Театрализованное представление «Спящая красавица — Наурыз» по мотивам народных казахских сказок и легенд
Цель: Воспитывать основы национальной музыкальной культуры, совершенствовать навыки детей по всем видам слушательской, исполнительской, музыкально – познавательной и творческой деятельности.
Развивать стойкий интерес как к музыкальному народному искусству вцелом, так и к конкретным музыкальным произведениям.
Развивать сценическое творчество детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованного представления.
Формировать активное восприятие музыкального искусства у детей, воспитывать интерес и желание передачи музыкальных образов средствами ритмо – пластики.
Музыкальный репертуар:
- «Адай» ??рман?азы (аудио группа «Улытау»)
- «Кероглы» Даулеткерей (аудио группа «Улытау»)
- «Кенес» народная (аудио, ансамбль древних народных инструментов).
- «Бозинген» народная (аудио, ансамбль древних народных инструментов)
- «?збек к?йі» Халы? к?йі (аудио, ансамбль древних нар. инструментов)
- «Арманым» А. ?оразбаев.
- «Тентегім». Р. Рымбаева.
- «Бейбіт ел» Ю. Чупина.
Действующие лица и исполнители:
- Старик- кукла, водимая ребенком.
- Старуха — ------------------------------
- Мальчик-------------------------------
- Птенцы- -------------------------------
- Дракон- кукла, водимая взрослым.
- Пери- дети
- Огонь- дети
- Батыр- взрослый
- Птица- взрослый
- Перед закрытым занавесом появляется ведущий.
Ведущий.
В мире много сказок, Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них.
В одной сказочной стране у Султана и его жены родилась дочь. И
назвали ее Наурыз.
Раздвигается занавес. Под шатром из разноцветного шифона сидят султан и его султанша, которая качает колыбель.
На радостях Султан позвал всех фей и волшебниц своего
королевства на праздник, а про одну волшебницу, самую
сердитую, которую звали Суыккемпир — волшебница Холодина,
забыл. И вот что произошло…
Звучит музыка, водят феи и волшебницы.
Пери Алтынгуль: Приветствую тебя о, Великий Султан! Я – пери
Алтынгуль. Я привела на праздник своих младших сестер:
пери……………………………
Мы пришли с подарками для маленькой царевны Наурыз.
Пери по очереди подходят к колыбельке и говорят свои пожелания.
Пери 1: царевна Наурыз, ты будешь красива и нежна, как первые
весенние цветы – подснежники.
Пери 2: дарю тебе, царевна Наурыз, добрый нрав. Ты будешь умной и
веселой.
Раздается удар грома, испуганные пери убегают, кроме Алтынгуль.
Появляется Суыккемпир. Султанша вынимает из колыбели малышку и прижимает к себе. Султан обнимает жену за плечи.
Суыккемпир: о, несчастный Султан! Ты посмел забыть обо мне и не
пригласил на праздник! Меня, могущественную Суыккемпир! За
это я тебя накажу! Да, твоя дочь Наурыз будет прекрасна, добра и
умна. Но… когда она подрастет и научится считать до семи, она
умрет! Ха-ха-ха!
Суыккемпир, потрясая кулаками в воздухе уходит.
Алтынгуль: не пугайтесь, Султан и султанша. Ведь я еще не вручила своего
подарка. Не бойтесь, принцесса Наурыз не умрет, а заснет
долгим сном, и будет спать до тех пор, пока прекрасный принц
не разбудит ее.
Взмахивая волшебной палочкой, пери уходит.
Занавес закрывается.
Ведущий. Незаметно летело время. Царевна Наурыз подросла и стала очень
красивой. Доброй и умной девочкой.
Снова открывается занавес. Под шатром садик с цветами. Выходят Султан и султанша и ведут за руки царевну Наурыз.
Султан и султанша вместе: Весна пришла! Весна пришла! И вся природа ожила! Повсюду расцвели цветы,
Деревья, клумбы и кусты. Наурыз. Это я – Весна-краса, С собой солнце привела. Будем солнышко встречать,
Будем песню запевать.
Исполняется песня «Веснянка» муз. Люзинской.
Ведущий.
По опушке шла Весна Ведра с дождиком несла. Оступилась на пригорке – Опрокинулись ведерки.
Пошел дождик, и сразу появились на полянке необычные цветы.
Выходят девочки с закрытыми зонтами в руках.
1 девочка.
Что за странные бутоны: Желтый, розовый, зеленый? Этот в клетку – красно-синий, Тот – из разных ярких линий?
