Мотивация и выбор

Насте 15 лет, она думает на кого поступать и чем заниматься во взрослой жизни. Вопрос о выборе профессии стоит перед ней остро – мама хочет отдать ее на экономический факультет, папа на исторический. Сама Настя не понимает, чего хочет и оглядывается на старших друзей, которые уже учатся в институтах и университетах и, часто, с увлечением рассказывают об учебе.

Чтобы помочь Насте определиться, мама записывает дочку к психологу и Настя приходит на прием. Настя начинает разговор, и рассказывает о том, что на нее все давят и все ждут от нее решения. Поскольку ей повезло, и родители не выбирают сами за нее профессию, ей нужно срочно принять это решение самостоятельно, а это оказалось намного сложнее, чем она себе представляла.

Мы начинаем разговаривать с Настей о том, что ей вообще нравится, и о том, почему Насте сейчас так непросто. Настя много говорит о родителях, о том, что они желают ей добра и хотят помочь, о том, что ей не хочется их разочаровывать, ведь они столько ей дали. Еще говорит о том, что знакомый парень учится на художника, о том, как он ей нравится, а значит, ей бы понравилось вместе с ним учиться. Еще рассказывает о бабушке, которая всегда работала преподавателем и говорила, что лучшая работа – это с детьми. Рассказывает о друзьях, кто на кого учится, кому что нравится, и т.д.

Настя рассказывает очень много и увлеченно, в разговоре всплывает множество профессий, которыми она могла бы заниматься, но… в этом разговоре нет почти ничего о самой Насте. И мы начинаем разговор с самого начала.

Теперь мы говорим с Настей про ожидания окружающих, про ее страхи, про ее мотивацию.

Мы говорим о том, что мотивация бывает внешняя, и многое, из того что Настя называла как раз к ней относится, и внутренняя. Внутренняя мотивация регулирует именно наши потребности, вне связи с внешними условиями, с ожиданиями окружающих и пр. И, чаще всего, именно с внутренней мотивацией бывает сложнее разбираться, так как зачастую люди ее просто не ощущают.

Внутренняя мотивация, как и внешняя, зарождается в раннем детстве. С одной стороны, маленькому ребенку интересно исследовать мир, ползать по полу, залезать в мамины ящики и коробочки, с другой стороны, маленькому ребенку хочется ощущать себя любимым, поэтому он будет прикладывать все свои силы, чтобы получить мамину улыбку и одобрение. Если мамина любовь и улыбка воспринимаются как то, что надо заслужить, то ребенок будет стараться соответствовать желаемому мамой поведению. Если же еще есть угроза испытать мамино разочарование или неодобрение, то внутренние желания малыша будут отходить на второй план, ведь любовь мамы намного важнее для маленького ребенка.

Когда мамина любовь безусловна, когда мама поддерживает и прислушивается к желаниям ребенка, у малыша больше возможностей реализовывать свои потребности. В таких условиях ребенок может больше прислушиваться к себе и своим желаниям. И это значит, что внутренняя и внешняя мотивации не вступают в конфликт, и не борются внутри ребенка за первое место, ведь место есть для них обеих.

Внешняя мотивация, как и внутренняя, также важна. Внешняя мотивация может служить большим толчком и инициатором активных действий. Однако, когда она у человека на первом месте, удовлетворения человек ощущает мало. Похожая картина случается и когда на первом месте с отрывом внутренняя мотивация. Человек живет в социуме, и одна из составляющих благополучие человека – это гармоничные отношения с близкими людьми, поэтому полностью игнорировать их потребности и ожидания тоже очень тяжело.

С Настей мы поговорили о том, что для ее родителей в выборе профессии важны перспективы и возможность хорошего заработка. Также им кажется, что экономика и история – очень увлекательные сферы, и что они должны ей понравиться.

Самой Насте, как оказалось, всегда нравилась юриспруденция, ей всегда хотелось работать с людьми и помогать им, при этом у Насти явно есть качества, необходимые для такой работы. Эта сфера также подразумевает перспективы и возможности хорошего заработка, но еще она интересна именно Насте.



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Как формируется внутренняя мотивация в детстве?
  • Миражи саморазвития: внешняя мотивация.
  • Поддержка внешняя и внутренняя
  • Внешняя и внутренняя жизнь
  • Идентификация семьи: внешняя и внутренняя
  • Мечта – это самая сильная внутренняя мотивация.
  • Зачем нужна внутренняя мотивация и как ее обрести?
  • Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Как благодаря терапии Настя открыла страшную тайну своего рождения
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Мотивация к занятиям спортом и любовь к себе
  • Как избавить родственника от зависимости от компьютерных игр. Мотивация и потребности игромана
  • Когда мотивация падает...
  • Мотивация и разочарование в себе
  • Внутренняя пустота, или чем чревата не любовь к себе.
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Мотивация - как она есть...
  • Отношения с собой. Внутренняя мама
  • Нематериальная мотивация. Когда комплимент заменяет премию.
  • Когда партнер не готов к тебе: мотивация, регресс или?
  • Есть такая штука – мотивация…
  • Ленивых людей не бывает, бывает неправильная мотивация. Как захотеть хотеть.
  • Скрытая мотивация в выборе сексуального партнера
  • Скрытая мотивация при выборе сексуального партнера.
  • Мотивация к учебе.О том , почему ее нет?
  • Мотивация. Как часто и в какой мере вы уделяете внимание себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь