|
Потенциальный агрессорАвтор статьи: Наталья Коноплева
Много ли или мало ли людей, кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью? А ведь плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого человека, проявляясь в различных формах саморазрушения, начиная от самообвинений до постепенного самоубийства в форме наркомании и злоупотребления алкоголем. Но чтобы вырасти в настоящего взрослого агрессора, надо сначала родиться и побыть ребенком..... На становление агрессивного поведения детей непосредственно влияют: семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление (здесь же речь и про получение болевого опыта детьми); социальная среда, в которой человек живет и взаимодействует с другими в процессе развития; а также телевидение, глобальное воздействие которого на большинство людей нельзя отрицать. Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием ребенка, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. С детской агрессивностью связаны: 1) негативизм матери - враждебность, отчужденность, безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка - уровень активности и вспыльчивость. Когда в доме совершается насилие, оно часто скрывается всей семьей. Тем более, что детям запрещают говорить об этом. В случае, если подобные происшествия не подвергаются вовремя терапии, то воспоминания о произошедшем надолго, если не на всегда, остаются в душе, выходя на поверхность только в случае угрозы и опасности. Исследователи обнаружили, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; они сами будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Отмечено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. Среда обитания является важным примером для повторения. Так, благодаря втянутости малолетних детей в организованные группы, состоящие из более взрослых детей, а также взрослых, повышается их уровень реагирования тем или иным способом, в данном контексте асоциальными проявлениями в виде агрессии. Это отражается в демонстрации вербальных (угрозы, ругательства) и физических (удары, пинки) проявлениях агрессии. Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем, кто под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием. Агрессивные действия ребенка можно наблюдать уже в первые годы жизни. В это время агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это вспышками злости и гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характеру самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрацией или беспомощностью. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. При всем этом, любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. При агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки, задействована мимика, поведение и речь. Злость и гнев у детей так же разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее замаскированы. Все не выраженные чувства имеют особенность накопления, и когда их накапливается очень много, они переполняются и выплескиваются. Выплескиваются наружу или во внутрь себя. Причин возникновения агрессии достаточно много. Поэтому, если вы заметили в вашем ребенке тенденцию к агрессированию, то не упускайте это из вида. Помогайте ребенку совместно с психологом находить более адаптивные способы заявлять о своих потребностях и успешно их реализовывать. Удачи! Семейный психолог Наталья Коноплева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|