Экология семьи

                       ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ? 

          

           Я , как детский и семейный психолог, автор и ведущая обучающей программы для родителей " Семейная Академия" по повышению уровня родительской компетентности, помогаю родителям преодолеть всевозможные трудности, возникающие в процессе воспитания детей.

Часто на семейных консультациях, или во время тренингов получаю запрос о нежелательном поведении ребёнка, и когда объясняю, что " что ребёнок- это зеркало семьи" ( а это давно признанная истина) , сталкиваюсь с непониманием.

Многие не связывают поведение ребёнка с отношениями в семье. Вероятно, то что явно просматривается извне, не осознается внутри семьи. Где подобный анализ не приемлем.

Ведь в конфликте " родитель- ребёнок "не замечают прямую связь с конфликтами взрослых. Проблемы в воспитании чаще всего возникают из- за проблем в отношениях в семье : не понимания, не принятия друг друга. А ведь ребёнок- очень чуткий барометр родительских отношений.

Его нежелательное поведение- является кривым зеркалом этих конфликтов.

Чтобы решить проблему, начинаю сначала работать с родителями, затем с ребёнком.

Чтобы превратить желаемое в действительное, надо прежде всего работать над отношениями взрослых в семье.

Ведь воспитание- это процесс взаимодействия, он многоплановый, в нём много участников, главные участники этого взаимодействия, без сомнения родители и дети. И многое зависит от понимания родителями своей роли, от их представлении о воспитании, от стилей воспитания, от отношения родителей между собой. 

Что же такое семья?

Давайте научимся мыслить ( эко)логически: Как создать эко- систему семьи?

Систему защиты, безопасности, комфорта и любви.

Готовы ли Вы поддерживать в семье эко- климат?

Сохранять тёплые уважительные отношения?

Заботливо и бережно относиться друг к другу?

Ведь для этого надо придерживаться правил 5- В:

* взаимопонимание;

* взаимодействие;

* взаимопомощь;

* взаимоответственность;

* взаимодоверие.

Отношения должны стать взаимообогащающими.

Не нивилирующими личность друг друга, не обесточивающими, а ресурсными.

И это не только мечты и желания, а абсолютная реальность, но при условии, что вы работаете над собой, внимательны к партнёру , и стремитесь к балансу, а не приоритету в отношениях.

И с ребёнком вы тоже выстраиваете партнёрские отношения и умение договариваться.

Воспитание и подготовка к партнёрству происходит с самого раннего детства.

Создавайте в жизни семьи побольше ситуаций, когда вам захочется проявить нежность , сострадание, любовь, понимание близкого человека, тогда и ваши чувства приобретут понимание, сочувствие, интерес, отзыв.

Мы, как те планеты, которые иногда сближаются друг с другом, а потом расходятся по своим орбитам.

Но в семье, всё по- другому: у нас появились " спутники", мы двигаемся по одной орбите. Нам всем на этой орбите должно быть комфортно и безопасно.

Для своих детей, мы станем ракетоносителями, которые помогут достичь новых высот, новых орбит и новых возможностей. Но только, если у родителей в отношениях и стремлениях есть согласованность в воспитании детей.

Проведите самодиагностику, будьте откровенны с собой, отвечая на эти вопросы:

Какая у Вас семья:

Как обстоят дела в вашей семье?

Что вы о ней думаете?

Кто решает вопрос, кто из вас главная планета, а кто спутник ?

Для кого какой приоритет?

Совпадают ли ваши родительские позиции в воспитании ребёнка, или во многом расходятся?

В чем вы солидарны?

А как вы думаете, разногласие среди родителей пойдёт ли ребёнку на пользу?

Не повод ли это для ребёнка стать настоящим манипулятором?

Оглядываясь на жизнь своих родителей, узнаёте ли вы те же привычки и стереотипы в себе?

Ваша семья даёт Вам силы и вдохновения или Вас гнетут обиды и конфликты?

Готовы ли вы выслушать своего партнёра?

Ждёте ли вы того, что партнёр изменится или сам (а) готов (а) измениться?

Видите ли вы возможность для налаживания диалога?

Даёт ли Вам семья ресурс- любви, понимания, уважения?

При не желании партнёров понять друг друга, разговоры нередко превращаются в бесплодный обмен упрёками.

Как этого избежать?

Вы стремитесь к добрым, тёплым, искренним, глубоким, насыщенным отношениям между родителями и детьми ?

Слагаемые таких отношений- взаимное уважение, доброжелательность, такт, И что очень важно , принятие отличий, уникальности каждого из вас.

Родитель должен отказаться от идеального ребёнка, а ребёнок- от идеального родителя. Помните мудрое изречение: " Мы рождены, чтобы быть настоящими, а не идеальными".

Мы и говорим о построении отношений в настоящей семье, а не формальной.

Расширяйте системы целей семьи, учитывая четыре сферы человеческих отношений: в отношении к " Я", к " Ты", к " Мы"и к " Пра- Мы"( один из методов позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана), часто использую в практике, как эффективный.

Это вам даст возможность систематически обсуждать желания и представления о целях каждого из членов семьи, устанавливать приоритеты жизненных ценностей семьи, начиная с составления " Семейного устава" , планирование выходных, путешествий и т. д.

Ребёнок учится активно учавствовать в делах семьи и начинает осознавать свою значимость в семье.

Это уже путь к освоению Правил общения в семье.

Их должны придерживаться родители и научить своих детей .

Для построения правильных взаимоотношений в семье необходимо:

Любить друг друга;

Доверять; Доверие- это огромный ресурс. 

Держать свои обещания;

Будьте верны своему слову, ведь ответственности именно у вас учатся ваши дети.

Развивать отношения; Приносите что- то новое в вашу общую жизнь.

Не критиковать друг друга в присутствии ребёнка;

Не критиковать позицию другого;

Настраиваться на диалог;

Находить время для переговоров;

Обозначьте самые важные вопросы в воспитании; Будьте солидарны в своей позиции хотя бы по главным вопросам. И тогда у вашего ребёнка будет гораздо меньше моментов непослушания и капризов;

Проявлять интерес к жизни каждого члена семьи;

Прочвлять и принимать заботу;

Обнимать друг друга;

Говорить добрые слова;

Уважать чужой опыт и ценность своего;

Признавать право другого отличаться; Уважение к уникальности другого, к непохожести - то, с чего может начаться сближение;

Создавать традиции в семье;

Проводить время досуга всей семьёй; Делать что- то вместе, неважно что, главное вместе: вместе готовить, гулять, путешествовать, смотреть и обсуждать фильм, музыку, книгу.

Чем больше у вас будет общей активности, тем больше будет тем для общения.

 

Находить время для себя;

Обсуждать " Семейный статус" . Оговаривайте правила совместной жизни вместе. Правила- это не ограничения, а способ стать ближе и счастливее;

Уважать границы друг друга;

Уметь видеть факты (безоценочное наблюдения);

( Действительно, воспринимать других людей, их слова и поступки, не высказывая суждений, непросто. Оценивая, обобщая, преувеличивая, навешивая ярлыки, мы сужаем своё восприятие другого человека и не можем общаться конструктивно. А это может вызвать у собеседника сильный эмоциональный протест, непроизвольное желание обороняться.

Именно поэтому в ответ мы иногда слышим что- то резкое , грубое от партнёра или ребёнка, и не всегда понимаем причину этого поведения.

Нам необходимо научиться и научить своих детей:

Осознавать , признавать , уметь экологично выражать свои чувства и эмоции. А это является признаком эмоционального интеллекта;

Выражать свои потребности , при этом не ущемляя интересов и достоинств других членов семьи;

Формулировать просьбы; Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия.

Например: " Я хочу, чтобы ты, снимая одежду, сразу убирал её в шкаф", " Я хочу, чтобы ты звонил, когда задерживаешься".

Уточните, насколько правильно поняли вашу просьбу.

Искусство общения заключается именно в том, чтобы постоянно проверять ( то есть быть наблюдательным, эмпатичным по отношению к другому, насколько точно мы понимаем друг друга. Это поможет вам находить верные слова для позитивного общения.

Залог успешного общения- говорить ясно, это путь к пониманию собеседника.

Ясность и точность- главный принцип общения родителей и воспитания этих качеств у ребёнка.

Таким образом вы избежите нежелательного поведения ваших детей, ведь ребёнок научится вас слышать и понимать , а ваше родительское мастерство станет эффективнее.

Возможно эта аффирмация поможет активизировать позитивную программу целостности и понимания в семье.

Итак, с любовью о главном:

"Семья - мой надежный тыл. Мы все вместе прикладываем много усилий, чтобы оптимизировать наши отношения. Создаём новые пути для взаимодействия, понимания и доверия. Выстраиваем взаимоотношения во благо нашей семьи, каждого из нас. Мы живём той жизнью, о которой мечтали. Дарим радость друг другу- это наш путь к счастью . А наш секрет счастья- это внимание друг к другу. "

Желаю Вам постичь искусство гармонии и баланса в вашей семье!

Детский и семейный психолог Троцкая Наталья Валентиновна.



Просмотров: 230
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Друг семьи" - как отвадить голубоэкранного друга.
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • "Закон сохранения внимания" друг к другу в семье.
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Как муж и жена превращают друг друга в своих "демонов"
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Мы выбираем похожих друг на друга партнеров? Существует ли "определенный типаж людей"?
  • Причины, по которым люди "едят" друг друга.
  • Мы ищем друг друга по "запаху" наших травм
  • "У вас безумнiи человъцы лают друг друга матерны": мат как копинг-техника
  • Техника работы с МАК "Мы - зеркала друг друга".
  • Чем "психи" отличаются друг от друга
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Ребёнок из созависимой семьи или "вина выжившего"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Как создать семью и в ней уцелеть" 4ч.- учитываем границы друг друга.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь