Сестры и братья - друзья, враги, возлюбленные. Сиблинги в глубинной психологии.

Автор статьи: Екатерина Потапова

Сестры и братья  друзья враги возлюбленные Сиблинги в глубинной психологии



В психоаналитической теории уделено относительно мало внимания сиблинговым отношениям. Генри Абрамович в своей книге "Братья и сестры: мифы и реальность" пишет: 


"Упрямое избегание сиблинговой динамики в глубинной психологии, на мой взгляд, напрямую связано с предвзятостью, обусловленной порядком рождения Фрейда и Юнга в их семьях. Их роль благополучных первенцев повлияла, возможно неосознанно, на саму психодинамическую теорию. Професи Коулз (Prophesy Coles) отмечает: "Психоаналитическая теория, кажется, вступила в сговор с желанием быть единственным ребенком". Теория Фрейда о "семейном романе" в значительной степени - история ребенка-первенца в большинстве нуклеарных семей.
Сиблинговый опыт основателей глубинной психологии, возможно, привел их к бессознательному игнорированию значимости братьев и сестер".

 

Я думаю, что этот факт имеет два значимых последствия, которые актуальны и по сей день.

Первое -  фобическое отношение и Фрейда, и Юнга к группам вообще и к терапевтическим в частности.  Любая группа- это символические сиблинги, и отношения в группе равных  складываются на основе архетипических сиблинговых связей. 

Генри Абрамович считает, что существует архетип сиблинга. А это значит, что даже если человек - единственный ребенок в семье, в его бессознательном существует пространство для брата и сестры. Это делает возможным его существование в группах. Для братско -сестринских отношений характерна амбивалентность: близость, сотрудничество и взаимоподдержка с одной стороны, и вражда и соперничество с другой. В зависимости от того, что преобладало в отношениях с сиблингами в семье, человек будет избирать стратегию либо сотрудничества, либо конкуренции в социальных группах. (Но все мы используем и то, и другое в разной степени). Абрамович в своей книге описывает, как родители своим поведением могут провоцировать противостояние и вражду между детьми или, наоборот, сглаживать их.

Вообще на группы проецируются сиблинговые отношения. Наибольшие трудности в группах испытывают те, чьи отношения с братьями и сёстрами были наполнены конфликтами и трудностями, а также единственные дети, не имеющие опыта сотрудничества и конкуренции в своих семьях. Именно таким людям терапевтические группы могут оказаться весьма полезными, хотя именно их они часто пугают. Первых - из-за страха повторения болезненного опыта отношений в семье, вторых -из-за необходимости делить пространство и внимание лидера группы с другими.

С другой стороны, бывает и наоборот - единственные дети как раз тянутся в группу, предчувствуя, что она может дать им то, чего у них никогда не было -опыт "братства". Первым же групповая терапия способна дать шанс "переиграть" тяжелый опыт сиблинговых отношений и прийти к подлинному сотрудничеству и взаимопониманию с другими.

Дети из многодетных семей, особенно средние (те, что между старшим и самым младшим), которые были лишены привилегий старшего и младшего, склонны избегать конкуренции, в которой они чувствуют себя проигравшими, а также склонны уступать и заботиться о других, жертвуя собой. Внутренний дефицит обладания родителями может сделать для таких людей пребывание в группах сложным, им может быть трудно как принимать других, так и заявлять о себе. С другой стороны, они наиболее гибки и способны приспосабливаться. Для таких людей групповая терапия может оказаться не лучшим решением, поскольку сама групповая ситуация повторяет опыт депривации. Индивидуальная работа, напротив, за счет восполнения дефицита способна улучшить их взаимоотношения в реальных группах.


Вторым последствием является то, что в психоаналитической теории братья и сестры оказались исключены из эдипального конфликта. Тогда как на деле довольно часто фигура сиблинга противоположного пола оказывается либидинозно более заряженной, чем фигуры матери или отца. И эдипальная ситуация приобретает качественно иную картину при наличии брата у девочки и сестры у мальчика. И, если сепарация и отказ от родителя происходит благодаря тому, что а) признаётся поколенческая разница (родитель слишком "стар" и потому не годится); б) ребенок отказывается от конкуренции с родителем своего пола, потому что любит его и признает "священность" уз родительского брака; то с сиблингами дело обстоит  сложнее.

Табу на инцест не столь очевидно: брат или сестра одного поколения и свободны. В некоторых культурах (например, в Древнем Египте и в Перу) браки между братьями и сёстрами позволялись в царских династиях для сохранения "породы". Браки между кузенами в западной культуре были разрешены вплоть до прошлого столетия.

Это не могло не оставить след в коллективном бессознательном, которое не воспринимает табу на инцест между сиблингами  с той же категоричностью, что в случае родителей. (Сравните: для обозначения патологически тесной связи между родителем и ребенком существуют презрительные "маменькин сынок" и "папенькина дочка", но нет "сестрёнкин братик" или "братишкина сестрёнка".Общество гораздо более лояльно к братско-сестринской близости, местами даже восхваляет её и редко осуждает). Поэтому сиблинги становятся "удачной" мишенью для перенесения либидо с родителя, тогда брат и сестра могут вступить в психологический инцест (реже - в буквальный), оставаясь друг для друга "лучшими возлюбленными". В таком случае потенциальный партнёр бессознательно сравнивается с сестрой или братом, часто не в пользу первого.

Нередко партнёры выбираются именно по типу сиблинга противоположного пола, а не матери или отца. Некоторая доля такого переноса вполне нормальна: мы ищем те черты, что нам знакомы, что полюбились когда-то. Проблемы могут возникнут тогда, когда партнёр оттесняется на задний план за спроецированный образ, либо, когда партнёра найти в принципе не удаётся, потому что в психическом пространстве его место занято любимым сиблингом. При этом он совсем не обязательно любим в реальности. Точнее, эта любовь может вовсе не осознаваться и иметь отношение не к сегодняшним отношениям, а быть детским, вытесненным чувством.

Однополые сиблинги также участвуют в эдипальной борьбе за родителя.Таким образом, помимо родителя противоположного пола, появляются дополнительные соперники. А если у них есть еще и сиблинг противоположного пола, то борьба может разворачиваться и за него (нее) - как с родителем, так и между собой.  И это вносит свои особенности в "семейный роман", в котором традиционный треугольник приобретает добавочные углы и становится квадратом или многоугольником со множественными связями.

Потому  сиблинговые отношения требуют внимания в анализе. Иногда путь к благополучным партнёрским отношениям проходит через сепарацию от братьев и сестер, а не (только) от матери или отца. А некоторые проблемы , связанные с социальным групповым взаимодействием, например, на работе, в дружбе, разного рода партнёрстве,  могут быть преодолены только если их увидеть сквозь призму сиблинговых отношений. 

 



Просмотров: 638
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О балансе между "брать" и "давать"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Баланс между "брать" и "давать"
  • Нейропедагогика...Где-то между "психо" и "педо"
  • "Золотая середина" и "между" - одно и то же?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь