|
Некрофобия: страх смертиАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Мы все чего-нибудь да боимся. Среди большинства моих друзей, знакомых есть самые невероятные страхи. Так, например, мужчина 30 лет жутко боится пауков. Вот ему скажешь "Паук!", а он весь уже бледнеет и зеленеет. А кто-то панически боится высоты. Пару лет назад подруга подбирала себе недвижимость. Был отличный вариант на 7 этаже. "Нет! Нет! Страшно! Боюсь!".
Природа страха корнями простирается в самое глубокое доисторическое прошлое, когда появился сам человек и врожденный инстинкт самосохранения. То есть мы будем бояться того, что может нам навредить. Страх во многом связан с подсознанием. Недавно затрагивала тему тафофилии, которая вызвала неоднозначную реакцию среди коллег и читателей. Я получила письмо от девушки, столкнувшейся с такой проблемой (с согласия автора сообщения привожу и анализирую ситуацию): "Воспитывалась бабушкой. Помню в детстве очень часто ходила с бабушкой на похороны или проводы покойников. Бабушка всегда крестилась говорила: "Царствие Небесное тому-то". Я не боялась вроде как, издали наблюдая процессию. А вот потом, когда выросла, бабушка умерла, мне было 25 лет. Я была беременна. И у меня возникла фобия. Я не пошла хоронить бабушку, очень боялась возвращаться в квартиру, мне казалось, что я увижу призрак бабушки и сама умру со страху. Конечно, я вроде как и включила самосохранение, все-таки малыш внутри меня...Старалась успокоиться, но меня "колбасило" сильно. Страх "пожирал" меня просто. Родила, очень тяжелые роды были, реанимация, еле выходили сына. И все это время снилась бабушка. Как она встерчает меня дома, закатывая глаза, в общем - жуткие образы, пытается причинить вред и т.д. Сейчас ребенку два года уже. Я хожу на кладбище по необходимости, но потом сразу иду в церковь, так как мне кажется, что на кладбище страшная энергетика. Вы описываете в статье эстетическое удовольствие, а мне так и кажется, что земля шевелится на кладбище и мертвые восстанут из могил...". Ситуация, которая возникла у девушки, весьма распространена среди эмоциональных, чувствительнх натур. как и было отмечено в тексте статьи. Обращаем внимание на то. что рассказывает нам автор письма.
Здесь проявляется то, что испытали в детстве многие из нас, кто также воспитывался большей частью бабушками (а среди нас очень много таких). В этот момент, когда ребенок узнает, что жизнь конечна, что люди уходят, он видит рядом с собой живого человека, защищающего и оберегающего его. То есть модель поведения маленькой девочки соответствует такому тезису "Мне не страшно, ведь со мной бабушка!". И, конечно, девочка и не думает даже о том, что жизнь бабушки конечна.
Здесь ситуация осложняется именно тем, что взрослая, молодая женщина находится в положении, когда и гормональные, и психические процессы настолько динамичны, что отражаются на поведении, на психоэмоциональной картине личности. С детства девочке объясняется то, что в период беременности женщина должна находиться в спокойном состоянии, не волноваться.. Соответственно страх не только за себя, но и за своего неродившегося ребенка задает женщине вектор поведения. Женщина в этот период особо уязвима. А на этом примере мы наблюдаем немного искаженную картину. В детстве девочки бабушка являлась гарантом защиты, а сейчас она потеряла эту защиту. Понимание конечности жизни не защищает девушку, а наоборот как будто уводит в иную реальность, в состояние фобии, когда ее образы из подсознания ведут самую настоящую борьбу. У девушки развивается мистический страх перед потусторонним миром, причем с четкой "враждебной" позицией. Невроз, приведший нашу героиню на наш сайт, отражает ее непроработанные с детства страхи и также недостаточно осмысленное поведение в этом вопросе. Для ребенка бояться вполне естественно. Но в нашем случае этот страх не был должным образом выражен, оказался зажатым в ее подсознании. Тяжелые роды и послеродовое состояние также обусловлены этим. Плюс ко всему сильное чувство тревоги, сопровождавшее девушку во время беременности, также отразилось и на общем состоянии. Описанное здесь состояние называется некрофобией и ее вариацией тафофобией. Акцент ставится героиней на том, что потусторонний мир именно враждебен, что он как будто уничтожает живого человека. Подсознание женщины выстраивает непримиримые картины, символы, от чего и страдает автор письма. Я определила следующие направлении в коррекции состояния девушки: 1. Иррациональный страх возвращает девушку в детсткое состояние и травмирует ее. Поэтому нужно проговорить свой страх и поговорить с ним. Это может быть письмо своему страху, которое дополняется рисунком, а затем утилизируется. 2. Обратиться к здравому смыслу и взрослой позиции. "Да, я человек. Я рождена, чтобы жить, творить, любить и т.д. У меня есть сын, которого я люблю и о котором мне нужно заботиться. Зачем мне нужно думать о потустороннем мире?" 3. Я не сторонница, чтобы обратившемуся ко мне человеку доказывать, что призраков и потустороннего мира нет, что все это выдумки. Здесь важно другое. Необходимо смоделировать уважительное отношение к миру мертвых. Да, оттуда никто еще не возвращался, мы о нем ничего не знаем. Но почему он может нам навредить? Чем? 4. Конечно, молодой маме советовать "режим дня", планирование отдыха и т.п. я считаю оскорбительным и неправильным. Единственным советом в этом аспекте будет профилактика ночных кошмаров, в частности, не смотреть фильмы ужасов, не читать страшилки, не искать у себя диагнозы в Интернете, а просто жить ... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|