Все на длинных стебельках, Не на клумбах, а в руках.
2 девочка.
Хлынул дождик с высоты- Распустились все цветы! Хлоп! – один, Хлоп! – другой –
Полосатый, голубой!
3 девочка.
Распускаются цветы – Раскрываются зонты! Дождик, дождик-водолей, Превратил в цветы людей!
Проводится игра с зонтиками. Ведущий. Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем – Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Проводится игра «Радуга-дуга».
Входят волшебницы, они растягивают цветные полотна на уровне опущенных рук. Они взмахивают полотнами, поднимая их куполом. Несколько детей (и Наурыз вместе с ними), участвующих в игре должны под музыку танцевать под «радугой» и постараться выбежать до того момента, когда полотна опустятся.
Ведущий. Залюбовалась царевна Наурыз семицветной радугой.
Звучит тревожная музыка и появляется Суыккемпир укутанная в платок.
Суык кемпир. Девочка Весна, Наурыз, где ты?
Наурыз. Я здесь, аже. (подходит к Суык кемпир).
Суык. Старенькая я стала, вижу плохо. Помоги мне, деточка, у
радуги цвета сосчитать!
Наурыз. 1 – это красный (по-казахски),
2 – это оранжевый,
3 – это желтый, и т.д. (дети помогают девочке Весне
считать)
Суык. (Сбрасывает платок)
Сосчитала до семи –
И сейчас же ты засни!
Суык взмахивает руками, раздается удар грома. Наурыз зевает укладывается на приготовленную софу и засыпает. К ней подбегают Султан и султанша, безуспешно стараются ее разбудить, плачут.
Звучит жизнеутверждающая музыка Пери Алтынгуль, появляется сама пери.
Алтынгуль. Утештесь, Султан и султанша. Ведь уже на помощь царевне Наурыз спешит ее спаситель.
По весенним крышам громко Барабанит первый гром. Молодой Мамыр царевич, Машет огненным копьем!
Входит царевич Мамыр (Май) в доспехах батыра.
Мамыр. Я зову тебя на бой, Суык кемпир!
Наурыз как разбудить?
Ну-ка, подскажи мне!
Суык. Драться с женщиной, фи! Давай лучше сделаем так: если
отгадаешь загадки, сможешь узнать, как разбудить Наурыз.
Мамыр. Я согласен!
Суык. Ну, тогда слушай.
Хлеба не ело, Водицы не пило, А всех обогрело, И всех осветило.
(солнце)
Исполняются упражнения с желтыми ленточками.
Алтынгуль. Стали солнечные лучи землю согревать.
Лучик.
Все работают с нами; Где уж тут усидишь! Мы сбиваем снежками Льдинки звонкие с крыш.
Проводится игра «Сорви сосульки».
Пери высоко держат веревку с прикрепленными к ней сосульками. Трое-четверо детей, подпрыгивая, срывают сосульки. Побеждает учасник, который больше всех сбил сосулек.
Алтынгуль. Смотрите, у Наурыз на солнышке щечки порозовели.
Мамыр. Какая твоя вторая загадка, Суык кемпир?
Суык. Не торопись, батыр. Слушай.
С неба радуга-дуга Опустилась на луга, И в росе для красоты Распустились все… (цветы).
Исполняет «Танец цветов» на музыку песни Л.Мельниковой
«Кошкелді? к?ктем».
По окончании танца царевич Мамыр собирает на поляне заранее разбросанные цветы и несет букет Наурыз, дает ей понюхать.
Алтынгуль. Вдохнула Наурыз аромат цветов – у нее реснички задрожали.
Суык. Ну, а последнюю загадку ни за что не разгадаете.
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручей). Ручеек. Бегу я как по лесенке, По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Исполняется песня «Ручеек» муз. Лукониной.
Пери Алтынгуль протягивает царевичу Мамыру ковшик с «водой» и полотенце. Он умывает Наурыз и вытирает ей лицо полотенцем. Наурыз просыпается и встает.
Алтынгуль.
Вот и пали чары злые. Победили Холодину. Снова девочка Весна Весела и хороша.
Суык.
А мне придется уходить. Буду дома слезы лить. Мамыр. Я хочу, чтоб птицы пели, Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы были голубые небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса.
Наурыз.
Я хочу, чтоб солнце грело, И березка зеленела, А под елкой жил смешной колючий еж. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый дождь! Алтынгуль. Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны. Ведущий. Чтоды утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире не было войны!
Исполняется песня «Наурыз — новый год» муз Л.Мельниковой.
|