«Познавательное развитие»
Подготовила и провела Калашникова Е.И. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»
- Дать понятие детям о том, что на нашей luaneie VHIOI о равных стран и континентов
- расширить представление о животном и растительном мире континентов
- развивать умение ориентироваться но глобусу (по цветовому признаку)
- расширить представления детей о научных профессиях.
- ввести в активный словарь детей слова; ботаник, историк, зоолог, микробиолог, археолог
- развивать активность детей в процессе деятельности; -развивать логическое мышление; умение делан» умозаключения
Материал:
Атлас «Мир вокруг нас», глобус, бейджи на каждого ребёнка; разнообразные картинки с изображением тип, животных, растений; микроскоп, колбы, пробирки, вода, подсолнечное масло, фонарь, куски старинного кувшина, ёмкость с песком, кис точки, ватман, картинки для коллажа, карта материков.
Ход занятия:
- Давайте, ребята, встанем рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. (Дети вегакп полукругом)
- Я вас приглашаю в увлекательное путешествие.
- Усмотрите, ребята, что стоит на столе?
Дети: Глобус.
-А что такое глобус и для чего он нужен?
Дети: Глобус — это макет земного шара. 11а глобусе можно найти все материки, реки, озёра, океаны, горы и даже страны, которые сущее IBYIOI на земле.
- Ч то на глобусе изображено голубым цветом?
Дети: вода — моря, океаны, реки, озёра.
- А как обозначена суша?
Дети: Суша на глобусе обозначена жёл тым, коричневым, зелёным оттенками.
Жёл тым цветом — это песок, коричневым горы (чем темнее оттенок, тем выше горы)
Зелёный цвет обозначает расти тельное i ь (деревья, кустарники, трава)
- Ребята, мы можем просто покру ти ть глобус и совершить небольшое пу тешествие. 11а протяжении многих веков люди стремились совершить кругосветное путешествие: кто на верблюдах, кю на морских судах, а кто просто пешком. Человек мечтал увидеть своими главами необъятную нашу землю и сделать откры тия.
- А на каком виде транспорта мы можем отправи ться в путешествие, чтобы осуществить свою мечту?
Дети предлагают, на каком виде транспорта они хотели бы соверши ть путешествие.
(ответы детей)
Какой вид транспорта для пае самый подходящий?
Дети: Самолёт.
- Теперь нам необходимо определи ть цель нашего пу тешествия.
- Цель нашего путешествия заключается не в простом созерцании окружающего, а в научно-исследовательской работе. 11о этому вею нашу
группу можно назвать научно-исслсдоваюльской экспедицией, а кто какую роль будет выполнять в пей, мы сейчас обсудим.
(В процессе обсуждения выбирают командира самолета, руководителя экспедиции (воспитателя), научных сотрудников: зоологов, историков, микробиологов, археологов, ботаников. Все надеваю! бейджи, выясняют, ч то делает каждый из членов экспедиции)
Зоологи — изучают жизнь животных,
Ботаники — мир растений,
Микробиологи микробы, бактерии, водоросли.
Историки культуру и прошлое народов.
Археологи изучают мир, который существовал много лез назад.
- Как руководитель экспедиции попрошу всех участников экспедиции взять необходимые вещи для вашей исследовательской работы.
Зоологи беру т картинки с изображением животных и п тиц.
Ботаники — картинки с изображением растений.
Микробиологи — микроскоп, колбы, пробирки, фонарик.
Историки набор откры ток с изображением разных городов.
Археологи лопатки, кисточки, картинки с изображением археологических находок.
11илот занимает место в кабине самолёта и всех приглашаем на борз самолёта.
- I Ipoiny пассажиров заня ть свои мес та в самолё те.
- Пристегните ремни ребя та, мы взлетаем.
(Гул взлетающего самолёта)
- Ребята, сядьте поудобнее в креслах самолёта, расслабьтесь. Пели посмотреть в иллюминатор, то можно у видеть облака, которые похожи на белую пушистую, мягкую вазу. Солнышко, которое играет со своими лучами и улыбается нам.
- Итак, наше путешествие начинается. Мы летим над Пвропой.
- А вы, ребя та, знаете какие с траны ссз ь в Нвропе?
Дети. Германия, Франция, Болгария, Польша.
Рез ь ещё и много других с тран, но вы будете изуча ть их в школе.
-Ребята, посмотрите и иллюминаторы, вон гам. на берегу океана лежи i огромный кит. Что же с ним случилось? 11рис i ei ни те ремни, самолёч приземляется. I Ionpoiny микробиологов взять вес необходимое для исследовательской деятельное i и.
- Давайте все выйдем ив самолёта и понаблюдаем за работой микробиологов, которые должны определить причину гибели кита.
Микробиологи разворачивают микро лабораторию и бер i пробу воды. Наливают в пробирку загрязнённою вод и рассматривают под микроскопом.
- А мы с вами понаблюдаем ва ними.
Микробиологи Воды океана загрязнены равными нефтяными отходами.
- Масляная плёнка покрываем поверхность воды. 1 кптому солнце и воздух не проникает В глубь и з-за лого животные и рыбы гибнут.
- От кого зависит чистота наших водоёмов?
(ответы детей)
- Подводный мир прекрасен и разнообразен.
>1 предлагаю опустить на дно океана подводную видеокамеру для того, чтобы понаблюдать за жи знью животных и рыб. А мы всё что увидим на мони торе.
(обзор подводного мира на жрапе)
Физмипу 1 ка.
Среди водорослей зелёных
броди I с тайка рыб холёных
И они, и конь морской
11рячутся 13 траве гусчой.
11о от нас им не укрыв вся,
1 lac влечёч к ним любопытство.
- Ребя та, а теперь возвращаемся на борз самолёта и садимся все на свои
мес та. Взлетаем. Прощаемся с Америкой, летим в Африку тточ необычный, загадочный кон тинент.
-Кто и з вас был в Африке?
(ответы детей)
- Кто ни будь видел пирамиды?) то очень древние постройки.
Какие животные обитаю! и какие upon зраегакл растения в Африке?
Зоологи Животные Африки разнообразны: обезьяны, крокодилы, слоны, бегемоты, жирафы, зебры, носороги, антилопы.
Ботаники — здесь растут редкие деревьяб баобабы, пальмы, пробковые и кау11 у ко в ы е дсрев ья.
- Ребята, посмотрите в иллюминаторы, пролегаем над Африкой.
- Археологи здесь ведут раскопки и находя i много интересного.
Мы при земляемся. Давайте вместе понаблюдаем за работой археологов.
1 Усмотрите, у археологов есть инструменты, необходимые при раскопках. Лопатки, кисточки, лупа. Среди развалин городов учёные находя! осколки посуды и другой утвари. Они их берут очень осторожно, смахивая пыль, песок кисточкой.
- Ребята, посмотрите, наши археологи веду г раскопки. Они нашли осколки старинной посуды. Когда соберу i много осколков, смогут собрать их вместе и определить, какое количество лез посуда пролежала в земле.
- А ту находку они исследуют в лаборатории, а за тем оздадуз в музей.
А теперь возвращаемся на борт самолёта. Экспедиция наша заканчивается.
Покидаем Африку. Прошу всех занять места в самолёте. Взлетаем. Наше путешествие подходит к концу.
(Звучит спокойная музыка)
- Вот мы и дома. Какими впечатлениями вы можете поделиться после путешеествия?
(ответы детей)
- Наша земля богата полезными ископаемыми, животными, птицами, рыбами, растениями. Давай те вспомним о том, кто где живём и что где растёт.
(Дети отражают на карте животных и растения)
(Дети встают в круг)
Стихи.
Давайте, люди дружиз ь друг с другом.
Как птицы с небом, как трава с лугом.
Как ветер с нолем, ноля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, беречь планету.
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать бел нас она?
Давайте беречь от невзгоды любой Большой и доверчивый шар голубой! Давайте, ребята, назло непогодам Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим. (В. Орлов)
|