Бархатное насилие: "это для твоего же блага".

Есть в нашей культуре такая черта - стремление родителей, учителей и прочих взрослых причинить добро детям. Даже если объект причинения добра сопротивляется.

В разных возрастах содержание этого "добра" различается:

  • до трёх-четырёх лет это в основном медицинские процедуры - например, отвести ребенка к зубному, который, не церемонясь, влезает в рот пациенту и причиняет боль.
  • в дошкольном возрасте - заставить доесть противную кашу, да еще и наградить медалькой: "Молодец, ты хорошая жертва, спокойная и добровольная",
  • про школьников: отвести в секцию по боксу - ты мальчик, и из тебя пора делать мужчину! (неважно, что ты не хочешь)

Бархатное насилие это для твоего же блага

И если младший школьник покапризничает, да и пойдёт, то в подростковом возрасте всё обостряется: многие подростки от капризов переходят к активному сопротивлению - дерзят, дерутся, отказываются подчиняться, игнорируют.

Заставлять учиться, отправить к репетитору, выбрать за него профессию и ВУЗ становится всё сложнее.

Что делать? Во-первых, давайте для начала признаем: это – насилие. Бархатное такое, легализованное культурой, причиняемое из любви исключительно и оправдываемое народными массами. Но насилие.

Оправдывается оно обычно тем, что "во благо". Действительно, лечиться надо - хочет ребенок пить микстуру или нет. Но, во-первых, такие случаи - когда "надо-надо" - достаточно редки. Во-вторых, вместе с принуждением мы совершаем и другие родительские грехи, которые хуже самого факта принуждения:

1. Игнорируем чувства и потребности: "Мало ли что ты хочешь", "тебе не может быть больно".

Чем заменить? Честно признать за ребенком или подростком право чувствовать и хотеть то, что хочется и чувствуется. И далее - в зависимости от ситуации - согласиться, возразить, запретить, обсудить последствия.

· "Да, тебе больно, но это необходимо для... и скоро закончится."

· "Если тебе не нравится, давай обсудим альтернативы (или последствия твоего выбора)"

· "Мне сложно принять твой выбор, но это твое право"

2. Делаем вид, что насилие - это нормально или даже правильно и хорошо: "Все терпят и ты терпи", "Сам виноват, нечего было..."

Что делать с этим? Как минимум - не оправдывать насилие, например, крик учителя или физическое наказание дома. Сорвались – извинитесь перед ребенком. Не говорите "Сам заслужил" - заслужить насилие нельзя.

Научите ребенка, что бить и кричать на него никто не имеет права, и тот, кто так делает - неправ. Можно уйти, можно защищаться, или - если возможно - не обращать внимания - но ребенку важно помнить при этом, что это неправильно и не брать на себя вину за происходящее.

Поддержите ребенка, если он стал жертвой насилия или испуган: "Тебе больно и обидно, что с тобой так поступили. Но я с тобой, здесь ты в безопасности".

3. Путаем просьбу с требованием (ведём себя непоследовательно)

- Сходишь к дедушке?
- Нет.
- Почему?
- Не хочу.
- Как это не хочешь?!!

Здесь вроде всё просто - требовать только то, что обязательно. Вам кажется, что для Вашего сына или дочери обязательно всё, что Вам захочется? Тогда имеет смысл разделить листочек пополам, и в одном столбце написать: "Обязательно", а в другом - "Хотелось бы".

В левом столбце должно оказаться то, что касается Вас и окружающих напрямую - например, "Не драться", "Убирать свои вещи из гостиной", а также установленные (желательно, совместно) обязанности: например, "посещать школу", "мыть посуду", "выносить мусор". Это Вы можете требовать безоговорочно.

В правый впишите всё остальное: "посещение музыкальной школы", "помощь дедушке" - это то, что Вам хотелось бы, и о чем Вы можете попросить ребенка. Но будьте готовы получить в ответ на просьбу как "да", так и "нет".

Ну а если в Вашем доме помощь дедушке - обязательное дело, то при этом хотя бы признайте за подростком право не хотеть и не радоваться, помогая дедушке.



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Инвалидирующее окружение. "Что ты выдумываешь" и "тебе не больно"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь