). А в магазин? (с мебельной фабрики).
-Правильно. Вы знаете, из чего изготовлен наш стул? (из дерева). Значит, он… (деревянный). А откуда пришел именно этот стул? (Ответы детей). На самом деле, чтобы стул появился на свет, люди приложили много труда. И это очень тяжелый физический труд. Я предлагаю сейчас вместе проследить путь стула с самого начала. Вы согласны?
Введение в игровую ситуацию (изображение леса).
-Место рождения стула — лес. (Дальше на доске появляются схематичные изображения последовательности обработки древесины, но они перепутаны. Воспитатель выдерживает паузу, дает детям найти ошибку самостоятельно).
-Ребята, как вы думаете, правильно ли расположены схемы? Давайте, восстановим последовательность схем (работа по схемам).
(затем идёт показ слайдов мультимедиа).
-Сначала было дерево. Что сделали с деревом? (спилили) Затем… (обрезали, спилили ветки и сучки и верхнюю часть). Получилось … (бревно). После этого … (бревна грузят и везут на машинах, которые называются лесовозы). А куда везут, вы знаете? (на лесопильный завод). Там бревна превращают в доски и фанеру. Это такие тонкие деревянные листы (показывает кусок фанеры).
-В лесу спиливает или валит деревья – валочная машина, обрезает ветки и сучки – сучкорезная машина.
-Как вы думаете, куда отправляются доски и фанера? (доски привозят на мебельную фабрику). Вот туда я и хочу вас пригласить.
Мини-экскурсия. Вывеска «Мебельная фабрика» дети читают.
-Сегодня я пригласила в гости папу Саши, Сергея Ивановича. Работает на нашей Кузоватовской мебельной фабрике. А профессия у него –шлифовальщик (появляется фотоизображение нашей Кузоватовской мебельной фабрики).
-Сергей Иванович расскажите и покажите немного о своей профессии.
(приглашает детей подойти к расставленным полукругом столам позади стульев. На столах приготовлены фартуки, кусочки доски, отшлифованной с трех сторон, наждачная бумага на каждого ребенка. Для Сергея Ивановича: фартук, рубанок, кусок доски, отшлифованной с трех сторон, наждачная бумага).
(рассказ гостя и показ своих действий).
- У нас в посёлке есть мебельная фабрика, где работаю я и родители у некоторых детей. Приглашаю вас на мебельную фабрику. Но, на мебельной фабрике все должны ходить в специальной форме. Давайте, и мы с вами наденем спецодежду, (воспитатель и дети одевают фартуки). Доски, которые привозят с лесопильного завода на фабрику… (негладкие, шероховатые, колючие, шершавые). Попробуйте потрогать, только осторожно. Можно ли делать мебель из таких досок? Почему? (У людей все тело будет в занозах, будет испорчена одежда). Поэтому на мебельных фабриках шероховатые, шершавые доски рабочие выстругивают и шлифуют электрическими рубанками, и доски делаются гладкими. (Показ фотоизображения).
- Дома, в домашних условиях это можно сделать рубанком (показ рубанка). У этого столярного инструмента есть ручка и острый нож. Поэтому работать им могут только взрослые. Сейчас я вам покажу, как это делается. (Показ). Часть соструганного дерева, которая выходит из отверстия называется стружкой. А теперь, проверьте, стала ли доска глаже. (Дети на ощупь проверяют гладкость доски). Чтобы доски стали еще глаже, их трут, шлифуют наждачной бумагой. (Показ). Хотите тоже попробовать? Работать нужно осторожно, аккуратно, чтобы не поранить, не исцарапать руку.
Труд детей- опыт по шлифованию доски наждачной бумагой.
(Дети проверяют результаты своей работы).
(Воспитатель предлагает протереть руки влажными салфетками).
Беседа с детьми и показ продолжается.
-Продолжим путешествие по мебельной фабрике. Из гладеньких досок на других станках выпиливают разные части стула. Вы можете назвать их? (Дети называют) Потом эти части собирают, скрепляют, и получается стул. Готовый стул красят или покрывают лаком. Ну, а с мебельной фабрики стул отправляется… (в мебельный магазин). А вот уже из магазина наш герой отправляется к кому–то в дом, в детский сад, в школу.
-Вот какую долгую дорогу проделал наш стул. Чтоб добраться до д/с.
-Спасибо вам Сергей Иванович за интересный рассказ и нужный для нас ваш труд, ваша профессия.
-А наше путешествие закончилось. Давайте с мебельной фабрики вернемся к нашему сломанному стульчику. (Дети и воспитатель снимают фартуки и возвращаются на стулья).
-Теперь вы знаете, какой сложный путь проделал этот стульчик, чтобы попасть в детский сад, и сколько труда взрослых людей в него вложено. Мне очень хочется узнать, что же мы все–таки должны сделать с этим стульчиком. (Дети предлагают отремонтировать стул).
-Помогите мне, пожалуйста, выбрать необходимые инструменты. (Дети выбирают шуруповерт и шурупы.) Вы знаете, как называются эти инструменты? (Ответы детей)
-Пробуем отремонтировать? Но это мужская работа. Попросим нам помочь Сергея Ивановича. (он ремонтирует стул, протирает его салфеткой и предлагает детям опробовать его на прочность).
-Спасибо вам за помощь! Вот и закончилось наше путешествие на Кузоватовскую мебельную фабрику. Какие чувства вы испытываете от совершенного путешествия? Почему?
-Вот какое доброе дело мы с вами сделали – дали жизнь сломанному стулу. А если все, как мы с вами будут давать вторую жизнь мебели, сколько деревьев сохранится в наших лесах. Сегодня у нашего стульчика второй день рождения! А именинникам принято дарить подарки. Давайте, подарим ему вот такую красивую накидку. (Воспитатель с детьми надевают на стул накидку, сшитую воспитателем вместе с детьми на занятии по ручному труду).
-Красивый стульчик в нашем наряде. Теперь каждый захочет на нём посидеть. А о своём путешествии расскажите родителям и своим друзьям. Теперь будем смотреть мультфильмы.
|