Цель игры:
- Тренировать у детей аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнивания и отличительные признаки путем сравнивания.
- Развивать у детей алгоритм системного мышления, выделять причины взаимодействия и не взаимодействия.
- Закрепить свойства живых объектов природного мира и не живой природы;
- Учить видеть объекты ближайшего окружения, а также явления природы;
- выделять временную зависимость, складывать и закреплять понятия об общественных отношениях.
- Развивать память, внимание, воображение, монологическую речь, формировать умение выражать свои мысли, обогащать словарь.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Словарная работа: Планета Земля; окружающая природа; предметы, живая – неживая природа; рукотворный мир, сходство и различие. Схема, классификация.
Оборудование: Карта мира; предметные картинки; слова для чтения.
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на игровом этапе состоит из двух частей – рукотворного и природного мира. Обозначения определяются вместе с детьми: цветом или в виде фигуры руки и дерева.
В игру могут играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть «модели мира», а затем воспитатель обобщает.
Игру можно использовать любой детской деятельности.
Обозначения в секторах усложняются с возрастом. Если в младших группах рисунки, то в старших группах обозначения можно заменить буквой, схемой или цветом.
Скачать конспект
Правила игры:
1. С 3-4 лет.
Воспитатель сам показывает, помещает, раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Ход игры:
Воспитатель: — «Что изображено на картинке?»
Ребята: — «Яблоко»
Воспитатель: — «К какому миру относиться яблоко?»
Ребята: — «К природному, потому что оно растет на дереве.»
Воспитатель: — «Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели мира?»
Ребята: — «Потому что она неживая, её сделали на заводе люди и т.д.
2. С 4-5 лет.
Воспитатель раздает картинки, дети определяют, к какому миру относятся изображенные предметы. Если объект относиться к рукотворному миру, то требуется определить, к какой функциональной группе он относиться (одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д.)
Расширение этой части модели мира происходит постепенно, с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
3. С 5-6 лет.
В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства. Тем самым у детей будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях (день – ночь, мама и дочка, водитель – пешеход).
Многоплановость.
Игру можно использовать на всех видах занятий:
- Музыкальном (инструменты, виды танца)
- ИЗО- деятельности (краски, рисунки)
- ФЭМП (геометрические фигуры, цифры)
- Грамота (буквы, картинки)
- Ознакомление с окружающим миром (живая- неживая природа, сходства, различия)
- Развитие речи (обогащение словаря, качество предметов, части предметов)
|