Консультация для педагогов — выразительность речи
Выразительное чтение
Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо, считается неприличием. А.П. Чехов
Введение
Речь – орудие труда педагога.
Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.
Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.
Скачать: Консультация для педагогов — выразительность речи (презентация)
Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Зачем учить стихи
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание – обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.
Почему стихи классиков.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучиться к гармонии русского слова, сердце преисполниться чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» В.Г. Белинский.
Стихи классиков
Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Выбор стихотворения
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово.
Важно, чтобы стихотворение понравилось ребенку.
Порой дети очень быстро проговаривают текс, проглатывая окончания. Необходимо сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.
выразительность чтения стихов самим педагогом
От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. «Воспитатель не имеет права, писала Е.И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей».
Задачи, которые должен преследовать воспитатель на занятиях по заучиванию стихотворений:
Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.
Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.
Обеспечить запоминание.
Научить выразительно читать перед слушателями.
Воспитывать любовь к поэзии.
выразительность речи дошкольника
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.
Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.
что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя.
Выделяют следующие критерии и показатели выразительности речи дошкольников:
интонационные (интонация, ритм, громкость, темп);
визуальные (жестикуляция, мимика, поза, перемещения в пространстве говорящего).
Средства интонационной выразительности
Темп
Тембр
Регистр
Ритм речи
Динамика
Логическое ударение
Звуковысотный рисунок
Интонация
Формирование выразительности
- образец выразительного чтения взрослого (как основной прием)
У дошкольников выразительность речи развивается в подражание взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов
подсказывание нужной интонации;-напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении
Формирование выразительности
-чтобы правильно воссоздать чувства:
проанализируйте характер персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая)
-заучивание стихов развивает у детей чувства ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или отстукивать ритм.
Чтение стихов
«Киска» И. Жуков.
Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
Не могу я с вами жить
Хвостик негде положить (обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете (сердито)
Чтение стихов
«Строитель» Г. Ладонщиков.
Клювом, точно долотом (ритмично, передовая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает, (озабоченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
-Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный торчишь!
-Я не даром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
Чтение стихов
«Черепаха» К. Чуковский.
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги, (обрадованно)
присядем и вытянем ноги»
На камень лягушки кладут узелок. (не спеша)
«Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!» (в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
«Да ведь это же черепаха» (умеренно громко, удивленно)
Спасибо за внимание
Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова Т
|