|
По ту сторону границ: некоторые особенности чеченской психологииАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Живя в многонациональном, колоритном городе, я то и дело обращаюсь к этнопсихологическому аспекту как общего культурного состояния южного города, так и в вопросах межличностных отношений. В нашем городе проживает свыше 140 различных национальностей. И так повелось исторически. Астрахань нередко называли "Вавилоном" за многоязычие... Я остановлю свой взгляд на некоторых особенностях чеченской психологии. Этническая психология народов Кавказа всегда привлекала меня своей сложной палитрой чувств, эмоций, волевой и интеллектуальной сферы. В межличностных отношениях с представителями этого весьма непростого в психологическом значении региона, у нас формируются весьма любопытные представления. Надо отметить, что этнические стереотипы, популярные в российском обществе, во многом контрастны и тенденциозны. В этом отношении самым, пожалуй, ярким примером будет т.н. образ врага и противопоставление "МЫ - ОНИ". Поэтому сама тема, поднятая в этой статье, может стать определенным лакмусом этого тезиса. Другой установкой, блокирующей адекватное восприятие психокультурной парадигмы народов Кавказа, это экстремистская волна, которая представляет собой реальную угрозу целостности общества. По мере возможности я буду освещать этнопсихологические портреты того или иного народа, вызывающего мой интерес. Как-то я освещала некоторые вопросы еврейско-чеченской линии. Однако сейчас психологический портрет чеченцев. Что именно привлекает меня как психолога в этом народе? 1. Сдержанность (свойственна чаще всего чеченским мужчинам. При посторонних мужчина не проявляет эмоций, находясь рядом со своей женщиной); 2. Чувство родового коллективизма (восприятие жизни проходит сквозь призму осознания себя органической частью родовой общины, коллектива, т.е.тэйпа. Это дает ощущение мощной поддержки и взаимовыручки, покровительство родовых структур и вместе с этим - гиперответственность за свою жизнь, поступки, действия). 3. Нравственный стержень (этические нравственные предписания чеченцев опираются на Кодекс чести. Уважение, целомудрие, гостеприимство, куначество,т.е.побратимство. Особое отношение к женщине. Специфическое отношение к сексу. Согласно родовым традициям, секс допустим лишь после свадьбы. Однако для нашего современного общества это задача трудновыполнимая, особенно если чеченец попадает в поликультурную европеизированную среду. Соответственно здесь соблазны и искушения будут определенным экзаменом на прочность. И если сексуальные отношения имеют место быть ввиду возникших чувств между мужчиной и женщиной из другой этнокультурной группы, то возможны и осложнения в форме затяжного внутриличностного конфликта. Часто сопровождается разочарованием, подавленностью, тревожностью, сомнениями в самом себе и нравственном поведении женщины); 4. Выраженные волевые механизмы (сопровождаются ригоризмом, несгибаемостью характера. Своего решения, как правило, чеченцы не меняют). 5. Немногословность (народная пословица гласит "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов". Насколько я заметила, чаще именно характерна для мужчин); 6. Глубокая религиозность (почти все чеченцы мусульмане-сунниты. В отличие от многих других современных народов, для чеченцев характерно искреннее почитание традиций и религиозных обрядов, следование догматам и канонам религии. Многие мальчики посещают занятия в мечети. В результате такой религиозности часто формируется "страх Божий", связанный со стремлением не нарушать нравственный кодекс народа, дабы "не разгневать Аллаха"); 7. Отвержение любого принуждения (свобода, воля как важнейшие составляющие ментальности) 8. Неимоверно высокий статус женщины-матери (женщина-мать для каждого чеченца - понятие сакральное, святое. Общаясь с чеченцами, я неоднократно слышала о высокой степени влияния матери, об ответственности чеченца перед своей матерью). 9.Чувство ответственности (ответственность, как мне кажется, формируется под целым рядом религиозно-этических, этнокультурных факторов, связанных с причастностью к тэйпу, с религиозным сознанием, с традиционным мировосприятием); 10 Гордость можно назвать константой чеченского народа. Она априори связана с пониманием воли и свободы. Она выражается в непоколебимости, она заложена даже в физиологической, поведенческой, социально-психологической гипермаскулинности многих чеченцев. 11. Глубоко уважительное и почтенное отношение к старшим (старость воспринимается не как обуза, как, к сожалению, для многих современных людей, а как наивысшая ценность, пик мудрости). И еще бросается в глаза характерная черта, ее нельзя отнести к религиозному мировоззрению, поскольку она еще более древняя, связана с мифологическим сознанием. Это культ Волка. Современная психосемантическая компонента чеченского мировоззрения опирается на традиционную параллель между народом и хищником.
И действительно, в чеченце проявляется нечто дерзкое, своенравное, бесстрашное, что позволяет идентифицировать его со священным животным чеченского народа и что формирует уникальный его психокультурный портрет .
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|