|
Достаточно хорошая матьАвтор статьи: Ольга Тузова
Шел третий день тренинговой работы в гештальт-группе. В шеринге начала дня актуализировалась детско-родительская тема. Один за другим участники группы стали рассказывать, что их беспокоят конфликтные отношения с матерью. Всплывали самые разнообразные детские обиды. Энергии было хоть отбавляй. Подходил момент индивидуальной работы в группе. Вдруг зарыдала Ирина: Я плохая мать, – всхлипывая сказала она. – Слушаю, девочки, на что вы обижаетесь, и думаю, что вот и я невольно, наверно, тоже обижаю своих детей. Я чувствую себя очень виноватой перед своими детьми. Тренер оживился: - Ирина, это запрос на индивидуальную работу? - Да, - кивнула Ира. - Ок. Перед кем ты чувствуешь себя виноватой? – спросил гештальт-терапевт. - Перед своими детьми. - Давай по порядку. Перед кем конкретно? - В данный момент, кажется, перед дочерью. - Посмотри, пожалуйста, на группу и попроси того, кто мог бы побыть сейчас твоей дочерью, - попросил тренер. Ирина обвела мокрым взглядом группу и обратилась к Людмиле: - Побудь, пожалуйста, моей дочерью. Люда охотно согласилась и уселась на место, которое ей предложила Ирина. - Как зовут дочку? Сколько ей лет?– спросил тренер. - Ее зовут Катя, - отозвалась Ирина, - ей 13 лет. Гештальт-терапевт обратился к Людмиле: - Ты сейчас девочка Катя, тебе 13 лет, а это твоя «мама». Люда старательно вживалась в предложенную фигуру. Как только Ирина села напротив фигуры дочери, так стала уливаться слезами: - Доченька, прости меня! Я такая плохая мать! Я так мало тебя хвалю, мало с тобой общаюсь, все время на работе. Прости меня! Было очевидно, что Ирина искренне сожалеет о чём - то не сделанном, но фигура дочери демонстрировала некоторое недоумение. Этот факт не остался не замеченным тренером и он спросил у фигуры дочери: - Катя, что с тобой сейчас? - Я в замешательстве, я не понимаю, чего так плачет мама. Все хорошо! Мне не за что ее прощать! Она хорошая мать! – отозвалась «Катя». Ирина подняла на «дочь» недоверчивый взгляд: - Ты не обижаешься на меня? - Нет! - Ну как же! А вот… - Да не парься ты, мам! – прервала «дочка». От этой импровизации Ирина замолчала. Было видно, что этот диалог похож на реальный. - Ирина, вы услышали свою дочь? Ваша дочь сказала, что вы хорошая мать, - сфокусировал внимание клиента гештальт-терапевт. На слова «хорошая мать» Ирина заплакала с новой силой. Похоже, ей было трудно в это поверить. - Нет, это не так. Вот моя мама – она, действительно, хорошая. Она столько всего для меня сделала и продолжает делать. А я – не такая! Неожиданно для всех в терапевтическом пространстве появился еще один персонаж – мама Ирины. - Что ты чувствуешь сейчас? – уточнил терапевт у плачущей Ирины. - Я чувствую вину перед своей мамой. Я не оправдала ее ожиданий – не стала такой же хорошей матерью как она, - всхлипывая ответила главная героиня нашей сегодняшней индивидуальной работы в группе. - Я предлагаю тебе выбрать из группы того, кто мог бы сейчас побыть твоей мамой, - обратился с предложением тренер. В консультацию была введена фигура матери. - Ирина, говори со своей мамой, - подсказал терапевт. - Мамочка, прости меня! Я – плохая мать. Я не справляюсь, – плакала и вытирала глаза Ирина. На лице «матери» читались удивление и сочувствие. Тренер спросил у Ирины: - Чего же ты не делаешь для своих детей такого важного, что для тебя делала твоя мама? Ирина перестала плакать, потому что этот вопрос заставил ее задуматься. Некоторое время она молчала, а потом нерешительно сказала: - Ну, моя мама более заботливая. Она каждое утро, даже в воскресенье, готовила мне завтрак. А я по утрам очень долго просыпаюсь и мои дети делают себе завтрак сами. - То есть, ты научила своих детей заботиться о себе? По – крайней мере, утром они могут самостоятельно поесть, - этот уточняющий вопрос тренера прозвучал для Ирины неожиданно. Действительно, она научила детей варить овсяную и гречневую кашу, делать бутерброды (самые разнообразные и даже «горячие»), заваривать чай и делать какао. Еще они умели варить яйца и делать яичницу с колбасой, помидорами и зеленью. Да много чего еще! Ирина улыбнулась. Ей нравилось по утрам слышать веселую возню на кухне. И когда она, наконец-то, продрав глаза заходила в столовую, то видела жующих детей и чашку кофе для себя. «Доброе утро, мамочка!» - Да, у меня очень хорошие дети, - с умилением прослезилась Ирина, но я не могу поверить, что я для них хорошая мать. - Что должно произойти, чтобы ты поверила? – спросил тренер. Ирина была в замешательстве: - Может, это должна подтвердить моя мама? – и посмотрела на фигуру «матери». - Ирина, ты замечательная мать! – с убежденностью откликнулась фигура. Ирина посмотрела на своего терапевта: - Ты знаешь, до меня только сейчас дошло, что моя мама всегда мне говорит о том, какая я хорошая мать. Она всегда ставит меня в пример, когда болтает со своими подругами. Ей нравится как я воспитываю свих детей. Я как будто это забыла. - Что ты сейчас чувствуешь? – спросил тренер. - Я достаточно хорошая мать! – улыбнулась Ирина. От автора: Быть матерью счастье! Но бывает, что настигают переживания, сомнения, неуверенность "все ли я делаю правильно?". Посмотрите на своих детей как в зеркало. Они знают ответ. И скажите спасибо, своей маме. Всегда есть за что ее благодарить. Мамочка, с праздником тебя!!! Я очень тебя люблю!!!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|