О межгрупповой враждебности. Или где попрятались экстремисты.

Автор статьи: Станислав Шуда

Начну издалека. Все мы знаем, что не только люди конфликтуют между собой, но и группы. Когда одно сообщество - очень не любит другое. И это выростает во вполне заметный конфликт.

Данное направление изучается социальной психологией. На сегодня оставлю в стороне исследования о влиянии личности на межгрупповой конфликт. А прошу взглянуть на некоторые теории группового уровня.

Первого вспомним Дональда Кемпбела с его теорией реального группового конфликта, который утверждал, что основная причина конфликта - борьба за ресурсы. Он выделил такие условия конфликта:

- конкуренты группы, а не люди
- ограниченные ресурсы: материальные и символические (это интересно - например: статус, престиж, степень влияния на которую претендует группа) 
- противоречия в прошлом, настоящем или будущем
- взаимодействие как "игра с нулевой суммой"(это когда один выиграл, второй точно проиграл. Не может быть распределения)

Здесь я акцентирую внимание на том, как обстоят дела в некоторых тренингах, мужских тренингах, новых религиозных организациях в целом, и в Севастополе в частности.

Однозначно есть деление на своих и чужих - что предполагает формирование группы. Однозначно есть мотив конкуренции за ресурсы - "мы должны заработать", или "нам важно заявить о себе". Однозначно есть мотив противопоставления и противоречия между взглядами группы и остального мира. И, как правило, неявно маячит идея о том, что надо выиграть и быть победителем. 
Из всего этого я осмелюсь делать вывод о том, что данные объединения людей по своей сути склонны продуцировать конфликт между собой и всем окружающим обществом. Это ещё не экстремизм, но тут благодатная почва.

Вторая: теория относительной депривации. Её разрабатывали Самуэль Стоуфер, Уолтер Ренсимен, Джеймс Дэвис. Согласно их теории - причина межгруппового конфликта - ощущение группой депривации(облома, несправедливости, неверного распределения ресурсов). Т.е. люди уверены - что кто-то богаче их, и что положение их группы хуже, чем положение других и поэтому нужно бороться. Тут связаны факторы эмоций и сознательного анализа. Поэтому люди так свято верят в это. Ещё немного марксизмом пахнет. Но немного.

Тоже актуально в городских движениях. Сначала упорно педалируется идея о том, что мы не так достойны. А потом людей и мотивировать не надо. Это ещё более благодатная почва для экстремизма.

Рассмотрим также теорию социальной идентичности, предложенную Генри Тешфелом. Согласно её люди воспринимают себя как члена группы - социальная идентичность. И через группу человек определяет себя как личность. И причина конфликта - стремление защитить себя свою Я-концепцию. А это крайне мощный мотив. 

Т.е. если мы определяем себя как граждан самой лучшей в мире страны, то вполне себе может захотеться поубивать каждого, кто скажет что-то плохое о стране. Или о их бизнес-тренере. Или о их самом крутом мужском тренинге. И если не поубивать - то удила закусит человек. Знакомо? А то! Для этого человек, использует разные способы - рассмотренные автором. Но о них не будем. Растянется статья.

И последняя: теория самокатегоризации Джона Тернера, который утверждал, что существует три уровня восприятия людей: личный, групповой и общечеловеческий. И именно на групповом уровне люди стремятся сделать мир "определённым". Здесь и возникает межгрупповой конфликт - когда делят свою и чужую группы на определённые категории. Эта теория перекликается с теорией социальной идентичности Колина Лича и коллег, которые уточняли - что люди обязательно делят на "хороших нас" и "плохих их".

Даже не хочу приводить в пример организации и группы - которые именно так и думают. Осознанно или нет делят город на "посвящённых, знающих, достигающих" и "лентяев, негодяев, негативистов". Вы сами легко сможете увидеть эти наиплодороднейшие почвы экстремизма, шовинизма и ксенофобии. 

Они дают людям:

- мотив смысла: делают жизнь осмысленной
- мотив преемственности: позволяют связать воедино прошлое, настоящее и будущее.
- мотив принадлежности: позволяют почувствовать приятие и поддержку со стороны других людей
- мотив эффективности: позволяют почувствовать себя эффективными и добиться цели
- мотив самооценки: повышают самооценку
- мотив отличия: позволяют почувствовать своё отличие от других людей

Вот Вам и простые критерии для определения групп и сообществ в которых потенциально возможно взращивания конфликтно настроенных индивидов. И которые ни разу не полезны для общества в целом.



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Волшебный предмет»
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Путешествие в Безмолвие»
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь