|
Рассуждения о внутренних и внешних наставникахАвтор статьи: Сохранова Людмила Александровна
Не судите строго, получилось немного скомкано, но беседа с матерью подвигла сесть и написать следующие строки. Как ни крути, каждому нужен наставник. Может быть не на протяжении всей жизни, возможно в какие-то конкретные моменты, но человеку без наставника не обойтись. Размышляя на эту тему пришла к выводу о том, что всегда существует сразу несколько наставников и их опыт находится в постоянном взаимодействии. Для меня наставник - это более опытный человек, который способен дать информацию, поддержать, согласен быть рядом, когда это важно. Так сказать, «наставить на путь истинный», дать опору. С наставником путь из точки «А» в точку «Б» проходит с минимальными потерями и в кратчайшие сроки. Наверное, первыми значимыми наставниками выступают родители или лица их заменяющие. Мы научаемся чувствовать и понимать этот мир через восприятие своих родителей. То, что они в нас закладывают формирует нашу дальнейшую жизнь. Если родители смогли сохранить баланс доверия и поддержки, человек имеет четкое представление о том, что он делает, куда двигается и что ему нужно для достижения собственных жизненных целей. Тогда выходит, что человек способен сам себя наставлять на основе своего жизненного опыта и ориентиров, заложенных семьей. То есть, получается, что человек сам себе наставник. Если что-то не получается, человеку хватает опыта обратиться к более квалифицированному специалисту и решить сложившуюся проблему. К сожалению, не всем везет с родителями, и зачастую дети «ранятся» живя в изначально покалеченных семьях. Когда они физически вырастают, то не имеют четких ориентиров и живут стараясь угадать как поступить правильно, как научиться «быть как все», как сделать так, чтобы «как у других». Такое бывает не только в семьях алкоголиков или наркоманов. Такие дети растут и в благополучных семьях, там, где есть все, кроме здорового общения. Тогда человеку сложно опираться на самого себя, ведь непонятно к чему это приведет. Внутренний наставник есть, но он очень слаб, и человек беззащитен перед «взрослыми» проблемами. Хорошо бы если родители вырастили и не мешали, а то еще бывает «добивают» свое чадо умными советами про жизнь. Таким образом, есть внешние наставники (родители, учителя и пр.) и внутренние (мы сами). Внешние наставники могут влиять на внутренних. И наши внутренние наставники помогают формировать внутренних наставников других людей. Мы, для этих людей, становимся внешними наставниками. Безусловно, психотерапевт является наставником для клиента, а супервизор для терапевта. Задача психотерапии поддерживать те части личности, которые ее развивают и делают жизнеспособной. Но какие еще есть способы поддержать и вырастить внутреннего наставника? Для меня это книги. Не знаю, как у вас, но меня книги колоссально поддерживают. В них я нахожу и ответы, и поддержку. За книгой стоит человек, который ее написал, следовательно, его можно считать наставником. Для кого-то это вера или учение. Человек обучается поступать согласно догме, это и есть ориентир для его внутреннего наставника. Терапевтические группы или группы поддержки. По моему мнению, в таких группах общими усилиями люди находят способы вырастить своего внутреннего наставника. Как Вы думаете, что еще может поддержать внутреннего наставника? Может кто-то готов поделиться методами или своим взглядом. Давайте вместе поищем ресурс. Заранее спасибо. Р.S. Спасибо моему терапевту и маме за то, что они у меня есть. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|