Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «КАЛИНКА» комбинированного вида города Валуйки Белгородской области 1 младшая группа Воспитатели: Романченко Т.Н. Синельникова А.С. г. Валуйки 2015г.
Планирование мероприятий по реализации проекта:
Познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.
I этап — Подготовительный этап:
- Подбор информации о культурных огородных растениях (лук, фасоль, горох, овес).
- Подбор художественной литературы: сказок, стихов, загадок, поговорок об овощах.
- Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
- Рассматривание иллюстраций, картинок по теме.
- Раскрашивание картинок «Овощи» и «Фрукты».
- Подготовка инвентаря для посадки (контейнеров, земли, семян, ёмкости с водой).
- Изготовление атрибутов (домик, конура для собачки, изгородь, таблички-указатели с названием растений).
- Размещение огорода на подоконнике.
- Картотека семян.
Скачать конспект
II этап — исследовательский.
В процессе работы над проектом сообщили информацию об овощах (фасоли, луке, чесноке, горохе, кукурузе)
Совершили посадку лука, фасоли, чеснока, гороха, кукурузы.
Провели наблюдения за ростом растений.
Ухаживали за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
Организовали наблюдение за веточкой с почками, поставленной в емкость с водой.
Сформировали представления об основных потребностях культурных растений, растущих на нашем огороде, условиях, которые необходимы для их роста (земля, вода, свет, тепло). Выработали навыки посадки луковиц и семян в землю.
Ознакомили детей с художественной литературой об овощах: сказки, загадки, стихи, поговорки.
Провели творческую работу по рисованию, аппликации и лепке, согласно выбранной тематике.
Организовали рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (дети сравнивали овощи по цвету, форме, размеру).
Оформили огород в стиле маленького сельского домика, в котором живут бабушка и дедушка с внучкой Машей. Они «выращивают» овощи на грядках, и имеют небольшое подворье с домашними животными (собака, кошка, лошадка, корова, овечка, курица). Дети в игровой форме знакомились с бытом и хозяйством обитателей сельского дворика, с орудиями труда, наблюдали за ростом растений, закрепляли названия домашних животных.
III этап — заключительный
- Подведение итогов реализации проекта.
- Проведение конкурса среди родителей «Подделки из овощей».
План экспериментальной деятельности.
Земля
Название мероприятия: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
Форма презентации проекта:
Демонстрация родителям, педагогам и ребятам из других групп огорода на подоконнике
Фотоотчёт проекта на родительском собрании «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Приложения:
- Картотека опытов.
- Конспект занятия.
- Папка-передвижка.
- Консультация для родителей.
- Малые фольклорные формы.
Образовательная область «Социализация»:
Приобщение к элементам взаимодействия друг с другом. Формирование навыков работы в команде, ухода за растениями.
Формирование бережного эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, желания помочь взрослым, ответственности за порученное дело.
Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности.
Дидактически игры: Чудесный мешочек – «Угадай на ощупь овощи и фрукты», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», Лото «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть», «Доскажи словечко»
Образовательная область «Познание.
Формирование целостной картины мира» (познавательно-экспериментальная деятельность)
Развитие вкусовых качеств человека, обоняния, осязания.
Формирование умений устанавливать связи между ростом растения в земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нем растет.
Наблюдение за процессом роста растений
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Обогащение активного словаря, ознакомление дошкольников с
художественной литературой.
Разучивание стихов, пословиц, разгадывание загадок
Чтение русских народных сказок «Репка», «Пых», чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи»
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Рисование: «Наш лучок»
Аппликация: «Веселая фасоль».
Лепка: «Наш урожай»
Образовательная область «Музыка»
Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству.
Инсценирование песни «Огродная-хороводная» (музыка Б. Можжевелова,
слова А. Пассовой)
Образовательная область «Физическая культура»
Формирование представлений о ЗОЖ, физкультминутки: «Овощи и фрукты» «Урожай», «Овощи», «Убираем огород»;
подвижные игры: «Мышка в огороде», «Огуречик, огуречик…», «Мотыльки», хоровод «Урожай»
Совместная деятельность детей и родителей: для закрепления знаний, полученных в ходе реализации проекта Огород на подоконнике
«Путешествие в деревню», родители вместе со своими детьми создают собственный мини огород в домашних условиях.
