Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Вэлло Юлия Икловна. НОД Познание Тема: Путешествие по тундре



Вэлло Юлия Икловна. НОД Познание Тема: Путешествие по тундре

НОД Познание Тема: Путешествие по тундре

Вэлло Юлия Икловна Воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда Надымского района»

Цель: Прививать интерес к родному языку и психологически подготовить дошкольников к дальнейшему изучению родного языка в школе;

Задачи:

  1. Формировать у детей запас наиболее употребительных слов и фраз, совершенствовать структуру ненецкой речи и развивать связную речь дошкольников;
  2. Приобщение дошкольников к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры, истории ненцев;
  3. Воспитание национального самосознания, гордости за свой народ, уважение к его самобытности, языку и культуре и в то же время осознание себя гражданином Российской федерации.

Контингент участников: Дети старшей группы детского сада.

Ожидаемый результат: Сформировавшееся национальное самосознание; уважение к человеку — труженику; правильная социальная ориентация.

Форма проведения: Путешествие по тундре.

Оборудование: Карта Ямала, видеофильмы «Удивительное путешествие в тундру», «Ненцы: уроки предков», картины, карта местности проживания оленеводов, рыбаков и охотников Надымского района, оленья упряжка, чумы.

Ход занятия:

Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем попутешествовать. Путешествие наше будет заочным. А, где мы будем путешествовать, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Малый кружок на карте ямальской,

А вот покрупнее кружок:

Всё это дорого, всё сердцу близко,

Всё это наше, родное дружок!

II. Постановка темы и цели.

Воспитатель: Место, в котором родился и вырос человек, будь то город или село — это его Родина. А мы с вами родились и живём в селе Ныда, Надымского района, Ямало – Ненецкого автономного округа.

Воспитатель: Мы побываем в гостях у наших земляков, посмотрим, где они живут, как живут, чем занимаются.

Какие национальности народов Севера вы знаете? (Ненцы, ханты, коми-зыряне, селькупы.)

На Севере крайнем большою семьёй

Ребята всех наций живут.

Гордятся своей богатой землёй

О ней свои песни поют.

Воспитатель: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.

На Ямале, как и везде, живут люди различных профессий. Но есть здесь и особенные профессии: оленевод, рыбак, охотник.

Сейчас, ребята, мы представим, как мы отправляемся на оленьей упряжке путешествовать по тундре. А чтобы не заблудиться в тундре, для этого есть у нас карта местности. Ориентироваться будем по ней. На карте отмечено место проживание наших земляков – оленеводов, рыбаков и охотников. Мы отправимся к ним в гости. Кстати, они нас и приглашали в гости. Давно они не слышали новых новостей с нашего села. Нам есть, что им рассказать. Поехали!

(В гостях у оленевода.)

Оленевод: Мы, оленеводы, пасём в тундре оленей. Это почётная, но трудная работа. Оленей приходится перегонять по тундре с места на место в поисках корма. А пастухи идут за стадом, оберегают оленей от волков. Зимой волки всегда голодные, они нападают на стадо, отбивают в сторону оленей. Тут пастухам нужно смотреть внимательно, чтобы ни один олень не пропал. Трудное это дело – уберечь от волков тысячи оленей.

Ребята, отгадайте мою загадку:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Воспитатель: Северное оленеводство – одна из древнейших отраслей животноводства. Северных оленей разводят во многих районах Севера. Олени отличаются от других животных крепким телосложением, хорошей выносливостью к суровым условиям тундры и лесотундры.

Ребята, наш Надымский район тоже славится почётными и известными оленеводами – тружениками.

Оленевод: Человек в тундре не может прожить без оленя. Поэтому он относится к нему бережно, нежно, как к самому лучшему другу. Мы оленеводы соблюдаем и помним мудрые заповеди старцев.

Заповеди.

1 заповедь:

Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он — смысл твоей жизни.

2 заповедь:

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Заговор оленевода:

Оленевод: «Мой небесный дедушка, в этом году ты меня охранял. Дай мне опять жить в следующем году! Пусть мои олешки не вымрут и будут здоровы».

Воспитатель: Продолжаем нашу беседу.

Сколько оленей запрягают в нарты?

Как называют оленей, запряжённых в нарты?

Одинаковы ли оленьи рога?

Воспитатель: Ребята, теперь нам предстоит ехать в гости к охотникам. Сели на упряжку и поехали!

Воспитатель: Тундра для ненцев – огромный просторный чум. В тундре зверь и дичь могут жить без тревог, пока не придёт время человеку обратиться к ней за помощью. А коль настанет пора воспользоваться щедростью природы, человек возьмёт только то, что может взять, чтобы не нанести обиду земле и рекам, зверям и птицам.

Не жадничай.

Древний закон запрещает транжирить запасы природы живые.

Бери сколько надо.

Земля не прощает того, кто зорит у неё кладовые…

Р. П. Ругин

(В гостях у охотника.)

Охотник: Так, на куропаток издавна охотятся путём приманивания. Не было принято стрелять в летних гусей. Охотились на пушного зверя путём загона. Мы охотники отбираем рациональные способы охоты, которые позволяют поддерживать взаимное доверие человека и зверя. Во всех видах охоты человек приобретает большой опыт, наблюдает и изучает повадки зверей и птиц. И ведь не зря существуют у ненцев пословицы, загадки о живой природе.

Пословицы.

  1. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
  2. Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.

Загадка.

1. Очень важно, чтоб охотник

Знал, куда летит сова,

Потому, что по науке

Наших дедов и отцов,

По следам совы капканы

Надо ставить на … (песцов)

На кого?

Примета.

Приметы прежде запрещали нам

Зверей священных звать по именам,

Иначе не увидишь ты, хоть плачь,

В своей охоте никаких удач.

Р. П. Ругин

Воспитатель:

На зверей, особенно на песцов, ставили ловушки — пя’ я?го – деревянные капканы (слопцы), которых в хозяйстве у ненца было до 50 штук, железных капканов было мало, стоили они дорого. Ненцы широко практиковали добычу песца загоном. Незначительное распространение имела охота с ружьём и с собакой.

(Демонстрация видеофильма об охоте.)

(В гостях у рыбака.)

Рыбак: Ребята, мы живём с вами на могучей и прекрасной реке Обь. Она кормит и поит нас. На берегах этой реки работают рыбаки. Работа у них тяжёлая, но почётная. Ведь рыбу надо не только ловить, но и беречь. Для этого надо знать, какой сорт рыбы можно ловить. Если попадёт небольшая рыба в сеть, её нужно обязательно выпустить. Каждый рыбак знает, что рыбу нельзя ловить, когда она мечет икру. В наших реках водятся разные рыбы.

Способы рыбалки:

  1. способ, когда сеть тянут к берегу.
  2. способ, когда сеть плывёт по реке вместе с лодкой.

Приметы.

Если чайки разгалделись

На разбойном языке,

Значит, рыба, в самом деле

Густо водится в реке.

Если сеть свою густую

Весело плетёт паук,

Значит, невод не впустую

Будешь выбирать, мой друг.

Огдо Аксёнова

Вопросы для дискуссии:

Какие основные профессии ненцев вы узнали?

Какое животное является для оленей опасным?

Какие правила охоты должен соблюдать охотник?

Какая рыба считается священной для ненцев?

Используемая литература

1. Ахадов Э. А. Ненецкий пантеон. Стихи. – Салехард: ГУП ЯНАО

«Издательство «Красный Север», 2007.

2. Лапцуй Л. В. Слово заветное, заповедное: Поэтические афоризмы (на ненецком языке) / Сост. Е. Г. Сусой. – СПб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2004.

3. Няруй В. Н. Ненецко – русский этнопедагогический словарь: Учебно – методическое пособие для воспитателей школ — интерната семейного типа / Под ред. Е. Г. Сусой. – М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2006.

4. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.

5. Фёдорова Л. В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.

6. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск: Изд. -во Том. ун. -та, 2001.

7. Явтысый П.А. Зов морошковой земли: Стихи и рассказы/ Авториз. пер. с ненец. В. Гордеева; Худож. Д. Утенков. — М.: Дет. лит., 1989.

Просмотров: 375
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Светлана Яковлева. Конспект НОД в старшей группе 'Путешествие по тундре'
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Горбунова Ольга Николаевна. Конспект НОД с использованием образовательной робототехники «MRT №2» J Серия Кики – Базовый уровень №5 Тема: «Спасти оленей!»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Пенрычо Лилия Ивановна. Познавательное занятие в подготовительной группе. Тема занятия: «В тундре просто ягодный рай»
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Михайлова Юлия Николаевна. «Будем все мы дружно жить – будем город свой любить!»
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Алсу Махмутова. Итоговое НОД 'Ребята в гостях у Мишки'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Светлана Вадимовна Круговая. Эссе 'Моя профессия - Воспитатель!'
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Гумерова Людмила Викторовна. Эссе «Мое призвание – воспитатель»
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь