Нам повезло — мы живем в очень интересное время – мир меняется на наших глазах и вместе с этим предъявляет все более жесткие требования к нашему поведению. Ведь то, что еще вчера было эффективным, сегодня не дает ожидаемых результатов и чтобы быть по-настоящему успешными, мы вынуждены меняться быстро и качественно. Это касается всех сфер жизни человека, но особенно актуально для бизнеса и спорта, где цели предельно ясны, а результат проявляется наиболее наглядно.
В поиске новых технологий, раскрывающих потенциал спортсмена, мы обратились к коучингу. Предлагаем читателю познакомиться с нашей позицией в поиске ответа на вопрос — как помочь спортсмену реализовать свой потенциал? Именно этот вопрос наиболее часто задают спортивному коучу.
Не секрет, что при равных физических возможностях выигрывает тот, кто является более устойчивым к психологическим и эмоциональным нагрузкам. Ни идеальная техника, ни отличная физическая форма не являются гарантами победы. Путь к победе лежит через устранение внутренних препятствий и в этой работе ключевую роль играет разум человека. Побеждают уверенные в своих действиях спортсмены.
Откуда берется эта уверенность, — спросите вы. С нашей точки зрения основой уверенности, кроме всех необходимых профессиональных умений, является осознанность. Именно осознанность повышает степень контроля над ситуацией и над самим собой, позволяет быть автором своей жизни, поскольку контролю поддается только то, что осознается человеком, а то, что не осознается, контролирует его.
С этой позиции важно научить игрока осознавать то, что происходит вокруг и то, что он испытывает в каждый момент времени. Главная роль в этом процессе отводится тренеру, от тренера зависит построение тренировочного процесса, он его идеолог и руководитель. Однако для решения этой задачи тренеру важно самому научиться быть осознанным в каждый момент взаимодействия со спортсменом. Об осознанности тренера идет речь в этой статье.
Немного теории. Что такое осознанность?
Осознанность это способность к рациональному, отстраненному от эмоций адекватному анализу внешней действительности и внутреннего состояния, формирование поведения на основе выводов из этого анализа, умение отслеживать эмоции и бессознательные порывы психики и способность им противостоять.
Другими словами осознанность — это то, что позволяет контролировать ситуацию и себя в ней, а значит действовать разумно и эффективно.
Предлагаю рассмотреть примеры осознанного и неосознанного поведения тренера.
Пример 1. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем тренер дает объяснение своему поведению – я понял, что ребятам нужна встряска и знал, что такое мое поведение позитивно влияет на ключевого игрока, он постарается исправить ситуацию и именно он поведет команду на своей энергетике.
Пример 2. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем он дает объяснение своему поведению – я был возмущен, мы столько говорили об этом на тренировках, а они раз за разом повторяют ошибки!
Вопрос к вам, читатель, – в каком случае поведение тренера является осознанным? Ответили? И еще вопрос – по каким критериям вы определили осознанное поведение?
Готова поделиться своими размышлениями.
Для внешнего наблюдателя поведение обоих тренеров очень похоже – оба кричат в ответ на неудачные действия команды. Однако думали они в этот момент по-разному.
В первом случае тренер осознанно управлял состоянием команды и у такого тренера есть шанс, изменить ход игры. Ключевые моменты его пояснений – понял, что нужна встряска (осознал ситуацию), знал как это сделать (осознал свои действия), предположил что будет дальше (осознал последствия своих действий). Его крик – это осознанный выбор. Такое поведение называется проактивным – человек меняет ситуацию, выбирая самые подходящие для этого действия (кричать, например), он управляет ситуацией и внутренне остается спокойным, он автор того, что будет происходить дальше.
Во втором – тренер реагировал на ситуацию, не осознавая последствий своих действий, шансы на изменение хода игры у него были гораздо меньше, чем у первого. Казалось бы, он кричит, да и тайм-аут взял, чтобы изменить ход игры (осознал ситуацию), а вот в действиях сквозит обида, а значит, в этот момент тренер думает о себе, а не о команде (не осознал последствия своих действий). Такое поведение называется реактивным – человек реагирует на событие. Ситуация и его эмоции управляют им, он жертва обстоятельств.
Итак, в осознанном поведении человек внутренне всегда спокоен и у него есть четкое понимание что он делает, зачем и каковы возможные последствия его действий.
Скажете, легко вам говорить, а ведь там, на игре эмоции! Однако лучшие тренеры мира умеют быть осознанными! Каким тренером хотите стать вы?
Автор: Ольга Рыбина, MCC ICF Статья для prosto-coach.ru
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.