Почему сын перестал ходить в школу

На консультации мама подростка. Ей 56 лет.  По профессии- врач эндокринолог.

Запрос: помочь разобраться, почему сын перестал ходить в школу.

Клиентка испытывает выраженную тревогу, озабоченность, страх, растерянность. Хочет понять причины неожиданного поведения ребенка.

Со слов клиентки, сын 14 лет. Поздний и единственный ребенок в семье. Учится в 8 классе. До 8 класса учился на отлично. Имел много друзей среди одноклассников. Учиться нравилось и давалось легко. Замечаний от преподавателей не было. По характеру не конфликтный, воспитанный, умный, начитанный, коммуникабельный. Во второй четверти 8 класса вдруг перестал посещать занятия. Гулял, когда уходили родители на работу, он возвращался домой.  Со слов мамы, учителя не отмечали конфликтов между одноклассниками и преподавательским составом. На вопросы родителей, почему не ходит в школу не отвечал. Замкнулся, на диалог не шел.

Отношения в семье со слов мамы хорошие. Семья полная, обеспеченная. Папа высокопоставленный чиновник, глава семьи, строгий, авторитарный, очень умный, воспитанный, требовательный, властный.  Отношения между супругами описывает как, обычные, традиционные, «он глава, а я создаю очаг». По отношению к сыну и мужу клиентка теплая, заботливая, терпеливая.  Про отношения отца с сыном говорит, что они «нормальные». Считает, что ребенок должен слушаться и подчиняться отцу. «Отец  делал все для него все, одевал и обувал его, отказа не было. Отец гордился сыном. Сейчас муж разочарован сыном, растерян. Я не понимаю, зачем так сын с нами и как нам дальше жить».

Почему сын перестал ходить в школу

Проблема, с которой клиентка обратилась к психологу, лежит в области детско-родительских отношений. Предположительно, дело в несогласованности родительских воздействий на ребенка со стороны отца и матери: соединение потворствующей гиперпротекции матери с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией отца.

Для мамы – он поздний, единственный (а значит, долгожданный) ребенок, следовательно, с ее стороны предполагается наличие гиперопеки. В то время как отец, наверняка, проявляет гипоопеку: мало сил и внимания уделял ребенку (в силу своей профессиональной деятельности), но при этом достаточно требователен, т.к. считает, что для этого есть все основания: материальная зависимость ребенка от отца («одевает, обувает сына, ни в чем не отказывает»). В итоге, у мальчика возник когнитивный диссонанс: с одной стороны, он чувствует, что чем-то обязан родителям, должен «отработать» свой хлеб, быть достойным сыном своего отца, а с другой стороны, отчетливо понимает, что бы он ни совершил, ему все сойдет с рук, потому что мама позволяет ему все (наверняка выгораживает сына перед отцом).

Данное противоречие протекало в «вялотекущем» режиме, пока был латентный период развития мальчика. Подростковый кризисный возраст выявил эту проблему (не заметить ее уже невозможно). Эта первая попытка взрослеющего ребенка совершить «бунт на корабле». Но поскольку ребенок не конфликтный и воспитанный, то проявляется его протест в виде отказа от учебы (как основной обязанности) и уход в себя (замыкается, не объясняет причин своего поведения). Если бы он был иного склада характера, то ушел бы из дома, или стал бы воровать у родителей деньги, или скандалил бы с ними при отстаивании своих прав…

Проверить гипотезу о противоречивости воспитательного воздействия родителей на ребенка можно с помощью методики выявления особенностей детско-родительских отношений «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений). Есть и другие методики по выявлению особенностей детско-родительских отношений, но в них нет шкалы: «неустойчивость стиля воспитания».

Кроме того, предположительно, по результатам диагностики может оказаться, что мама будет иметь высокий балл по шкале «Предпочтение детских качеств в подростке» и «Фобия утраты ребенка», а у отца – по шкале «Проекция на подростка собственных отрицательных качеств».

Таким образом, мы имеет противоречивый, негармоничный тип воспитания, «наложившийся» на кризис подросткового возраста.

В данной ситуации строить работу желательно со всеми членами семьи: на поверку может оказаться, что за мамиными словами о «нормальности» семейных отношений скрывается так называемая «фасадная» семья: с виду благополучная, но на самом деле каждый член семьи давно уже живет сам по себе, и их объединяет только общая жилплощадь.

Работу планируется выстраивать в рамках когнитивной психологии (работа с убеждениями клиента) и нейролингвистического программирования (работа с эмоциональным опытом клиента).

В ходе работы с отцом следует выявить систему его убеждений по поводу его с сыном отношений и разъяснить ему, что сын – это не атрибут успешности отца (как хорошая машина или большая квартира) и что он не обязан оправдывать свое существование в этой семье и доказывать свою достойность. Ребенка следует любить БЕЗУСЛОВНОЙ любовью и не следует выставлять ему моральный счет за то, то родитель содержит его.

В ходе работы с мамой необходимо выявить ее систему убеждений по поводу воспитания ребенка и донести до нее важность и необходимость предоставления взрослеющему ребенку моральной свободы (наверняка, сын даже не решает, в какой рубашке ему сегодня идти в школу – все решают родители). Для этого можно порекомендовать маме прочитать книгу А. Некрасова «Материнская любовь», а потом обсудить основные ее тезисы на встрече с психологом. Важно объяснить, что пока родители ведут себя по отношению к ребенку именно так, они формируют в нем: инфантилизм, упрямство и чувство вины за несоответствие их ожиданиям и представлениям.

Далее, наверняка, мама в своем поведении руководствуется не только убеждениями, но и определенными негативными эмоциями (например, страхом «потерять» ребенка). Для снижения интенсивности воздействия этих эмоций на поведение мамы можно «проработать» их в НЛП-технике «Путешествие к ресурсному ядру». Суть техники заключается в том, чтобы в состоянии транса средней степени (состояние сосредоточенности на ощущениях в собственном теле) выявить позитивное намерение этой негативной эмоции (например, позитивным намерением страха потери ребенка может оказаться в конечном итоге спокойствие) и «напитаться» этим ресурсом (спокойствия, удовлетворения и т.п.).

Отработку негативных эмоций важно сделать еще и потому, что в ходе этой работы можно выявить наличие у клиента психологической «выгоды» от нахождения в данной ситуации (в таких случаях работа психолога «стопорится»). Например, мама может получать психологическую выгоду в виде удовлетворения своей глубинной потребности в своей нужности ребенку: «У него есть проблемы с успеваемостью и никто, кроме меня не сможет ему помочь их решить» (а если нет проблем с успеваемостью, значит – у него все хорошо, а значит – я ему не нужна…. а для меня это потеря смысла жизни). Это одна из сложностей, которая может возникнуть при работе с мамой…

В работе с сыном целесообразно провести НЛП-технику «Трехпозиционное описание», суть которой заключается в прояснении взаимных ожиданий клиента и его партнера по общению: в беседе прояснить эти ролевые ожидания может быть проблематично в силу возраста клиента (не каждый ребенок в 14 лет может столь глубоко рассуждать о проблемах взаимоотношений) и в силу его незамотивированности на работу с психологом (наверняка ребенка приведут к психологу насильно и это будет представлять одну из сложностей при работе с сыном).

После чего психологу следует расспросить клиента о его планах на будущее и донести до мальчика мысль о том, что у него (клиента) есть все ресурсы для того, чтобы РЕАЛЬНО эти планы реализовать: он умеет быть организованным, умеет получать и перерабатывать информацию, общаться с людьми и т.п. (вспомнить все его прошлые успехи и «заслуги перед Отечеством»).

Таким образом, связать в сознание клиента его жизненные планы и необходимость посещать занятия и учиться, показать ему личностный смысл учения («Учиться надо не потому, что этого хочет мама или на этом настаивает папа, а потому что у тебя есть на самого себя планы, реализация которых как раз и подразумевает посещение занятий»). И всячески демонстрировать ему свою веру в его успех и свое доверие ему.

Предполагаем, что большая доля усилий психолога придется на работу с мамой: некоторое время необходимо будет «направлять» ее, осуществлять психологическое сопровождение ее воспитательного воздействия на сына, учить ее доверять сыну, совместно разбирать допущенные ею ошибки и не оставлять без внимания ее достижения.

Надеюсь, что данная статья даст Вам траекторию направления в работе с подобными запросами родителей.

P.S. Образ клиентки и сама ситуация - собирательная (вымышленная). Все совпадения - случайны.

Если у кого-нибудь есть свой взгляд на затронутую проблему, буду рада если поделитесь им в обсуждении. Ведь, это тоже пойдет в вашу и мою "копилку" по направлениям в работе.



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Как мама с сыном в школу пошла.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Индивидуальная расстановка Внутреннего Ребенка (и не только) на фотографиях клиента
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему опасно отвергать отца ребенка?
  • Гармонизация детско-родительских отношений через работу с внутренней семьей
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь