|
Что такое человек?Автор статьи: Гумерова Римма Васивовна
Первый тезис экзистенциальной терапии: человек — это процесс жизни. Экзистенциальная терапия исследует как человек живет, каким образом он добивается каких-то результатов. И понимание человека как процесса — сущностно для экзистенциального понимания человека. В этом смысле экзистенциальная психология опирается на философию и в этом смысле она больше философия. И самым главным понятием в экзистенциальной терапии является понятие Хайдеггера Дазайн. Дазайн — означает появление, становление, постоянное возникновение, постоянное рождение. И человека потому трудно понять — ты только его понял, а он уже другой. Это делает труд психотерапевта достаточно сложным. Дазайн в этом смысле поднимает другой важный вопрос — вопрос об открытости человека. Дазайн означает открытость миру. Человек изначально открыт миру, с другой стороны мы видим много закрытых людей. Не смотря на то, что человек открыт миру, появляется много застреваний в процессе открытости. И наша задача обнаружить эти застревания. Второй тезис ЭТ: когда мы говорим о человеке как о мире, о процессе, мы снимаем вопрос внутреннего и внешнего мира. Человек это Целый мир, не только чувства, не только переживания и желания. Экзистенциальная терапия не разделяет человека от его мира. В экзистенциальной терапии происходит сдвиг фокусов с индивидуального сознания вовне, во внешний мир — контекст детства, семьи, работы, контекст той или иной ситуации. Каждый из нас живет в бесчисленном количестве контекстов. Поэтому в экзистенциальной терапии чем дольше мы встречаемся с человеком, тем всестороннее мы понимаем его жизнь. Это причина, почему экзистенциальная терапия длительная, поскольку исследовать все мы не успеем за пять встреч. За пять встреч тоже можно чего-то понять и чего-то добиться, но за пять встреч не можем изменить курс жизни. Третий тезис. Итак, жизнь — это процесс, и в этом смысле жизнь как процесс является проблемой для терапии. Мы пытаемся понять, как человек существует, но его существование как вода постоянно куда-то утекает, меняется, и его трудно уловить лингвистически. Жизнь трудно описать, передать точно — мы задаем клиенту вопрос как ты живешь, и он пытается искренне рассказать, не сопротивляется, как иногда любят говорить, он пытается ответить всерьез, но не получается. Конечно, у людей разные способности, язык бывает беднее, богаче, но на этот вопрос ответить действительно сложно. Лингвистическая неуловимость бытия всегда присутствует. Что это означает для терапии. Это означает, что мы имеем всегда приблизительное представление о жизни клиента, никогда не можем точно знать. Клиент может рассказать о каких-то событиях, но в другой раз он уже захочет рассказать о них по-другому. Это значит, что у нас всегда мало информации о жизни, которую живет клиент. Это указание терапевту, что не следует спешить с выводами, стоит быть осторожными. Но часто клиенты, и сами терапевты хотят результатов побыстрее, и терапевты тоже хотят выглядеть компетентными. Четвертый тезис. Когда мы пытаемся рассказать что-то о жизни, это трудно, и мы пытаемся наложить некую структуру на текучесть жизни, мы упаковываем этот процесс и рассказываем разные истории, разные фрагменты — вот об этом, об этом и еще о чем-то… это и о жизни, и не совсем является жизнью. Это является некими отражениями некоторых аспектов жизни. И в терапии именно с этим мы имеем дело, с последствиями упаковывания этого процесса, с этим мировидением. Это очень важно осознавать. Это мировидение как-то отражает жизнь, но не является полнотой жизни. Пятый тезис. Важно помнить: когда человек рассказывает о жизни, он выбирает что рассказать. Он что-то выбирает, он не может отразить всего. И не всегда осознанно он это делает, он говорит то, что ему доступно сейчас, что есть в его сознании. Эта фрагментарность, селективность создает в терапии сложности. И эти сложности ведут к тому, что у нас составляется весьма противоречивая картина. И у клиента всегда присутствует конфликт — между тем, что ему действительно удается передать и то, что в его жизни реально есть. Это создает напряжение, с которым мы должны считаться в терапии. Поэтому появляется много противоречий, искажений, несовпадений, с которыми мы имеем дело. Мы вопросами пытаемся внести больше ясности, опять-таки понимая, что мы не можем внести полную ясность. Шестой тезис. Спинелли пытается внести некоторую структуру в процесс понимания человека, и говорит, что человек, рассказывая о себе, рассказывает о себе, о других и о мире. По сути, это основные фокусы в экзистенциальном терапевтическом процессе: как человек видит себя, как он видит свои отношения и как он видит мир. Здесь мы говорим о конструкте Самости — как человек видит свои переживания, свои чувства, желания. О том, как человек видит других — как опасных или добрых, доверяет или не доверяет этим другим. И как человек видит других вообще отражается на его конкретных отношениях, в том числе на отношениях с терапевтом. Конструкт мира отражает его представление о мире как о месте, где он живет — это представления о социальном устройстве, о справедливости мира, о справедливости власти и т.д. Этих вопросов, конечно, мы редко касаемся в терапии, но, похоже, зря, потому что эти представления отражают, как человек чувствует себя в этом мире, в этом месте. Эти три конструкта являются важными фокусами в экзистенциальной терапии. Седьмой тезис. Человек может быть достаточно гибким в определенных конструктах бытия, легко менять отношение и представление о чем-то, а бывают представления, которые меняются медленно. Поэтому иногда требуется длительная терапия, чтобы человек изменил, скажем, видение своих родителей, видение мамы. Это часто оказывается сложно. Вроде помирилась, смирилась, но одно слово со стороны мамы и все обратно скатилось. Есть вещи, которые требуют много времени, больших усилий, а есть те, которые вообще не меняются, какие-то глубинные принципы. И в терапии нам важно с ними считаться. И эти особенности заставляют нас быть гибкими в терапии и заставляют быть скромными. Нам важно понять, что не все мы можем изменить. А лучше помнить, что мы вообще не можем ничего изменить, только клиенты могут сами что-то изменить. Наша помощь иногда бывает весьма ограниченной. И многим терапевтам такой скромности не хватает. Они гоняются за эффектами, за результатами, иногда клиенты подгоняют их к этому. И терапевт поддается искушению бегать за результатом. Может быть, иногда не задумываясь какой ценой этот результат достижим. Клиенты часто сталкиваются и с выбором — менять что-то в жизни или не менять, не смотря на то, что ситуация невыносима. Но изменяя что-то, может очень многое измениться в мире клиента, и он окажется в неуверенном положении. Может возникнуть много вопросов, с которыми клиент никогда не сталкивался, и на которые нет простых ответов. Не говоря уже о чувстве неудачи, которое может сопровождать изменения, например, в ситуации развода. Или человек принимает решение менять что-то, но тогда он попадает в еще более сложную ситуацию. В этом смысле изменения парадоксальны. Решение одних проблем вызывает новые проблемы. Поэтому терапевту стоит быть очень осторожным — не терапевту же жить, и стоит помогать клиенту проверять свои решения и сомневаться. Например, клиентка говорит: «Я все поняла. Моя ситуация ужасна, но я с этим ужасом уже научилась жить. А то, что раскроется, если я уйду — бездна, и я не знаю как с этим жить.» И клиентка уходит из терапии, понимая что надо делать, но она понимает, что не готова пока. И это ее результат. Важно и к такому результату относится с уважением. Последний тезис. Иногда с нашим миром, и с миром клиентов происходят такие вещи: какие-то куски опыта мы закрываем на дверь и туда не заходим. Это называется процесс диссоциации — что-то из своего опыта мы диссоциируем. Это какие-то травмы, неприятные события. Иногда мы с клиентом проходим по его замку, где много закрытых комнат, и даже ключи потеряны. Иногда клиенты подозревают, где ключи потеряны, но не хотят вспомнить, где эти ключи, потому что с этим что-то тогда нужно будет делать. С новым опытом когда-нибудь мы можем к этим дверям вернуться, но это непростая дорога… *** Итак, человек — это изменяющийся, текучий процесс. Человек — это целый мир во внешнем и внутреннем контексте, это бытие и небытие одновременно. И этот процесс, и этот мир передать лингвистически очень трудно. Человек передает только свое мировидение, но не «реальный» мир. Кроме того, человек передает только фрагменты своего опыта, он не может рассказать обо всем своем мире, потому что не весь его мир ему самому доступен, не все находится в сознании. Рассказывая, человек предает нам свое видение себя, своих отношений и того мира, который он переживает как свой или чуждый ему. И при этом, желая что-то в себе и своем мире поменять, человек меняется трудно, что-то он реально не готов менять, не смотря на заявление о желании и готовности. Кроме того, определенные куски опыта человек диссоциирует, поскольку совсем не знает как с ними жить или не имеет ресурсов с ними встретиться. И со совсем этим сталкивается психолог, и от него требуется не только опыт, мудрость и знания, но и большая скромность в понимании своих границ и границ своих клиентов.
Продолжение будет Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|