Материал публикуется с согласия клиента.
Примечание: в фигурных скобках написаны мои комментарии к разбору сновидения. Манера речи клиентки сохранена.
Дарья:
- Сон кошмарный, в нем я испытывала много страха. Причем было ощущение, когда я проснулась, что он мне уже снился. Прошлый раз он тоже меня мучил, только я не могла его вспомнить. Итак, две комнаты, в одной страшное существо мужского типа, как бы властитель и насильник, в другой комнате женщины. Они заходят к нему по очереди, и каждая чем-то откупается: кто-то раздевается перед ним, кто-то дает деньги, а кто-то уговаривает, и он их отпускает – вернее, оставляет им жизнь. Для меня он одновременно и мужчина и существо.
{Тут проявляется особенность языка сновидения: в одном образе заложены предпосылки ко многим другим, поэтому он такой неясный, собирательный}.
- Первая ассоциация у меня была со сказкой «Синяя Борода». Когда я зашла в его комнату, он предложил мне игру с ножами. Мне стало ещё страшнее, и я предложила с ножами станцевать. Он согласился, и я стала танцевать, водить ими по своему телу; это начало его возбуждать. Он приказывал мне продолжать, в итоге танец его не удовлетворил, а ещё больше возбудил. Он хотел из меня выжать побольше страха. Моё состояние доходило до пика, я больше не могла терпеть этот страх, и убежала в другую комнату к женщинам. Захлопнула дверь и стала держать, а он стал её толкать и говорить: «Я тебя всё равно вижу, иди сюда. Ты мне нужна, моя любимая жертва, мы будем играть до смерти». Таким иноземным страшным голосом это всё говорил. В этот момент я проснулась, меня всю трясло. А женщины во сне вообще равнодушно ко мне относились – мол, разбирайся сама. Страх и эротизм. Когда он играл с ножами, он хотел довести меня до исступления, до смерти.
- Давай говорить в настоящем времени. Где это всё происходит?
{При разборе сновидения, а тем более при погружении в него важно рассказывать в настоящем времени: это создает эффект присутствия и проживания}.
- Это темное сырое помещение, и там большая, тяжелая дверь между комнатами. Такая подвальная атмосфера. Эти женщины тут живут, не на свободе. Тут есть какая-то жизнь. У них всё по договору. У меня недоумение во сне, что кому-то – деньгами, кому-то раздеться, а со мной он говорит, что мы будем играть до смерти. Он меня не отпускает и не отпустит ни при каких обстоятельствах. Я пытаюсь откупиться, а его мой откуп заряжает на то, чтобы продолжать и продолжать.
- А ты всё это делаешь из страха?
- Да… Там ещё что-то есть. С одной стороны, мне страшно, с другой стороны, нравится, но я не хочу заходить слишком далеко. Того, что он потом делает с ножами, этого я больше не хочу. Мне нравится заигрывать, накалять атмосферу, а дальше уже не хочу, потому что не выдерживаю.
- А в жизни бывало так, как ты сейчас описала?
- Бывали моменты… Похоже на отношения в постели. Очень сильно пугалась… Умереть, наверное. У меня всегда присутствует контроль. В этом сне он получает надо мной власть этими ножами. Когда я танцую с ножами, это, конечно, опасно, но я контролирую то, что я делаю. Когда он берет их в руки, и начинает со мной играть, - у него власть, а я так не могу.
- А ножей два?
{Уточняющие вопросы помогают глубже погрузиться в пространство сна}.
- Ножей много, есть такое ощущение.
- Давай пойдем по образам. Какие у тебя ассоциации связаны с ножами, в принципе?
- Острый, опасный, боль, режущий, протыкание, разрыв, разрезать всё, расчленить, разрубить. Но больше проникающие образы, фаллические.
- Ок, какие у тебя ассоциации на «много женщин»?
- Содом, проституция… ступор…
- Представь, ты заходишь в магазин, там много женщин (просто, вне контекста сна)
{Такой прием выхода из контекста помогает обогатить и расширить смысловую составляющую образа}.