Заключительный этап:
Во время реализации проекта дошкольники получили знания о том, что растения живые.
Сформировались представления о труде взрослых.
Было отмечено развитие исследовательской и познавательной деятельности, а также развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения (ко всем растениям, растущим в огороде на подоконнике).
Дети получили представление о строении, развитии растений.
Активный словарь детей пополнился новыми словами, образными выражениями, стихами.
Получен плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка).
Было осуществлено вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Продукт проектной деятельности
Зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда.
Итоги
Дети с удовольствием принимали в пищу зеленый лук и укроп с петрушкой, выращенные своими руками.
Малыши ухаживали за огородом по мере сил: поливали, рыхлили почву. Каждый день, приходя в детский сад, бежали к подоконнику и смотрели на сколько подросли растения. Было очень приятно наблюдать, как дети радуются каждому росточку.
Благодаря нашему «Путешествию в деревню», дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие — беседа- исследование: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Материал, оборудование: земля в контейнерах
ПОСАДКА фасоли, ГОРОХА, ОВСА.
Задачи:
- Учить детей узнавать овощи – фасоль, горох, овес.
- Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
- Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти зерновые.
- Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
- Развивать речь детей и активизировать их словарь.
- Воспитывать желание самим выращивать овощи.
Предмет труда – семена: фасоль, горох, овес.
Материал – земля в горшке.
Инструменты – палочка для рыхления, лейка с водой.
Трудовые действия – посев семян в землю и полив.
Результат: Трудовые действия – проросшая фасоль, горох, овес.
Ход занятия:
На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, чеснока, фасоли). Какой (- ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растения.
Тема: «Рассматривание овощей, выращиваемых на «огороде»
Задачи:
Познакомить детей с овощами, которые растут на нашем «огороде»
Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
Закрепить с детьми названия знакомых овощей.
Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Методические приемы:
Чучелка приглашает детей посетить огород, который растет в группе.
Игра «Овощи» — воспитатель показывает картинки с овощами, а дети их называют.
Игра «Покажи и назови» — воспитатель предлагает ребенку показать и назвать определенный овощ на картинке
Физминутка.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (горох, чеснок, кабачок, помидор, перец).
Игра «Найди и покажи такой же» — воспитатель показывает картинку, а дети показывают и называют овощ из огорода.
Итог занятия: Чучелка хвалит детей и предлагает детям помочь ему ухаживать за огородом.
Тема: «Посадка лука»
Задачи:
Учить детей узнавать овощи – лук.
Показать и рассказать детям для чего и как сажают лук.
Развивать речь детей и активизировать их словарь.
Воспитывать желание самим выращивать овощи и аккуратность во время работы с землей.
Материал:
луковицы на каждого ребенка, лоток с землей, совок, лейка, фартуки.
Игрушка Чучелка.
Методические приемы:
Воспитатель создает проблему:
«У Чучелки в огороде не хватает одного овоща – лука, и он просит детей помочь ему».
Рассматривание овощей на «огороде»
Рассматривание лука. Какой он?
Рассказ и показ воспитателя о том, как и где, и для чего будем сажать лук.
Физминутка.
Работа детей с воспитателем и проговаривание своих действий.
Вопросы к детям.
Итог занятия: Чучелка хвалит детей за помощь и просит помочь ему его
вырастить.
ПОСАДКА фасоли, ГОРОХА, ОВСА.
Задачи:
- Учить детей узнавать овощи – фасоль, горох, овес.
- Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
- Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти зерновые.
- Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
- Развивать речь детей и активизировать их словарь.
- Воспитывать желание выращивать овощи.
Предмет труда – семена: фасоль, горох, овес.
Материал – земля в горшке.
Инструмент ы – палочка для рыхления, лейка с водой.
Трудовые действия – посев семян в землю и полив.
Результат – проросшая фасоль, горох, овес.
Ход занятия:
На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, чеснока, фасоли). Какой (- ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растений.
Занятие по рисованию.
Тема: «Мы садили огород… (лук, горох)»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными методами (штампом, кистью руки, пальцем).
Развивать у детей чувство цвета, ритма (при рисовании листьев гороха)
Воспитывать аккуратность при работе с красками, желание рисовать.
Материал:
Заготовки для рисования лука (полоска земли)
Заготовки для рисования гороха (горшочки)
Гуашь,
Салфетки для рук,
Пророщенный лук и горох.
Методические приемы:
Приходит Чучелка и показывает детям, какой вырос урожай на огороде.
Рассматривание гороха и лука.
Объяснение и показ воспитателя.
Работа детей.
Индивидуальная помощь.
Рассматривание детских работ: «Вот какой у нас горох и лук!»
Занятие по развитию речи.
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Учить понимать содержание сказки, запоминать героев и их действия.
Учить пересказывать содержание сказки вместе с воспитателем и драматизировать её. Подражать героям сказки.
Воспитывать любовь к сказкам, желание самим пересказывать сказки.
Материал: театр настольный «Репка», шапочки – маски с героями сказки.
Методические приемы:
Вспомнить с детьми сказки «Колобок», Курочка ряба» и другие.
Рассказывание сказки «Репка» воспитателем и показ её.
Вопросы к детям по содержанию.
Физминутка.
Повторное рассказывание сказки.
Инсценировка сказки детьми.
Итог занятия.
Игровое занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи»
Цели:
Познакомить детей с овощами.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один- много», «большой -маленький».
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
Оборудование:
Муляжи овощей. Чудесный мешочек.
Игрушка «козел», «зайцы»
Картонные силуэты моркови, огурцов, помидоров, банок.
Лопатки, леечки, грабли, посуда кукольная: кастрюли, тарелки, ложки, ножи.
Аудиозапись: песня «Веселый огород», «Урожай»
Горох, пластилин зеленого цвета, соленое тесто.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой.
Заготовленные рисунки «Подрастай, морковка», карандаши коричневого цвета.
Ход занятия:
Приветствие
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.
Игра «Покорми зайчат»
- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.
Дидактическая игра «Что съел зайка?»
- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.
Аппликация «Консервируем овощи»
- Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.
Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»
- Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.
Игра с крышками «Овощи в банке»
- Разложите крышки на круги подходящего цвета и размера.
Рисование «Салат»
- Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.
Дидактическая игра «Посади огород»
В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.
Рисование «Подрастай, морковка»
На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.
Упражнение «Выросла морковка»
Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
Дети садятся на корточки.
Солнышко капусту согревало,
дождик поливал и морковка стала подрастать.
Дети медленно встают на ножки.
Выросли у морковки зеленые листочки.
Поднять руки вверх.
Пора срывать морковку.
Родители обнимают детей и берут на руки —
срывают морковку с грядки.
Пальчиковая игра «Овощи»
У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
Сложить ладони «корзиночкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
уложила ловко.
Помидор и огурец.
Сгибать пальчики, начиная с большого.
Вот Арина — молодец.
Показать большой палец.
Дидактическое упражнение «Один-много»
На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.
- У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.
Словарная работа «Один-много»
Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.
Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много... перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.
Дидактическое упражнение «Сложи овощи в банку»
Хозяйки запасаются на зиму овощами. Так и мы сделаем: сложим в банку зеленые огурцы и красные помидоры.
Дети выкладывают силуэтные изображения огурцов и помидоров на картонную «банку». Воспитатель следит, чтобы дети располагали овощи по всей плоскости банки, побуждает называть цвет огурцов и помидор.
Игра «Огородники»
Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)
Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)
Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)
Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали
(наклоны)
Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)
Упражнение «Поварята»
- А теперь вы будете поварятами — возьмете ножи и нарежете фрукты на кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).
На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.
Упражнение «Переложи горох»
- Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.
Лепка «Гороховый стручок»
Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Показ настольного театра «Козел Мефодий»
- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю...
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста — хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!
Словарная работа «Большой и маленький»:
Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.
Музыкально-ритмическое упражнение «Урожай»
Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.
Есть у нас огород
Там морковка растёт,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины,
Ты морковка поспеши
С нами вместе попляши.
Стихи, загадки, сказки и беседы о растениях.
Капуста
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень — вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лук
Морковь
Если чаще есть морковку
Не нужны и тренировки
Каждый день пей сок морковный -
Будешь сильным и здоровым.
