Дети, подростки: самоуничтожению - нет, развитию - да!

Я редко пишу. Не считаю себя мастером в том, чтобы виртуозно преподносить информацию и мне кажется, что сейчас достаточно много специалистов-психологов и педагогов, которые умеют доносить свои наблюдения и идеи гораздо понятнее и интереснее. 

Прошу не судить строго)

Меня радует, что сейчас людям предлагается много доступной информации в виде книг, статей, вебинаров и т.д., бери и используй информацию во благо себе. Особенно много отмечаю информации по общению с детьми, выстраиванию с ними конструктивных и счастливых отношений. 

Но…..когда ко мне обращаются за помощью родители по поводу проблем, связанных с детьми, то приходит понимание, что: или вся масса полезной информации не читается «пока петух не клюнет», а может быть не развито умение читать и переносить рекомендации на свою жизнь (способность к рефлексии) или всё же лучше получается вносить изменения, когда информацию получаешь глядя в глаза от специалиста, когда говорят конкретно о тебе, твоем ребенке, твоей ситуации. 

Могу отметить, что с каждым годом, несмотря на обилие полезной рекомендательной информации, детские проблемы становятся острее и тяжелее. Их не становится больше, но они приобретают другую окраску, другую глубину. 

По-прежнему, приводят на прием детей, подростков с нарушением поведения, фобиями, невротическими состояниями, паническими атаками, депрессивными состояниями, связанными с психоэмоциональным перенапряжением в семье, детском саду, школе. И, если сравнить с прошлыми годами, когда основные проблемы касались в основном конфликтов между взрослыми и детьми, детьми между собой, непониманием между ними, то теперь всё чаще (к моему ужасу!) я вижу следы незавершенных суицидов, последствия других аутоагрессивных реакций, состояния отчужденности, раннего полового неуправляемого и неразборчивого развития, навязанной обществом (подчеркиваю - не природной) склонности к гомосексуализму и т.д. и т.п. 

Я не буду сейчас касаться всех этих проблем. Каждая из них заслуживает отдельного внимания, глубокого разбора и понимания. Но хочу выделить основные причины происходящего, с которыми встречаюсь я чаще всего. 

Первая причина - ОДИНОЧЕСТВО. Эту причину озвучивают 99,9% подростков. Несмотря на то, что есть «семья», «друзья», 100500 друзей в социальных сетях, развлечения – дети, подростки чувствуют себя одинокими, потерянными, лишенными смысла жизни. Нет тех, кто примет их такими, какие они есть, без напряженных ожиданий, нравоучений, оценок. Кто их выслушает, поймет, разделит их мысли и чувства без стремления тут же всё исправить своими назиданиями. Кто просто будет РЯДОМ душой и телом тогда, когда это необходимо. На мой взгляд недостаток этого зачастую сподвигает, в особенности подростков, к поиску «своих», кто поймет, поможет, полюбит и заполнит их одинокое пространство. Более младшие дети – просто «уходят» в свои страхи, неврозы, депрессивные состояния. 

Вторая причина – БЕЗДЕЛЬЕ (избыток свободного времени, не заполненного смыслом, интересом). Перегруженность во времени не означает, что у вашего ребенка не может быть проблем с этой причиной. Все занятия, которыми заполнен его день, могут быть БЕССМЫСЛЕННЫМИ для него, лишенными РАДОСТИ, а значит также означают ПУСТОТУ для самого ребенка. 

В меньшей степени эти причины я обнаруживаю у детей – спортсменов, участников творческих коллективов, так как чаще всего их деятельность наполнена задачами, целями, к которым они стремятся (имеют смысл) и своё время проводят в кругу единомышленников, преподавателей-тренеров, таких же увлеченных детей, как и они сами. 

Пока заканчиваю свои размышления и хочу дать конкретные рекомендации, которые помогают в 100% случаях. Проверено. Если выдержите 21 день – вы запустите главные механизмы позитивных изменений в ваших детях. Выдержите 3 месяца – позитивные изменения станут необратимыми)

7 рабочих рекомендаций: 

1. Перестать ругать, обзывать, унижать своего ребенка. Если говорить об ошибках – только наедине, и не с целью обидеть и показать его несостоятельность, а для того, чтобы найти вместе решение, новые способы преодоления трудностей. Проявляйте уважение к личности своего ребенка. Ребёнок ещё только учится БЫТЬ в этом мире, накапливает свой опыт и без ошибок не бывает. Вспомните себя. 

2. Говорить, просить о чем-то, давать задания - только находясь рядом, на уровне глаз (а не кричать из другой комнаты, как это часто бывает). Нужно говорить 1 раз спокойно, а не 10 раз кричать из другого помещения. Вы не видите, чем сейчас занят ваш ребенок. Возможно, именно сейчас он находится в мире своих творческих размышлений, которые ему помогут стать великим ученым. 

