|
Почему сын перестал ходить в школуАвтор статьи: Иванова Светлана Викторовна
Проблема, с которой клиентка обратилась к психологу, лежит в области детско-родительских отношений. Предположительно, дело в несогласованности родительских воздействий на ребенка со стороны отца и матери: соединение потворствующей гиперпротекции матери с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией отца. Для мамы – он поздний, единственный (а значит, долгожданный) ребенок, следовательно, с ее стороны предполагается наличие гиперопеки. В то время как отец, наверняка, проявляет гипоопеку: мало сил и внимания уделял ребенку (в силу своей профессиональной деятельности), но при этом достаточно требователен, т.к. считает, что для этого есть все основания: материальная зависимость ребенка от отца («одевает, обувает сына, ни в чем не отказывает»). В итоге, у мальчика возник когнитивный диссонанс: с одной стороны, он чувствует, что чем-то обязан родителям, должен «отработать» свой хлеб, быть достойным сыном своего отца, а с другой стороны, отчетливо понимает, что бы он ни совершил, ему все сойдет с рук, потому что мама позволяет ему все (наверняка выгораживает сына перед отцом). Данное противоречие протекало в «вялотекущем» режиме, пока был латентный период развития мальчика. Подростковый кризисный возраст выявил эту проблему (не заметить ее уже невозможно). Эта первая попытка взрослеющего ребенка совершить «бунт на корабле». Но поскольку ребенок не конфликтный и воспитанный, то проявляется его протест в виде отказа от учебы (как основной обязанности) и уход в себя (замыкается, не объясняет причин своего поведения). Если бы он был иного склада характера, то ушел бы из дома, или стал бы воровать у родителей деньги, или скандалил бы с ними при отстаивании своих прав… Проверить гипотезу о противоречивости воспитательного воздействия родителей на ребенка можно с помощью методики выявления особенностей детско-родительских отношений «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений). Есть и другие методики по выявлению особенностей детско-родительских отношений, но в них нет шкалы: «неустойчивость стиля воспитания». Кроме того, предположительно, по результатам диагностики может оказаться, что мама будет иметь высокий балл по шкале «Предпочтение детских качеств в подростке» и «Фобия утраты ребенка», а у отца – по шкале «Проекция на подростка собственных отрицательных качеств». Таким образом, мы имеет противоречивый, негармоничный тип воспитания, «наложившийся» на кризис подросткового возраста. В данной ситуации строить работу желательно со всеми членами семьи: на поверку может оказаться, что за мамиными словами о «нормальности» семейных отношений скрывается так называемая «фасадная» семья: с виду благополучная, но на самом деле каждый член семьи давно уже живет сам по себе, и их объединяет только общая жилплощадь. Работу планируется выстраивать в рамках когнитивной психологии (работа с убеждениями клиента) и нейролингвистического программирования (работа с эмоциональным опытом клиента). В ходе работы с отцом следует выявить систему его убеждений по поводу его с сыном отношений и разъяснить ему, что сын – это не атрибут успешности отца (как хорошая машина или большая квартира) и что он не обязан оправдывать свое существование в этой семье и доказывать свою достойность. Ребенка следует любить БЕЗУСЛОВНОЙ любовью и не следует выставлять ему моральный счет за то, то родитель содержит его. В ходе работы с мамой необходимо выявить ее систему убеждений по поводу воспитания ребенка и донести до нее важность и необходимость предоставления взрослеющему ребенку моральной свободы (наверняка, сын даже не решает, в какой рубашке ему сегодня идти в школу – все решают родители). Для этого можно порекомендовать маме прочитать книгу А. Некрасова «Материнская любовь», а потом обсудить основные ее тезисы на встрече с психологом. Важно объяснить, что пока родители ведут себя по отношению к ребенку именно так, они формируют в нем: инфантилизм, упрямство и чувство вины за несоответствие их ожиданиям и представлениям. Далее, наверняка, мама в своем поведении руководствуется не только убеждениями, но и определенными негативными эмоциями (например, страхом «потерять» ребенка). Для снижения интенсивности воздействия этих эмоций на поведение мамы можно «проработать» их в НЛП-технике «Путешествие к ресурсному ядру». Суть техники заключается в том, чтобы в состоянии транса средней степени (состояние сосредоточенности на ощущениях в собственном теле) выявить позитивное намерение этой негативной эмоции (например, позитивным намерением страха потери ребенка может оказаться в конечном итоге спокойствие) и «напитаться» этим ресурсом (спокойствия, удовлетворения и т.п.). Отработку негативных эмоций важно сделать еще и потому, что в ходе этой работы можно выявить наличие у клиента психологической «выгоды» от нахождения в данной ситуации (в таких случаях работа психолога «стопорится»). Например, мама может получать психологическую выгоду в виде удовлетворения своей глубинной потребности в своей нужности ребенку: «У него есть проблемы с успеваемостью и никто, кроме меня не сможет ему помочь их решить» (а если нет проблем с успеваемостью, значит – у него все хорошо, а значит – я ему не нужна…. а для меня это потеря смысла жизни). Это одна из сложностей, которая может возникнуть при работе с мамой… В работе с сыном целесообразно провести НЛП-технику «Трехпозиционное описание», суть которой заключается в прояснении взаимных ожиданий клиента и его партнера по общению: в беседе прояснить эти ролевые ожидания может быть проблематично в силу возраста клиента (не каждый ребенок в 14 лет может столь глубоко рассуждать о проблемах взаимоотношений) и в силу его незамотивированности на работу с психологом (наверняка ребенка приведут к психологу насильно и это будет представлять одну из сложностей при работе с сыном). После чего психологу следует расспросить клиента о его планах на будущее и донести до мальчика мысль о том, что у него (клиента) есть все ресурсы для того, чтобы РЕАЛЬНО эти планы реализовать: он умеет быть организованным, умеет получать и перерабатывать информацию, общаться с людьми и т.п. (вспомнить все его прошлые успехи и «заслуги перед Отечеством»). Таким образом, связать в сознание клиента его жизненные планы и необходимость посещать занятия и учиться, показать ему личностный смысл учения («Учиться надо не потому, что этого хочет мама или на этом настаивает папа, а потому что у тебя есть на самого себя планы, реализация которых как раз и подразумевает посещение занятий»). И всячески демонстрировать ему свою веру в его успех и свое доверие ему. Предполагаем, что большая доля усилий психолога придется на работу с мамой: некоторое время необходимо будет «направлять» ее, осуществлять психологическое сопровождение ее воспитательного воздействия на сына, учить ее доверять сыну, совместно разбирать допущенные ею ошибки и не оставлять без внимания ее достижения. Надеюсь, что данная статья даст Вам траекторию направления в работе с подобными запросами родителей. P.S. Образ клиентки и сама ситуация - собирательная (вымышленная). Все совпадения - случайны. Если у кого-нибудь есть свой взгляд на затронутую проблему, буду рада если поделитесь им в обсуждении. Ведь, это тоже пойдет в вашу и мою "копилку" по направлениям в работе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|