- Кошки, тело, телесность, части тела, женские объемы, груди…
- А Содом для тебя это что?
- Когда в одном пространстве много женщин. Именно с этим сном эта ассоциация связана.
- А вне контекста сна Содом это что?
- Хаос, безобразие, непонятно, много шума, крика, беспорядок, беспорядочность, неизвестность, непорядочность, много движения, отсутствие контроля. Всё шумит, летает, и голова от этого разрывается.
- Хорошо, достаточно. Какие ассоциации к образу Чудища мужского?
- Заигрывание, отношения, интерес, власть, сила, смерть.
- Откуп. Образа такого во сне нет, но слово фигурирует, и оно, похоже, главное.
- Откуп – это когда ты что-то даешь, чтобы сохранить жизнь. Откупиться, чтобы не рисковать и остаться в этой несвободе. В том помещении очень много духоты. Эти женщины откупились, но они находятся в этом помещении.
- Они постоянно должны откупаться?
- Видимо, да.
- А от чего вы откупаетесь? От игры, от смерти?
- Получается, от игры, потому что неизвестно, будет ли там, в конце, смерть. Она заходит в комнату, и там ей можно с этим чудищем долго взаимодействовать, но чем дольше, тем страшнее, и непонятно, что там дальше будет. Поэтому она дает ему деньги – и всё, он ее отпускает.
- Есть одна женщина, которая выделяется из толпы, – это женщина с деньгами.
- Я видела, что одна платила, но, мне кажется, многие платили.
- Женщина, которая дает деньги, - это кто?
- Я ей завидую. Она просто дала деньги, и ее отпустили. А у меня он не взял деньги -только захотел, чтобы я с ножами игралась.
- И как тебе женщина с деньгами?
{Тут тоже происходит выход из контекста. Просто ассоциации с словосочетанием «женщина с деньгами»}.
- Уважение вызывает, зависть.
- Что женщине дают деньги?
- Самостоятельность, независимость, свободу, внутреннюю силу. Она сама, ей не нужно просить.
- Но во сне это свободы не дает?
- Да, не дает.
- Хорошо, давай пойдем по образам. Для начала стань этим мужским чудищем. Прямо представь его перед собой, подойди и, как будто растворившись в нем, скажи вслух: «Я – Чудище из сна Дарьи».
{Здесь используется прием вживания в образ. Он дает возможность посмотреть на сновидение и на персонажа с другой точки зрения, что обогащает понимание образа}.
- Я – Чудище из сна Дарьи. Я живу в этом подвале. У меня есть эта клетка, помещение, подвал мой. Они зашли сюда – и всё, захлопнулась дверь. Там моя пища, я питаюсь страхом и сексуальностью.
- Как ты относишься к женщинам в соседней комнате?
- Пренебрежительно.
- А к Дарье как относишься?
- Она много даёт страха и сексуальности.
- Как ты считаешь, зачем ты ей?
- Что бы было куда давать, сливать.
- Стань Дарьей теперь. Какие ощущения?
- Ну, как-то тупо себя чувствую, ничего не понятно.
- Основная фраза его о том, что он питается страхом и сексуальностью. То есть, если ты не откупишься от него, то он тебя не убьет, это ему не нужно. Он получает именно страх и сексуальность, а не жизнь.
{Тут ведущим ставится акцент на другой информации. Она первоначально боялась смерти, а тут оказывается, что смерть – это не то, чего нужно бояться в сновидении}.
- Пока не понятно, кто он внутри меня.
- Страх и сексуальность в этом сне собирается в образ ножей. Можешь стать ножом или ножами?
- Я ножи, разные, большие и маленькие, с разными ручками, красивые очень, блестящие, изысканные с бриллиантами.
- Понятно, ножи - это сокровище для тебя, стань одним каким-то ножом.
- Вот я – один нож. У меня на рукоятке три камня, один зеленый, второй красный, третий тоже зеленый. Рукоятка вырезана из дерева. Большой и металлический.