3. Хвалить, подчеркивать те качества, которые вы хотите развивать в ребенке (ответственность, умение владеть собой, внимательность и т.д.). И не просто говорить «молодец!» - это само по себе пустое слово, а конкретизировать то, что именно вам нравится в его действии, поступке. 
Например: "мне понравилось, что несмотря на сложную ситуацию, ты смогла выдохнуть, удержать себя от резких высказываний и сохранить своё самообладание, я горжусь тобой! даже мне сложно порой так поступать...".
Пусть сегодня эти качества проявляются очень редко и не ярко, но эти «зернышки» важно подпитывать (кормите хорошего волка – из притчи про 2-х волков). 

4. Заведите с ребенком «Дневник успеха». Каждый вечер заносите вместе все моменты, в чем ребенок преуспел, в чем был лучше, чем вчера (ребенка можно сравнивать только с самим собой вчерашним, но НИКОГДА – с другими). 

5. Слушайте своего ребёнка. Будьте на его стороне. Даже если вам кажется, что он не прав – стремитесь понять причины его поступка, разобраться. Всему есть свои причины. «Не бывает дыма без огня». Не принимайте сразу на веру слова воспитателя, учителя, тренера. По моему опыту такая практика часто бывает несправедливой, однобокой. В любом конфликте виноваты обе стороны. Найдите с ребенком вместе способы решения данной ситуации. Искренне выразите свою веру в него. Это необходимо. 

6. Помогите своему ребенку почувствовать радость от тех занятий, которыми заполнены его дни, недели. Перегруженный, безрадостный, утомленный ребенок – это невротик, человек с надломленной психикой. А ведь с этим ГРУЗОМ ему придётся проживать всю свою последующую жизнь. Если Ваш ребенок потерял интерес к занятиям, стал чаще болеть, пропали результаты, стал более раздражительным и т.д. – это сигнал для вас! 

7. ПОСЛЕДНЕЕ, но самое ВАЖНОЕ. Проводите со своим ребенком время. Лучше – не менее 1 часа в день, хотя бы полчаса. Это не значит, что вы варите суп, а он сидит около вас. Это время важно посвятить именно ему, общению с ним, нахождению с ребенком в полном внимании к нему. Хотите – поговорите о чем-нибудь обнявшись, хотите – поиграйте, позанимайтесь вместе, погуляйте. НИКТО и НИЧТО не должно вас отвлекать от этого важного приятного для вас обоих времяпровождения. Говорите о себе, рассказывайте, что произошло когда-то или сегодня у вас, тем самым показывая, что вы тоже не идеальны, что вы живой человек, который учился и учится до сих пор справляться с трудностями и радоваться радостям. Этим вы покажете, научите, что говорить о себе – это нормально. И в семье за это не осудят, всё примут и поймут, помогут разобраться и справиться в трудной ситуации. 

Безусловно, много и других важных рекомендаций можно сюда было включить: и соблюдение границ, и активное слушание и использование Я-сообщений и др. Как показывает практика начать с реализации написанных мною - уже достаточно на первых порах.

Иногда мне говорят: «я и так целый день дома, он со мной круглосуточно». В таких ситуациях я обращаю внимание не на ЧЕМ И СКОЛЬКО по времени, а КАК вы наполняете и проводите это важное время. Пусть это будет час – но он будет только вашим с ребенком, интересным, душевным и полезным. Уберите всё, что может помешать: кастрюли, телефоны, телевизоры, ноутбуки и т.д. 

Иногда слышу: «но мне не интересны его игры, игрушки и т.д.». Кто вас заставляет играть в роботов или машинки? Найдите общие интересные для вас дела: ставьте домашние опыты, делайте полосу препятствий и преодолевайте её, придумайте игру с поиском клада, расскажите интересную историю по старым фотографиям – всё что угодно! Включите свой креатив

Так же нередко слышу и такие замечания: "с нами так не нянькались, и пороли и некогда было родителям...и ничего выросли, достигли чего-то Это тоже отдельная тема. Другое время, другая информация, другая еда и вода, другая ситуация, другие вы - родители, соответственно - другие болезни, нарушения, проблемы. Всё по-другому. Поэтому сравнивать и приводить в пример былые времена - бессмысленно.

Осознанное и обязательное выполнение этих 7 пунктов немного изменяет ситуацию уже на первой неделе. Чем дальше - тем больше видим эффект.

Следование этим рекомендациям - будет вашим главным ПОДАРКОМ для ваших детей! Он позволит им быть здоровыми психологически, уверенными в себе, целеустремленными и позитивными!

Успехов вам! 
Я желаю, чтобы на консультацию ко мне приходило меньше детей с последствиями суицидальных попыток, нарушениями в поведении и общении, а чаще – с желанием развиваться, находить в себе новые ресурсы для новых достижений! А это очень много зависит от нас с вами, взрослых.



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Зачем близким людям нужно говорить с детьми о смерти? (Если в семье кто-то тяжело болеет).
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Топ 5 книг, которые помогут вам разобраться в себе без участия специалиста
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Случай из практики или «Необходимо не только много знать, а еще и много пережить».
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Как говорить с детьми о смерти (родителям и не только)
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • С чего начать, если Вы хотите изменить свою жизнь? 5 условий для гармонии с собой и миром.
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь