Сказка про психологическую травму

Автор статьи: Бакай Игорь Юрьевич

Жило-было одно племя.
Не очень большое, но и не маленькое. Оно жило в благословенном месте, в долине с извилистой речкой и величественным, реликтовым лесом вокруг.
Племя жило счастливо, в гармонии с собой и с окружающей природой.
У каждого в нём было дело, которое ему нравилось и приносило пользу всему племени.

Дети занимались творчеством, игрой, изучением свойств природы и открытием новых способов гармоничного взаимодействия с ней для общей пользы.
Взрослые проверяли их идеи, корректировали с учётом своего опыта и лучшие из них внедряли в практику хозяйственной, общественной и культурной жизни племени.
Взрослые много работали вне долины, но когда возвращались домой, то отдыхали душой, глядя на талантливо расписанные детьми жилища, слушая красивую, мягкую музыку и трогательные песни, которые дети сочиняли сами.
Дети отвечали в племени за организацию отдыха, развлечений и праздников.
В помощь им были наставники.

Наставники были из числа пожилых соплеменников, которые уже не могли работать, но обладали большим жизненным опытом и накопленными знаниями.
Кто-то из них следил за самыми маленькими, кто-то обучал детей постарше основам накопленных знаний, а кто-то сопровождал подростков в их творческих начинаниях, помогая им осознавать свои чувства и желания, ставить цели и разрабатывать пути их достижения.
Старики были очень рады заботиться о детях, передавать им накопленное и вместе с ними открывать новое.
Они гордились своим вкладом в жизнь племени.

Был у племени и вождь.
Однако он никого, никуда и никогда не вёл.
Просто его все очень уважали и прислушивались к его мнению. Он был самым старым в племени, можно сказать, самым древним, так как никто уже не помнил его молодым.
Он умел выслушать и понять каждого, кто бы к нему не обратился, умел выразить суть его главной потребности и подсказать подходящий способ удовлетворения этой потребности.
Люди племени верили в мудрость Старейшего, и по всем основным общим или частным вопросам обращались к нему.
А он был рад просто быть с ними.

Травматический опыт

Но однажды племя постигла внезапная, жуткая беда.
Как-то ночью оно подверглось нашествию неисчислимого полчища крыс.
Никто не знал и не мог понять, откуда взялись эти крысы. Они безбрежным серым морем накрыли деревню, прорываясь и прогрызаясь в любую хижину, сметая всё на своём пути, уничтожая всё съестное и ломая всё, что могли сломать.
Крысы и люди метались как безумные. Вопли взрослых, плачь детей, крысиный пронзительный писк и скрежет когтей – всё смешалось в непрекращающийся рёв.

Никто не помнил, сколько прошло времени, когда всё закончилось.
Крысиное море прошло сквозь деревню, сквозь племя, оставив после себя руины и опустошение. Многие из людей, особенно дети, были ранены. Ещё больше находились в состоянии шока и полной растерянности.
Старейший пропал.
Тогда уцелевшие взрослые собрались вместе и решили, что берут всю власть в свои руки, и отныне жизнь племени должна измениться, чтобы подобное никогда больше не повторилось.

Хрупкий баланс после травмы: как организуется и чего стоит

Прежде всего, было необходимо подсчитать урон, мобилизовать племя на ликвидацию последствий и организовать защиту на будущее.
Собрали Большой круг, объявили о пропаже Старейшего, полном переходе управления в руки взрослых, общей мобилизации и создании Боевой дружины для защиты.
Прошлое устройство племени было отвергнуто как неэффективное перед лицом возможных угроз.
Время Гармонии кончилась.

Наступило время Целесообразности.
Отныне основные силы племени должны были быть подчинены задачам обеспечения общей безопасности и защиты.
Деревню обнесли заградительным рвом с водой и высоким частоколом, утвердили патрули Боевой дружины, реорганизовали ведение хозяйства под оборонные нужды.
Так как большая часть взрослых теперь не работала, а занималась обороной, было принято решение мобилизовать детей и пожилых для работы.
Искусство, игра, творческое познание природы и наставничество были признаны нецелесообразными.
Всем руководством занимались теперь взрослые.
Старики и дети стали ресурсом.

Однако из стариков вышел неважный ресурс. Их перебросили на основные хозяйственные работы, которые раньше были заботой взрослых, но старики работали плохо, хозяйство племени постепенно разваливалось и нищало, возрастал дефицит, едва-едва хватало самого необходимого.
Да и дети были плохими работниками, младшие только плакали, дети постарше ничего не умели и выглядели всё время испуганными и потерянными, а старшие подростки замкнулись в себе, озлобились и всё время огрызались.

Однажды в деревне вспыхнул пожар, многие хижины выгорели, пострадали оборонительные сооружения.
Кое-как справившись с пожаром, стали искать причину и выяснили, что произошёл поджог. А поджигателями оказались дети, причём от мала до велика, младшие помогали старшим.
Когда главных зачинщиков спросили, почему они так сделали, почему подбили младших на преступление, зачем предали свой народ, те ответили: «Так, как мы сейчас живём, нам жить невыносимо!».
Решением взрослых дети были заперты в клетки, а стариков назначили сторожами.

С тех пор прошло много лет, но время в племени словно остановилось.
Ничего не менялось. Дети в клетках не вырастали, не становились взрослыми, старики не умирали и всё так же сторожили детей, чтобы те не вырвались и снова не подожгли деревню, а взрослые неусыпно заботились о крепости обороны от всего внешнего мира.
Этот хрупкий баланс был достигнут дорогой ценой, и всё же большинство людей племени после пережитого держались за него.
Но полноценной жизнью всё это назвать было трудно.
Пока у ворот деревни не оказался Путник.

Установление первичного контакта при работе с травмой

Путник был человеком любознательным, очень любопытным.
Когда ему несколько раз отказали во входе в деревню, он не обиделся, не разозлился, а наоборот, заинтересовался этим замкнутым, недружелюбным племенем.
Много племён он повидал во время своего путешествия, но ни одно из них не было настолько нелюдимым.
Почему так? Что произошло с этими людьми?
Он разбил палатку рядом с мостом через заградительный ров и стал наблюдать.

Из деревни несколько раз выходили его прогонять, но Путник был не из робкого десятка. Он умел себя защитить, но без злости, без агрессии.
Тогда жители деревни поняли, что этого чудака лучше не трогать, и решили не обращать на него внимание.
Так прошло полгода.

Люди племени привыкли к странному соседу.
Постепенно раздражение и недоверие с их стороны всё больше сменялось сначала робким любопытством, а затем уже вполне открытым интересом.
Зачем он здесь остался? Что нужно этому странному человеку? Почему не уходит?
Наконец власти племени решили выслать к нему парламентёров с приглашением посетить их деревню.

Пока Путник с парламентёрами шёл через деревню к хижине Боевой дружины, он внимательно осматривался. Зрелище внутренней жизни племени, честно говоря, было весьма печальным. Всё, включая людей и домашних животных, выглядело унылым, бесцветным и каким-то обречённым.
А клетки с детьми просто шокировали его!
Они стояли на видном месте, никто их не прятал, не старался скрыть. И самое страшное – никто не обращал на клетки внимания!
Сами дети в этих клетках, казалось, уже давно привыкли, что никому нет до них дела, и жили какой-то своей совершенно отстранённой, внутренней, «клеточной» жизнью.
Они даже не смотрели наружу.

Когда Путника привели к военачальникам, первым, что он сказал, было: «Я не представляю, какую боль надо было испытать, чтобы жить так, как вы все сейчас живёте».
Военачальники остолбенели от этих слов, но один из них, по виду самый главный, бесцветно ответил: «Ничего подобного. Наш народ счастлив. Мы все – счастливы».

Путника пригласили остаться в гостях на некоторое время.
Его расспрашивали о странствиях, о других племенах, о том, что он повидал и пережил, Путник охотно делился своей историей, не скрывая от слушателей ни своих радостей во время путешествия, ни своих печалей, ни своих побед, ни своих поражений.
Постепенно круг слушателей разрастался, и вот уже почти всё племя собиралось по вечерам, чтобы послушать истории Путника.
Люди стали проникаться к этому человеку доверием.

Однажды Главный военачальник отозвал Путника в сторонку и тихо, с горькой печалью в голосе сказал: «Ты прав, Путник. Во всём прав. Раньше мы жили совсем другой жизнью. Да и были совсем другими. Но пришла большая беда, и наша жизнь сломалась».
- Что я могу для вас сделать?
- Найди нам нашего Старейшего.

Продолжение следует...

Сказка про психологическую травму



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Без роду, племени. Или для чего необходимо знать свои корни.
  • Без роду и племени
  • Сказание о великом племени Дин-линов.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Мир снов и Мир групп - Диалоги индейского племени и культурных конвенций - Сны в групповой терапии
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • А были ли деньги? Лучше бы не было.
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Сказка для взрослых-Жили-были...
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Взрослые люди, у которых были проблемы в грудном возрасте
  • Те взрослые, которые были подростками
  • Почему дети и взрослые люди обманывают и как с этим бороться?
  • Синдром мамонтёнка. Ведь так не бывает на свете, чтоб были нелюблены дети.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Взрослые дети взрослых родителей
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Взрослые Дети Алкоголиков - взрослые дети трудных родителей
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Мы забыли, когда мы были детьми.
  • «Взрослые Дети», не знающие своих чувств
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь