Играем в театр
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
Характерная особенность детей с общим недоразвитием речи — сниженный познавательный интерес. Воспитателям часто приходится задумываться, как преодолеть детское «не хочу». На занятиях одни дети быстро утомляются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но задания не слышат. В процессе обучения обнаруживают повышенную возбудимость, трудно управляемы. Педагогам знакомы черты негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости детей с речевой патологией. Часто возникает необходимость искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых полноценное воспитание невозможно.
Неоценимую помощь в логопедической работе в целях коррекции речи и личности ребенка оказывают игры в театр. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх – драматизациях, которые проводятся в течение всего курса коррекционно – воспитательной работы в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. Работая с детьми над инсценировками, мы не стремимся обучать их актерскому мастерству. Участие в играх – драматизациях дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить правильно, выразительно, свободно. Способность к перевоплощению присуща всем людям, а детям в особенности. Занимаясь театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь детей более интересной, насыщенной. Попутно мы решаем речевые задачи – способствовать преодолению аграмматизмов в речи детей, обогащать словарный запас, совершенствовать связную речь.
Обучение по всем разделам программы в логопедической группе проводится в рамках определенных лексических тем. К примеру, «Новый год», — это тема последней недели декабря. На этой неделе мы разыгрываем с детьми небольшой диалог Г. Виеру «Медведь»:
- Ты куда идешь, медведь?
- В город, елку приглядеть!
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму, в свое жилье!
- Что не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
Совершенствуя навык образования притяжательных прилагательных при изучении темы «Дикие животные», разучиваем инсценировку «Сорока и заяц»:
Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Заяц. Э-э, Сорока, все равно, плохо…
Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье…
Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи ногти!
Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа – то у меня все равно заячья…
(Н. Сладков)
Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр
- игры — драматизации
- игры — представления (спектакли).
Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и у Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста — игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра — драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность. Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы — соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.
Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:
- Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость, смущение, мобилизуют внимание, память. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут справиться с речевой патологией, почувствовать себя уверенно среди сверстников.
|