Огурец
Под листочками на грядке
огурцы играют в прятки.
дождик лишь водить начнёт
Всех заметит, всех найдет.
Чеснок
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Чудо – огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно — молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Кабачок
А зелёный кабачок
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.
Загадки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
Капуста
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Морковь
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный
Огурец
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
Фасоль
Сказка про овощи.
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он нипричём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Как ты думаешь, есть ли люди, похожие на них по характеру?
Репка (в обработке К.Д. Ушинского. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет -потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут — потянут, вытащить не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут, вытянуть не могут Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут — вытянули репку.
СКАЗКА О ЛУКЕ
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже — помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слёз упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода — по пояс,
Пёстрый длинный дождевик,
Хриплый, низкий голос.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Точно одуванчик,
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!
Рассказ об овощах
Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком.
Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.
Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.
А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.
Беседа об овощах
В: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?
Дети называют овощи
В: А где они растут?
Д: на огороде
В: правильно. Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи
Воспитатель читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Выставляются картинки овощей
В: Овощи на огороде растут по-разному:
У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;
У помидора, гороха, перца, баклажанов — плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)
В: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?
Д: огурцы, помидоры, перец и др.
В: А которые выкапываем?
Д: картофель
В: А которые выдёргиваем из земли?
Д: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.
В: А какие овощи мы срезаем ножом?
Д: тыква, кабачок, капуста, баклажан
В: Кто ухаживает за овощами?
Д: За овощами ухаживают огородники на дачах.
В: А как они ухаживают за овощами?
Д: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.
В: Для чего нужны овощи?
Д: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.
В: Что можно приготовить из овощей?
Д: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.
(Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает ему)
2. Составление описательного рассказа по картинкам.
В: Что это?
Д: Помидор
В: Помидор – это фрукт или овощ?
В: Где растёт? В саду или на огороде?
В: Какой по цвету?
В: Какой по форме?
В: В каком виде употребляем в пищу?
В: Кто попробует рассказать о луке?
Воспитатель помогает рассказать ребенку о луке с помощью картинок.
Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук желтый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!
Консультация для родителей. «Огород на подоконнике».
Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ
Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки.
Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Литература:
- Н.Е Веркасы, Т. С. Комарова, М.А. Васильева От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: «Мозаика- Синтез», 2011. – 336 с.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: «Детство — Пресс», 2012. – 496 с.
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. — М.: Вако, 2011. — 240 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. – 128с.
- Сигимова М.Н. Познание мира растений. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 251 с.
Журнал для фиксации результатов опытов. в1 младшей группы «Радуга»
воспитатель: Романченко Т. Н.
Синельникова А.С.
Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде.
Цель. Учить детей ухаживать за луком зимой в комнатных условиях. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сроки____с10_марта___по_14 апреля__2015г
Этапы
- Посадка_10_марта_2015г
- Наблюдение за корневой системой_12_марта__по__14 апреля_2015г.
- Наблюдение за появлением «лукового пера» _16 марта___по_14 апреля__2015г.
- Измерение высоты «Лукового пера». Перо лука увеличивается в росте.
Вывод
- Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
- У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Опыт с ветками вербы.
Цель. Выявить потребности растения в тепле. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений. Воспитывать осознанно – правильное отношение к природе.
Сроки_10 марта__по_1 4 апреля__2015г
Этапы
- Внос веток вербы в помещение_ 10 марта по 1 4 апрель 2015г.
- Наблюдение за набухшими почками 14 марта по1 4 апреля 2015г.
- Наблюдение за листочками апрель 2015г.
Вывод: Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, как растут листочки, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
Опыт с семенами фасоли и семенами гороха
Цель: выяснить, что всхожесть семян зависит и от посаженной культуры. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сроки__6марта по__14 апреля_2015г
Этапы
- Посадка 10 марта 2015г.
- Наблюдение за всходами овса 12 марта по 1 4 апрель 2015г.
- Измерение всходов, появление, ростков. Марта появились всходы фасоли. Горох не дал всходы пересеяли другие семена. 18 марта появились всходы гороха.
Вывод: Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян; получили представления о труде взрослых, научились правильно называть трудовые действия. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. Все дети, воспитатели, получили положительные эмоции от полученных результатов
|