|
Маленький тиран в "благополучной семье"Автор статьи: Евгения Куликова
На консультацию пришла женщина, допустим Елена Васильевна, ей 57, а проблема у неё с единственной - "поздней" - 15-летней дочерью, которая по словам мамы, в "депрессии": девочка не хочет ходить в школу, не испытывает охоты учиться, маме сложно найти с дочкой общий язык, поскольку та часто в плохом настроении, ничего не хочет, ни чем не довольна. У девочки улучшается настроение только тогда, когда мама даёт ей приличную сумму денег и та идёт в субботу в торговый центр - покупать наряды. Девочка приходит домой с покупками радостная, и маме на душе легче: хоть на время у дочки прошла "депрессия". Дочка весела, и маме так спокойней. Но, потом приближается понедельник, нужно идти в школу, и у девочки опять портится настроение. Я спросила у мамы, что она - мама делает? Как она назвала бы своё поведение? И мама тут же выпалила: "Я иду у неё на поводу!" Конечно, в той ситуации был большой комплекс проблем и у дочки, у мамы. Но вот это: "Я иду на поводу у собственного ребёнка" знакомо многим родителям. Этой проблеме Дэвид Эберхарт посвятил целую книгу "Дети у власти". Теперь дети решают, какое блюдо будет сегодня на столе и какую телепередачу смотреть вечером, если в доме один телевизор. Не думаю, что удивлю вас, сказав, что все наши приобретения совершаются с оглядкой на интересы детей. Само собой разумеется, вам не все равно, во что одет ваш ребенок. Ведь если Эмили (ей 4,6) приходит в детский сад в нарядных платьях, то и Амина (ей 3 с половиной) должна носить не менее роскошные туалеты. Если Лиза приходит в школу в дорогих брендовых сапожках, это будет иметь решающее значение при оценке степени ее крутости в подростковой среде. И родители часто считаются с этим – кому хочется, чтобы ребенок чувствовал себя белой вороной? «Что мы сегодня будем есть?» Если в вашей семье тон задает ребенок, этот вопрос, естественно, в первую очередь адресуется ему. - Может быть, макароны с мясным соусом? – робко предлагают родители. – Нет, лучше мясной рулет с макаронами (макароны и пицца – это то, что дети готовы есть всегда). Мама и папа переглядываются, рулет не входит в их планы. – А что если нам приготовить сегодня рыбу? – говорит папа бодрым голосом. – Да! – как ни странно, соглашается ребенок Итак, решено – на обед будет рыба. Однако не все так просто. Ребенок требует, чтобы это была не рыба, а рыбные палочки, «как в супермаркете». А если их нет в супермаркете? Тогда мама должна приготовить «рыбные палочки» из того, что есть (на котлеты ребенок не согласен). ... во многих семьях еду готовят по заказу маленьких тиранов.
Эберхард говорит, что мы слишком хотим понравится собственным детям и потому идём у них на поводу. Так устанавливается детская тирания. К каким результатам это может привести, думаю, объяснять не надо. Кого мы вырастим? ____________________________________________________________________ На занятиях по программе "Счастье начинается в семье" http://www.psyoffice.ru/my_training.php?mod=edit мы обсуждаем с родителями разные вопросы и аспекты воспитания. Одно из понятий, которое мы рассматриваем - благополучная семья. Это ведь расхожая фраза - "ребёнок может быть счастливым только в благополучной семье". Тогда что это такое? Какую семью мы можем считать благополучной? Родители сидят за круглым столом, а сами занятия проходят в форме дискуссии, главный принцип которой - выводное знание, т.е. участникам не навязывается информация, а предлагается им самим вывести важную, "спасительную" идею. Родители активно предлагают признаки благополучной семьи. Это семья (цитаты из обсуждения с родителями): - полная - в ней "непьющие" родители - семья, в которой есть взаимный интерес друг к другу - это безопасное место, где есть чувство защищённости - в семье есть взаимопонимание, общение - дружная семья - это семья, где вместе преодолеваются трудности - где есть достаток - это семья единомышленников - взаимоуважение - здоровый образ жизни - семья, где установлены правила Если идти от этимологии слова, получается, что это семья, где все её члены получают блага - благо-получная семья. Но поскольку в основе наших занятий - дианалитический подход, мы не можем обойти диалектику. Поэтому на занятиях мы напоминаем родителям, что есть и другая сторона. Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Многие нормальные родители "заточены" на то, чтобы давать блага детям: любовь, материальное обеспечение, забота, развлечения, и т.д. А вот приучить своих детей отдавать блага - конечно же в соответствии с возрастом, об этом забывают, или не придают этому большого значения То есть в благополучной семье должен быть выстроен баланс: брать - отдавать. И конечно, же родительская любовь, не может быть без ограничений. Если, мы хотим, конечно, воспитать здоровую Личность.
"Игрушка" http://www.psyoffice.ru/article/99615/ "Как дети управляют нами" http://www.psyoffice.ru/blog/56837/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|