{Отмечу здесь, что при вхождении в образ сновидения его нужно сначала представить во всех деталях, - это помогает на него настроиться и прочувствовать}.
- Как ты себя чувствуешь, нож?
Я себя чувствую нужным, вообще просто блестяще себя чувствую! Я просто сверкаю. Я как декоративный, но на моем лезвии кровь. Она как часть искусства, эта кровь. Это не признак убийства, а просто льется периодически.
- А откуда берется-то она, кровь?
- От порезов.
- А кто режет?
- Даша режет в этом сне. Чудовище по-другому действует, - продавливает. Он будет страха больше вынимать, чем крови. А мы с ней вместе кровь льем, по чуть-чуть, ради искусства.
- Хорошо, возвращаемся в Дарью. Назови своё имя.
-Я – Дарья. Вот нож мне, кстати, очень понравился.
- Чем понравился?
- Ясное состояние, не тупое, блестящее, наполненное смыслом. Как будто с ножом всё понятно. Не знаю, что понятно, но я чувствую его.
- Каково его предназначение?
- Вырезать что-нибудь.
- Можно и хлеб порезать, да?
- Ну да, можно что-нибудь вырезать, кровь пустить, операцию кому-то сделать.
- Нож это что-то знакомое тебе?
- Да, он мне близок, как будто я часто его держу в руке.
- Давай пойдем дальше, к образу женщины из сна.
- Я – женщина из сна Дарьи, которая дает деньги. У меня очень сильная усталость, опустошенность, никчемность. У меня есть деньги, я могу откупиться. Выбираться отсюда мне не хочется, я не знаю, есть ли другая жизнь. Я от всего устала. У меня всё есть, в принципе.
- А что тебя так тяготит?
- Нет смысла, энергии тоже нет. Я нахожусь в закрытой комнате и не знаю ничего другого.
- Хотелось бы узнать?
- У меня даже интереса нет никакого. Я не знаю, зачем мне откупаться. Мы все устали от этого выкачивания энергии. У меня ее нет, я отдаю деньги… Тут спокойно, никто не трогает.
- Как ты попала в этот подвал?
- Как будто я здесь родилась.
- Возвращайся. Дарья, прошли мы основные три образа, какие у тебя ощущения? Как ты сейчас относишься к этому сну?
- Эти образы как мои разные состояния по жизни. Первое почему-то тупость, и энергии там нормально, второе такое блестящее, третье опустошенное.
{Промежуточный итог разбора сна: диагностика и толкование – три знакомых состояния. Далее делается попытка выйти из зоны знакомого в неизвестность}
- Давай попробуем погрузиться в образ подвала.
- Я – подвал из сна Дарьи. Ощущение сырости, капают капли, по стенам стекает сырость, но как будто никто не замечает этого. Сырость, старость, гниль. Единственное, что во мне есть интересного это дверь. Она какая-то особенная. Такая большая тяжелая, деревянная дверь. Это дверь между этими двумя комнатами. Она здесь одна, больше дверей нет.
- Стань дверью.
- Я – дверь между комнат. Я очень сложная, меня нужно понять. Я очень насыщенная, ресурсная, свежая. Вот во мне вся загвоздка. Часть прячется, уходя в другую комнату. И Даша пытается мной защититься. А нужно иначе, нужно уметь меня открывать, входить в ту комнату по-другому. Ко мне нужно иначе относиться. Они туда все входят как жертвы.
- А надо как?
- Как игрок. Потому что я не могу сказать, что там за дверью у этого чудища. Можно узнать только в процессе – убьет он или оставит в живых. А у них позиция - сразу откупиться и уйти в спокойствие этой комнаты. Они заходят, кланяются, отдают и уходят. А меня нужно обласкать, поклониться мне надо. Я в этом помещении являюсь чем-то божественным, что нужно признать, отдать должное. И вот, входя через меня, от того, как меня касаются, видят меня или не видят, вот от этого зависит вообще всё.
- Спасибо. Возвращайся.
- Я – Дарья.
- Предлагаю перепрожить этот сон заново. Начать можно с описания этой комнаты и тех женщин, а потом что-то сделать. Например, пройти в другую комнату или не пройти. После всех наших погружений в образы там может сюжет быть другой и декорации возможно тоже изменились. Настройся на пространство сна.
- Я нахожусь в комнате. Сейчас уже замечаю отсыревшие стены, чувствую сырость. Вокруг меня стоит много женщин толпой, разговаривают, кто-то громко, кто-то шепотом. Базарный разговор. Каждый занят тем, как спасти свою шкуру. Очереди как таковой нет.
- Как дверь сейчас представляется?
- Она светится, такая же деревянная, большая, благородная, как единственное, что здесь не отсырело. Стоит в этой сырости находиться, только чтобы войти туда. Вот кто-то вышел из двери, какая-то девушка. Говорит, что он ничего с нее не взял, сказал: «Иди живи!» Такая радостная. А все остальные такие напуганные. Я решаю идти следующей, подхожу к двери. От нее чувствуется какая-то вибрация. Она сейчас золотым светом светится. Дотрагиваюсь…
- Ты чувствуешь вибрацию этой двери?
- Да. Если изначально во сне была вибрация страха, то сейчас это вибрация волнения. Такие легкие вибрации идут по ногам, спине, по рукам. Открываю дверь, и мне не верится то, что я вижу... Простор. (Плачет). Состояние благодарности. Там природа, много зеленого цвета. Лёгкое такое состояние. Я не ожидала такое увидеть. Очень сильное переживание природы. Я только всё это вижу, ни с чем не соприкоснулась, а меня обдает… Слезы от того, что как будто я не заслужила выйти сюда. А эта вибрация, которая была от двери, продолжается в дыхании.
- Ты идешь дальше?
- Стою на месте пока, не решаюсь пойти вглубь. Сделала шаг, перешла через порог. Сейчас рябит в глазах от зеленого цвета. Яркий летний день.
- Зеленый – цвет сердца. Есть ли там тот, кто был изначально Чудовищем?
{То, какими мы видим персонажей сновидения, зависит от нашего к ним отношения. После свободного ассоциирования, вживания в образы отношение меняется и образ тоже}.
- У меня ощущение, что кто-то есть, но я пока его не встретила. Но такое ощущение от него, что это какой-то старик. Я его чувствую, но пока не вижу. Вот он идет по тропинке, идет медленно. Я почти стою, по чуть-чуть двигаюсь. Каждый шаг делать сложно, потому что пробирает всю. Не могу пока успокоиться, пойти быстрее. Делаю шажочек, и эта вибрация пробирает. Я опять озираюсь по сторонам. А старец так медленно приближается. Он похож на монаха. У него длинная одежда, темная, платье, седые волосы и голубые глаза. Он подходит и молча приветствует, как бы говоря «Проходи». От него идет состояние как от иконы. Хочется ему поклониться, встать на колени. И сказать: «Прости меня, что я не видела тебя. Мои глаза были закрыты. Прости меня, что я не видела тебя таким. Прости меня, что я видела только грязь и не чувствовала святость». Он говорит, «Вставай, дитя». Его глаза – просто небо. Говорит, здесь «много интересного».
{Показательный пример того, как один и тот же персонаж может менять своё обличие. Несложно догадаться, что это определенная ипостась внутреннего мужчины}.
- Не хочешь других женщин позвать, чтобы они тоже увидели то, что видишь ты?
- У меня такое ощущение, что можно вернуться, открыть ту дверь в комнату, войти. Но есть недоверие. Никто не пойдет, никто не поверит, сочтут за сумасшедшую. Старец говорит, «если ты так думаешь, значит, ты просто не готова перейти. Если ты останешься в двойных стандартах… Надо вернуться в эту комнату и увидеть этих женщин». Я подхожу к двери. Ласково открываю ее. Там такая тишина сейчас, только капает вода. Там как будто ожидание чего-то. Как только я туда зашла, почувствовала комок в горле. Мне очень тяжело здесь находиться.
- Есть кто-то в этом помещении?
- Да, стоят женщины в ожидании, а капли отбивают ритм. Я встала перед ними и ничего не могу сказать, горло сперло. Гам, шум прекратились, такое замершее состояние. Я теряюсь, не знаю, что сказать. Чувствую непринятие этого помещения и этих женщин, этой тяжелой атмосферы. Такая атмосфера крысиная, подвальная. Там каждый сам за себя.
- Можешь сказать: «Я пришла за вами»?
- Слишком пафосно это звучит. Сейчас такой же момент, как в жизни, когда я боюсь открыться другим людям и продолжаю вести себя так, как положено в их среде, и не могу проявить себя настоящую. Меня внутри сжигает.
- Скажи тогда: «Мне сложно к вам обратиться. Я боюсь, что вы меня не поймете».
- (повторяет) + Я боюсь, что вы подумаете, что я сумасшедшая, что говорю какие-то глупости. И я вообще не знаю, нужно ли вам это. Мне захотелось прийти к вам и позвать с собой.
- Как они реагируют?
- Несколько смешков, ужимок. Эти женщины сейчас воспринимаются мной не как индивидуальности, а как общая масса. Есть определенные законы, по которым она живет, - например, закон самосохранения. Они не верят моим словам. Типа, «ты предлагаешь нам войти в эту дверь, но мы уже откупились».
- Жизнь – это не то от чего нужно откупаться. Она не так страшна, как вам кажется.
- (повторяет) Они спрашивают: «Гарантии где?» Я протягиваю руку… Не для того, чтобы затащить, а для того, чтобы кто-то протянул руку навстречу. Я говорю: «Возьми мою руку, пойдем со мной».
- Гарантий нет, но ты будешь рядом.
- Гарантий нет, но ты будешь рядом.
- Да. Я сейчас просто иду и к каждой протягиваю руку. Говорю им: «Мне тоже сложно доверять. Я понимаю твой страх». Кто-то потянулся. Непонятно, что я делаю. Большого желания их вытаскивать нет. Есть желание контакта. Есть желание разделить с ними то, что меня переполняло там за дверью. Хочется поконтактировать, дотронуться.
- Получается делиться?
- Обнимаю одну женщину, она расслабляется. Её отпускает какая-то тяжесть. Говорит: «Я пойду туда». У меня такое ощущение, что за этой дверью будут разные пространства. Это зависит от того, кто туда входит… Я не знаю, что дальше. Нужно ли что-то дальше делать.
- А хочется? Может вернуться туда, к этому старику.
- Я возвращаюсь. Он стоит. Опирается на свой посох. Говорит: «Что, устала что ли? Мало поработала. Находи подход к разным людям, к себе, к миру. Думаешь, так это просто, что ли?». Улыбается.
- Индивидуальный подход?
- Да. Получается, когда я вышла к этим женщинам и восприняла их как массу, то эта масса взяла меня своей атмосферой как волной. Создалось впечатление, что ничего нельзя сделать. Были насмешки и ужимки, но когда я стала протягивать руку и одна откликнулась, то пространство немножко изменилось, капля такая. Сейчас у меня нет отчуждения к этим женщинам.
С помощью данного сновидения клиентке удалось в наглядной образной форме увидеть стереотипы своего поведения с окружающими и посмотреть со стороны (разотождествиться) на три свои основные душевные состояния по жизни. Теперь ей будет легче их отслеживать и не «залипать» в них. Вскрылась основная причина тревоги, которая возникала в процессе общения, – восприятие всех людей в виде однородной безразличной массы. Обнаружился ключ к выходу из таких обезличенных отношений – индивидуальный подход. Сама жизнь, которая где-то глубоко внутри воспринималась как опасный танец с ножами перед чудищем, трансформировалась в природное пространство с мужским образом святого.