Никто не рождается хорошим случайно, или где берут начало истоки нашей благодетели.

Никто не рождается хорошим случайно или где берут начало истоки нашей благодетели

По факту рождения, мы нужны лишь своим родителям и только… благодаря этой безусловной нужности, принятия и любви, просто от того, что мы появились на свет – нам безопасно, уютно, и тепло в этом мире, с родителями, и в последствии со всеми, с кем мы вступаем в отношения на протяжении жизни.  Но, когда мы не нужны, когда мы бремя для своих родителей и являемся лишь источником их страданий, единственное, что нам остается – это тонуть в омуте стыда, вины и растлевающего душу одиночества. Вынести интенсивность этих переживаний, не всегда под силу даже взрослому человеку, а в душе ребенка они могут навсегда оставить глубокий след, дающий о себе знать в тени сверхчувствительности и уязвимости даже там, откуда дует теплый ветер. Так, возможно ли обрести душевный покой, когда внутри мы ощущаем себя калеками, сотканными из осколков несвязных между собой обстоятельств? Кто же мы на самом деле? И наконец, где берут начало истоки нашей благодетели?

«Работа ума в детстве ложиться на душу слишком глубокими шрамами –часто они не зарастают всю жизнь» 
М. Горький


Помогать, чтобы выжить.

Таким людям в детстве часто приходилось слышать в свой адрес «лучше бы вы родились мальчиками, от них толку больше», «лишние для всей семьи», «обуза», «сломали мне карьеру…», «не ори, иначе сдам в интернат!» и т.п. Они ощущают себя лишними. Положение таких детей в доме подобно заношенным ботинкам, которые пылятся в кладовке или в прихожей и мозолят глаза. Их не решаются выбросить, авось пригодятся, в огороде работать, например. 

Очень скоро такие дети усваивают, что не могут просто так существовать. Нужно чем-то расплачиваться… Надежда, что их примут и полюбят побуждает их быть «удобными отличниками» в школе, «незаметными» дома и/или в гостях. Так, чтобы оправдать свое существование в этом мире, они усердно трудятся, устали не зная. И незаметно для себя, они превращаются в золушек, взваливая на себя все домашние дела. Быть нужным – становится их единственным смыслообразующим мотивом, оправдывающим их существование в этом мире. 
Часто такие дети вырастают очень тревожными, с повышенным чувством ответственности за всех и все. Стараются быть полезными. Они идут работать в благотворительные организации, становятся психологами, врачами, воспитателями сиротских учреждений, руководствуясь лишь тем, что «там я нужней». А когда сами становятся родителями, то душат своей любовью и гиперопекой своих детей, супругов, партнеров. Их очень глубоко ранит, когда люди не принимают их помощь, о которой, в принципе, и не просили. «Как же так?! А я мечтала, чтобы обо мне заботились, любили, помогали…». Испытывают злость и раздражение. Например, частая ситуация, когда невестка становится ярым врагом своей свекрови. И не потому что «она все делает не так», а в большинстве случаев, потому что занимает территорию, отнимает у свекрови возможность быть значимой, важной и заботливой. В «войне» с невесткой свекровь отстаивает не только свою значимость,  возможно, она отстаивает свое право на существование… 

Есть и другие формы мотива, воплощающегося в нашей миссионерской роли. Оно лучше всего выражается в фразе: «Если я не нужен(а), тогда зачем я здесь?...».

«Если я не нужна, тогда зачем я здесь? …».

 "Я ходила в подготовительную группу детского сада. У воспитательниц я пользовалась репутацией очень самостоятельного ребенка. Им было очень легко со мной. Я ведь была такой помощницей для них! Однажды в одном из выходных дней, детей из ясельной группы, располагавшуюся на 3-мэтаже, спустиликнамна 1-йэтаж. Я очень любила малышей. Особенно помогать им одеваться, складывать игрушки, заправлять кровати… Но в определенный момент, случилось так, что одеваться никуда ненадо было, шнуроваться тоже и кровати все были заправлены. Другими словами, в моей помощи никто не нуждался. Было невыносимов этом состоянии быть. Мне казалось, я невидимка и меня никто не видит. Я ощущала невыносимую пустоту и, совсем незнала куда себя деть. Мне непременно захотелось любой ценой вернуть свое место в детской группе и, для этого я подошла к одной девочке и предложила поиграть в игру, где я катаю ее на плечах. На мое предложение она откликнулась с радостью и, когда я посадила ее на плечи, то тут же сбросила оттуда. Это был хорошо продуманный мною план. Она закричала от боли и разрыдалась, а я сразу бросилась ее утешать – гладила ее по голове, качала на руках, как младенца…Потихоньку она успокаивалась, а я, тем временем, испытывала величайшее наслаждение от этого процесса. Ведь я так нужна была ей в этот трудный момент!". 
                                                                                    (из терапевтической беседы).

Единственный мотив, которым было продиктовано поведение этой девочки – это создать ситуацию, где будет нужна ее помощь, чтобы найти свое место в той же детской группе, чтобы чувствовать себя нужной, чтобы иметь право существовать… или просто от того, что по-другому проявлять себя не умела. Такое бывает, когда ребенка замечают лишь, когда он делает что-то полезное. Например, маме по дому, или помогают младшим братьям/сестрам (одеваться, делать уроки и т.п.). Заслуживая похвалу родителей, они чувствуют себя самыми счастливыми «Меня видят, значит я существую…», «чтобы меня заметили, надо помогать…». Так, вырастая, такие дети всю жизнь стремятся быть замеченными. И нередко становятся лидерами волонтерских движений или спасателями в прямом и переносном значении. 

«…чтобы не чувствовать себя виноватой».

В своей практике встречала случаи, когда осваивали помогающие профессии из чувства вины. Такое больше свойственно детям, родители которых в своей юности были октябрятами, комсомолами или всегда хотели ими стать.

«в доме существовало негласное правило: ты должен быть полезным и нужным для общества, а иначе осудят. Нельзя было просто быть, папа всегда говорил “иди лучше займись, чем-нибудь полезным"                                                                                                                     (из терапевтической беседы).

«…Когда-то очень нуждалась в помощи, поэтому решила, что когда вырасту буду помогать!»

Подобные фразы стали уже классическими среди врачей и психологов. Здесь речь идет об отыгрывании своей детской травмы. Дети часто привыкли, что где-то рядом есть взрослый, который всегда придет на помощь. Однажды, столкнувшись с экстремальным для себя опытом, они не находят рядом с собой взрослого. Причина этому может быть разная, отсутствие родителей или их незрелость.

Почему важно понимать, мотивы своих «благородных поступков»?

Потому, что понимая свое поведение мы можем более осознанно делать выбор. Это помогает присвоить ответственность за свои действия и, таким образом, не впадать в жертвенную позицию. Вы такие хорошие, догнали, чтобы причинить помощь, а вам даже спасибо не сказали, и в худшем случае, еще сделали вас во всем виноватыми! Берегите свои ресурсы! 
Осознание своей мотивации, поведенческой позиции позволяет услышать себя настоящего, свои желания, стремления, свои уязвимые места. А также извлечь что-то положительное из своего опыта.


    "Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что опыт переживаний многому меня научил. Прежде всего, он воспитал во мне глубокий гуманизм и чуткость к человеческим страданиям"                                                                                   (из личного опыта).

Прошлое не сотрешь, его не перепишешь. И у каждого из нас своя история. Она уникально по своей природе и, хоть она не всегда написана нами, я уверена, что в наших возможностях ее дописать. 
За нашим мировосприятием часто стоят неосознанные мотивы, потребности и желания, которые не всегда являются для нас очевидными. Они во многом, определяют наши выборы, которые мы делаем, цели, которые мы ставим перед собой, а также роли, которые мы на себе примеряем. Все это задает направленность нашему жизненному пути и определяет нашу судьбу. 
Так давайте же не будем оставаться продуктами своего прошлого, а станем творцами своего будущего!

А почему помогаете вы? 



Просмотров: 562
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Не нужно быть умным, чтобы стать богатым. Как всегда быть «при деньгах»
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Любить себя, чтобы быть стройной
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда мужчина просто позволяет себя любить...
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Разница, когда просто встречаешься с женщиной и когда решил, что встречаешься со своей уже будущей женой
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • 5 ошибок, которые совершают люди, когда хотят найти дело своей мечты
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь