«Непережитая потеря и страх новых отношений. Часть 1.» Пример терапевтического сеанса.

Клиентка Даша (далее по тексту Д., имя изменено, далее мужское имя тоже изменено) — молодая деловая женщина, 33 года, не замужем, есть свой бизнес, с которым последние годы она всё хуже справляется. В терапии уже несколько лет. Испытывает трудности в общении с мужчинами.

Запрос.

Д. (говорит сбивчиво, сдерживая силу голоса): "Меня беспокоят одни отношения… вернее… моя реакция меня беспокоит на… поведение мужчины(выдох) … с которым мы даже не вместе. Но при этом меня сильно ранит… то, что он делает". (Пауза).

Я: "Что он такого делает, что тебя ранит?"

Д.: "Он … любит обниматься с другими женщинами, любит общаться с ними, а ещё у него есть одна или несколько женщин… ну вот одна точно, которую он считает своей "просто" подругой и… он с ней может здорово проводить время. И когда я потом об этом узнаю, мне больно"…

Я: "Опиши, пожалуйста, какие отношения у вас сейчас с ним?"

Д.: "Мы встречаемся, общаемся, но я не могу сказать, что мы пара. Т.е. он точно мне нравится, я точно нравлюсь ему, но дальше общения ничего не происходит. Как будто бы есть какой-то барьер между нами, который не позволяет каждому из нас пойти дальше и стать ближе. Например, для меня одним из таких барьеров становится вот такое его общение с женщинами. И …ладно бы я просто это понимала, я бы отказалась вообще мыслить о нём, переключилась бы на что-то другое в своей жизни. А получается так, что меня это настолько сильно ранит, что я… могу плакать полдня, я перестаю работать, у меня "опускаются руки", я себя чувствую просто как… как будто бы я (голос дрожит, вот-вот заплачет)… мне сложно сказать словами, даже чувства свои сложно описать. Мне сейчас и говорить сложно"…

Я: "Выбери карту, которая отражает то состояние, которое тебе сейчас сложно описать".

На протяжении нескольких минут (достаточно долго) Д. выбирает в итоге выбрала карту женщины, которая скована цепями, прикреплёнными к стене, карта мрачная. См. фото 1.

Непережитая потеря и страх новых отношений Часть 1  Пример терапевтического сеанса

Д.: "Почему-то я выбрала именно эту карту. Мой мозг сопротивляется, я не понимаю, почему я именно эту выбираю. По ощущениям — да, очень что-то похожее, а головой я вообще не понимаю, про что это". (пауза…)

Я: "Начни с описания карты".

Д.: "Это девушка, она (начинает плакать и говорить сквозь слёзы) … она сидит на полу, прикованная цепями по рукам и ногам к стене. И… ей тяжело, но у неё такое состояние, как будто бы ей уже всё равно. Т.е. она такая безвольная, и, собственно, можно делать с ней всё, что хочешь".

Я: "Что она чувствует?"

Д.: "У неё апатия, безысходность, бессилие и… ощущение такое, чувствование себя полным ничтожеством. Как будто бы это какое-то наказание, которое она заслужила".

Я: "А кто приковал её?"

Д.: "Это мужчина".

Я: "Выбери карту мужчины. Расположи её так, как тебе чувствуется относительно карты девушки".

Д. выбирает карту ползущего скелета с красными глазами и ставит её над первой картой (см. фото 1).

Д.: "Это очень злой, опасный человек. Он может нанести физическую травму и психологическую. Он опасен для женщин в принципе".

Я: "В каких отношениях он и эта девушка?"

Д.: "Он взял власть над ней. Он манипулирует ею. Причём, как будто бы такое ощущение, что он отыгрывается за кого-то другого на ней. А она просто позволяет ему так вести себя с ней".

Я: "Что конкретно он делает?"

Д.: "Он оскорбляет, унижает её на словах. Он может (пауза) … может обидеть её, он очень эмоциональный, и на любые какие-то действия её, которые ему не нравятся, он может крикнуть, грубое что-то сказать, обозвать, материться может (пауза) … Ну и… да, он специально использует ещё и других женщин, чтобы сделать ей больно. При ней он делает комплименты другим женщинам, которые его причём не слышат. Т.е. он говорит ей про другую: "Вот, посмотри, какая суперская женщина!", — он флиртует при ней с другими женщинами, встречается за её спиной с другими женщинами, а потом либо она узнает, либо он об этом ей может как-то сказать. Т.е."…

Д. меняет позу на более расслабленную… распрямляется и говорит уже уверенно и ровно.

Продолжает: "Он делает всё, что хочет и постоянно… вот — он издевается над ней!"

Я: "Психологически издевается?"

Д.: "Да, психологически и морально он над ней издевается".

Я: "А физически он её обижает?"

Д.: "Нет, он как будто бы знает, наверное, что это будет перебор. Но такое ощущение, что он способен на это".

Я: "А вообще физически они близки?"

Д.: "Да, у них есть физическая близость, т.е. связь. Она его очень боится".

Я: "А чего конкретно она боится?"

Д.: "Она боится… его потерять (пауза)"…

Я: "Он для неё важен?"

Д.: "Да, он очень умный, многому её научил. Т.е. она видит в нём какой-то авторитет серьёзный"(пауза)…

Я: "Что будет, если она его потеряет — этот авторитет? Если она с ним разорвёт отношения?"

Д. начинает плакать…

Д.: "тогда она останется совсем одна".

Я: "Я правильно понимаю, что девушка видит два варианта развития событий Первый — она подчиняется воле авторитетного мужчины, терпит его издевательства, терпит его измены, флирты с другими и находится с ним в отношениях. И второй вариант — она разрывает с ним отношения и остаётся одна без него".

Д.: "Да, правильно".

Я: "Можешь выбрать карту, где она одна — без него?"

Д.: "Да, могу".

Д. выбирает карту красивой уверенной сексуальной женщины (см. фото 2). И наконец-то называет её женщиной! (Обратите внимание на это! До этого момента была девушка!)



Д.: "Это… красивая, свободная женщина, уверенная в себе, она нравится многим людям — и мужчинам, и женщинам. Она легко общается с разными людьми разного возраста: и с детьми, и с подростками, и со взрослыми, и с бабушками, и с дедушками. Она любит людей, любит детей, любит себя, любит своё тело, любит мир. Т.е. это такая женщина, которая (делает глубокий выдох) … довольна жизнью, у неё есть деньги, она умеет зарабатывать. У неё есть дружеские отношения и есть деловые отношения. Свободная счастливая женщина! Тогда мне странно становится, почему я этого боюсь?!" (пауза)

Д. делает глубокий выдох: "Ооооо…! Похоже я поняла… выдох: Фууууу… Я боюсь не того, что будет, когда я разорву с ним отношения, я на самом деле хочу освободиться от него и всего этого и (выдох, пауза)… и начать свою свободную, счастливую жизнь без него! Просто я похоже боюсь чего-то другого — самого процесса, т.е. я боюсь, что он меня не отпустит, что он будет злиться, обижать меня. Странный страх, хотя"…

Теперь, когда масса подавленных чувств выражена, и клиентка "пришла в себя" эмоционально, я вижу (предполагаю), что она готова связать образы с реальными лицами в её жизни, и спрашиваю.

Я: "Скажи, пожалуйста, а о ком идёт речь из твоей жизни? У тебя были такие отношения?"

Д.: "Да, у меня были такие отношения достаточно давно… я встречалась с мужчиной. Мы закончили отношения в 2012 году, ещё лет пять назад (выдох)… я смогла завершить эти отношения, и в них я чувствовала себя именно так вот, т.е. я его очень боялась, он причинял мне много боли. Так а я думала, что я давным-давно его простила, и что эти отношения уже давно завершены и уже не влияют никак на мою жизнь!"

Я: "Выбери из всех карт этого мужчину, с которым у тебя были такие вот непростые и болезненные отношения".

Д. выбирает злую собаку (см. фото 3). Я прошу описать карту.

Д.: "Это агрессивный импульсивный злой человек. Он несчастный, неудачливый во многих сферах жизни. В моём восприятии он похож на эту злую собаку, которая может напугать, ранить и причинить боль".

Я: "Что ты сейчас к нему чувствуешь?"

Д.: "Сейчас я (пауза)… сейчас произошло кое-что странное у меня внутри. Я начинаю плакать (далее говорит резко и громко), у меня внутри прям какая-то злость просыпается! И я понимаю, что вот теперь вот это собака я. Я так сильно на него злюсь! Только (плачет и говорит сквозь слёзы)… настолько я этого не хочу! Не осознаю!,

Я: "О чём ты сейчас плачешь?"

Д.: "Я плачу, потому что меня это всё так сильно бесит!!! Что оказывается… все эти годы я злилась на него! Но об этом ему тогда не сказала, потом не сказала, и сейчас мне сложно это принять!"

Я: "Расскажи, за что злишься на него?"

Д.: "Я злюсь на него за то, что он так поступал со мной! Такое ощущение, что он просто "исполосовал" меня ножом и изрезал, а я всё разрешала! И… как будто бы я не могла себя защитить, я не могу понять, почему?! Были, похоже, причины. За эти годы я уже изменилась, и сейчас я уже дам отпор! А тогда почему-то я не могла! И… ну вот я злюсь на него за то, что он мне столько боли причинил".

Я: "Скажи ему о своей злости сейчас. Как его зовут?"

Д.: "Его зовут Женя".

Я"Выбери карту, которая будет представлять Женю. Какая сейчас ему подходит? Расположи её относительно своей карты".

Д. выбирает карту обезьяны (см. фото 3) и говорит: "Да он — вот это обезьяна на самом деле! Она издевается над всеми".



Делает глубокий выдох… пауза…

Я: "Что ему скажешь?"

Д.: "Женя, я злюсь на тебя за то, что ты столько боли мне причинил, и так специально издевался надо мной, и компосировал мне мозги! И за то, что как будто бы ты играл со мной. Даже по карте — по обезьяне видно, что что она любит играть. И вот этот товарищ тоже такой игрок (говорит зло и твёрдо! … Ему интересно было посмотреть реакцию мою — что будет после? Проверить, насколько я живая, насколько я могу страдать… не знаю, как выразить. Я злюсь на тебя, за то, что ты… прекрасно зная мои слабые места, этим пользовался! И столько раз… и вербально… и обзывал меня, и посылал, и унижал!"

Я: "Хорошо. Теперь скажи, если бы ты была на месте Жени, что бы ты ответила?"

Д.: "Даша, я тебя предупреждал (говорит задумчиво и достаточно тихо…)... С самого начала отношений я тебя предупреждал и говорил тебе, что со мной лучше не связываться! Я прекрасно понимаю, какой я, и что я делаю! Ты думаешь, ты одна такая? Я играю только с теми, кто позволяет. (Длинная пауза.) На самом деле, ты вообще-то мне очень нравилась! Да и сейчас нравишься. Просто я понимаю, что со мной отношения не получатся у тебя те, которые ты хочешь. И я тебе давно об этом говорил"…

Д. из своей позиции: "Я даже не знаю, что ему ответить или что…? Да, на самом деле, он изначально меня предупреждал, говорил, что он мне не подходит, что с ним не получится толковых отношений, что я зря пытаюсь с ним что-то построить". (Делает выдох…)

Я: "Что ты сейчас чувствуешь, Даша?"

Д.: "Ну я чувствую, что… мне с одной стороны прям легче стало, дышать легче (делает глубокий вдох и дышит…). В спине я чувствую полегче стало (выпрямляется!)… Плечи как будто бы опустились (на самом деле — опустились и расслабились) … С другой стороны, мне хочется его ударить!"

Я: "Стул — ударишь стул?"

Д.: "Да, ударю!"

Я: "Ну давай!"

Д. бьёт стул.

Я: "Что меняется? У тебя внутри что-то меняется?"

Д.: "Да… мне внутри становится как будто бы легче… И… мне хочется отодвинуть стул! Подальше!!! Его отодвинуть!!!"

Я: "Хорошо, отодвигай!"

Д. с силой резко отодвигает стул!

Я: "Пересядь на его место. Как тебе там сейчас?"

Д. пересаживается: "Ну… облегчение. Как будто бы груз спал (делает выдох)… Как будто бы он даже хочет сказать (говорит жёстким громким голосом): "Вот молодец!!! Вот так и надо было сразу!!!" (смеётся). В общем, хочется похвалить и… пожелать ей… всего хорошего (опять смеётся). Сказать (долгая пауза)… ей… Во-первых, чтобы больше не связывалась с такими, как я! "Не связывайся больше с такими, как я! Никогда! Никогда больше не позволяй унижать себя, смеяться над тобой, использовать тебя. Никогда больше не позволяй себе быть игрушкой в чужих руках!"(выдох…)

Я: "Пересаживайся на своё место… Как ты себя сейчас чувствуешь?"

Д: "По-другому! Уже нет этой собаки!"

Я: "А как? Можешь выбрать карту?"

Д: "Да, могу. Вот".

Продолжение см. в статье: «Непережитая потеря и страх новых отношений. Часть 2.»



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь