|
Справедливость без любви: «Давай сдачи!»Автор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
Продолжаем разговор о дошкольном воспитании. Призыв «Давай сдачи» можно отнести к установлению справедливости? Но какой справедливости: «Око за око, зуб за зуб»? А как же любовь, великодушие? Причем здесь любовь? А где же мы учим любить и прощать? Там, где речь идет о справедливости, там любви нет, и не может быть….. «око за око…..» - злость и ненависть. А прощение без любви не бывает….. Позиция ресентимента (обиженного мышления по Ницше) обязательный этап становления любого человека, но как тяжело оно преодолевается (начиная с подросткового возраста), когда отягощено наставлениями в эту позицию самыми значимыми людьми в установке - «Бей – не прощай!». К чему такой путь приводит, в своих произведениях хорошо показал Ф.М. Достоевский. Не нагружаем ли мы душу ребенка своим чрезмерным страхом, когда даем наставление «Дай сдачи»? Дошкольник еще плохо различает свои и чужие границы. Кто внимательно наблюдает за детьми этого возраста, тот видит, как ребенок замечет и бурно реагирует, когда у него кто-то отобрал игрушку и не видит, когда это сам делает. Так же происходит и с драками. Ребенок, нацеленный на то, что кто-то его должен обидеть в каждом ищет обидчика. Нередко, стоит только кому-то нечаянно его задеть (скажем, при одевании своего пальто в тесной раздевалке современного детского сада), как он его превращает в нападающего, а себя в жертву. А обиженное мышление извлекает только свои аргументы, и «дать сдачи» становиться уже законом взаимодействия. Ребенок становиться очень уязвим в реальных конфликтах. Ему не интересно, что и почему происходит, главное выполнить «завет» родителей. Малыш становиться чувствительным к малейшей на его взгляд несправедливости и сам себя назначает и «судьей» и «прокурором». А что происходит в душе ребенка, когда родители рекомендуют давать сдачи? К этому моменту жизни малыш уже слышал, что драться нехорошо, бить детей плохо? Тогда у него сложилось представление о «плохих» мальчиках, которых никто не любит. А теперь мы сами и предлагаем ребенку стать таким? Если его агрессия была желанной, то он получил разрешение на ее реализацию. Но поможет ли это ему в дальнейшем управлять собой и справляться со своей агрессией? А если таких намерений нет у малыша, он растерян и не может оценить ситуацию. Смогут ли взрослые ему помочь в этом и вместе подумать? А если его подтолкнули и теперь малыш сам оказался на месте «плохого» мальчика, без собственно выбора…. Ведь тот, кто получил сдачи и он уже сравнялись. А может все дело в том, кто первый начал, а может в том, у кого удар сильнее, а может в том, кто злее был….. Таких «может» много, только способен ли дошкольник в этом разобраться, да и взрослые сами в этом чаще всего путаются…… Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|