Почему многие так хотят свободы, но редко её получают?

Автор статьи: Алексей Ромащук

Почему многие так хотят свободы но редко е получают

Почему многие так хотят свободы, но редко её получают?

«Однако как человеческий феномен свобода

- нечто слишком человеческое»

Виктор Э. Франкл.

Обычно этот вопрос считают философским и предпочитают не отвечать на него.  Но так часто именно свобода волнует людей, обращающихся к психологу. А результат  удачной психотерапии сравнивают с освобождением человека. Ирвин Ялом называл психотерапию вторым рождением. О свободе написано книг не меньше, чем о любви.  Я хочу рассказать свои мысли о свободе и психотерапии.

В условиях внутриутробного развития и раннего детства ребёнок находится в слиянии с материнской фигурой и миром в целом. Ребёнок не чувствует, где заканчивается его самость. Именно тогда формируется  понятие свободы, как удовлетворения всех наших желаний «хочу», «не хочу».

Инфантильная свобода  чувствуется как полное отсутствие внутренних границ и ответственности. В дальнейшем именно такое понимание свободы руководит детским поведением. Сталкиваясь с миром, мы пытаемся отстоять эту свободу через:

  1. Сохранение уединения;
  2. Завоевание силой;
  3. Слияние с другими людьми.

Инфантильная свобода это что-то отрицательное и выражается словами « если бы не …, то я был бы свободен», «когда у меня будет …, я буду свободным» и т.д.

В жизни часто встречается именно инфантильное понимание свободы. Это просто проверить, задав вопрос «Как думаешь, человек может всё?».  Многие считают утверждение «Человек может всё или почти всё!» аксиомой и лишь иногда оправдываются «Человек может всё, но я нет».  Такое мнение, не важно, осознанно оно или нет, сильно влияет на поведение и не так безобидно, как кажется. Инфантильное представление о свободе - это часть невротической личности.

Как же разобраться в этом и стать по настоящему свободным и не оставаться в плену невротических иллюзий?

Давайте рассмотрим три сферы реализации свободы:

  1. Я свободен по отношению к себе.
  2. Я свободен по отношению к миру.
  3. Я свободен по отношению к своей жизни в целом.

Обычно невротическое мышление спотыкается на первых двух сферах. И тогда запрос к психологу звучит так -  «Это не моё тело, я заперт в нём!», «Я хочу убежать на необитаемый остров!», «Я не чувствую себя свободным!».

А дело в том, что мы не свободны по отношению к себе и не свободны по отношению к другим людям и миру в целом. Не свободны в инфантильном понимании свободы, когда удовлетворяются все наши «хочу» и «не хочу». У нас есть ограничения: физиологические особенности, умственные и душевные способности, социально-экономические рамки. Всё это ограничения человека и казалось бы  должны мешать свободе.

Здесь возникает парадокс. В стремлении к инфантильной свободе мы отдаляемся от жизни и становимся одиноки, несчастны и зависимы.

Как же найти иное чувство свободы и взрослое представление о ней?

Стать свободным можно только, через принятие этих границ. «Да, я всего лишь человек!» «Это мой мир и люди вокруг живые люди!».

Кажется простым,но почему этого сложно достичь?

Мы не чувствовали и не знаем ничего кроме детской свободы. Наши родители редко знают свои границы и часто воспитывают нас не правильно.  И просто нам бывает страшно: страшно умирать и страшно жить, страшно привязываться к ближнему, страшно быть отвергнутым и так далее. Чтобы жить свободным, нужна приличная смелость.

Сейчас большая часть психологических проблем у людей возникает из-за непонимания своих границ и созависимых отношений. Если в процессе консультирования и психотерапии выстраивать границы снаружи личности,  регулировать только  сферу «Я свободен по отношению к миру»  и не затрагивать вопрос принятия себя. В результате такой терапии только умножатся психологические защиты, а понимание свободы так и останется незатронутым.

Понимая и принимая свою ограниченность и границы окружающего мира, мы берём ответственность за себя и свою жизнь. Моё любимое психотерапевтическое упражнение для принятия себя - листок на холодильнике, ежедневно гласящий «Я обычный человек». 

Приняв ответственность мы обретаем свободу и любовь к своей жизни в целом. Свобода теряет своё негативное значение и перестаёт быть компенсацией детских желаний и слабостей. Наша свобода взрослеет и говорит «Я могу!»

Есть множество путей ощутить свободу: любовь, религия, красота, творчество, страдание и конечно психотерапия. Я выбрал профессию психолога консультанта и убеждён, что психотерапия это уникальный метод самосовершенствования. Не единственный, но доступный. Не гарантированный, но действенный.

Для меня нет границы между философией и психологией и мой выбор это экзистенциальное направление. Решение многих философских вопросов эффективно избавляет людей от психологических проблем и наоборот.



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему так страшно быть свободным или 4 ловушки бегства от свободы
  • Вкус свободы: Свобода vs любовь
  • Вкус свободы «Свобода vs гарантии»
  • Хочу счастья: денег, любви, свободы…
  • хочу свободы
  • Чайлдфри – признак свободы или психологических проблем?
  • Человек как Существо принимающее Решения в контексте Судьбы и Свободы.
  • 50 оттенков свободы: как понимаю свободу я и как вам понять ее?
  • Границы собственной свободы или ловушки созависимости
  • Границы собственной свободы или ловушки созависимости
  • Хочу жить свою жизнь, но не знаю, чего хочу именно я
  • Сексуальность: ограничения или свободы?
  • Освобождение себя. Самореализация в аспекте свободы
  • Отношения с миром с точки зрения Свободы и Эффективности
  • Феномен свободы выбора в теории гештальт-консультирования
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • От финансовой свободы вас отделяет всего 4 шага. Как перестать быть бедным?
  • Почему не существует свободы воли?
  • Философия личности и свободы - вечерние чтения
  • Любовь. Территория свободы
  • Свободолюбивые Коты и освоение своей свободы их хозяевами
  • Трагедия свободы воли современного человека
  • «Cтрасть, лишающая человека внутренней свободы»
  • Хочу быть свободным, но ...
  • День свободы или как жить в свое удовольствие
  • Аэрофобия - отсутствие свободы
  • Чувство свободы.
  • «Я свободен!» или что значит «делать, как хочу»
  • Правила свободы от тревоги. Часть 1
  • Проблемы любви, одиночества, смерти, свободы, освещенные в фильме «Когда Ницше плакал»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь