|
Ресурс Интроспекции: "Ядерный процессор" терапииАвтор статьи: Макс Ильин
Насчёт основной темы публикации - стоит заметить, что на невооружённый взгляд она сложна и мутна. Синонимов и родственных терминов - немало, и все отмечают какой-то собственный акцент:
Ближе к делу. Как практикующие в любой модели и формате могли убедиться не раз, пресловутая психокоррекция, внесение изменений, перестройка установок и т.п. - вопрос не такой уж сложный сам по себе. Что является основным вызовом практики - так это то, чтобы клиент мог те или иные психические события, процессы и их содержание заметить, отследить и пронаблюдать. Это здравый смысл, который полезно не забывать - прежде чем что-то поменять, нужно это нечто обнаружить, увидеть, воспринять. Таким образом, указанная осознанность - выступает фундаментом практически любого успешного психологического вмешательства. За некоторыми исключениями, которые тоже спорные при ближайшем анализе. Гипноз, например, якобы "действует в обход сознания". Что чепуха и профанация, грубо говоря - каждый может побывать у гипнопрактика и убедиться, что сознание никуда не девается и вполне себе участвует в процессе. Я использую последнее время стремновато-техническое название для описываемой функции - "Ресурс Интроспекции". В общем-то, это перевод оригинального "Self-Observing Capacity" ("Самонаблюдающая способность", примерно), выполненный в традиции Джеймса Стрейчи, британского "переводчика" работ Зигмунда Фрейда. В кавычках - ибо "перевод" это слабо сказано. Как некоторым уже известно, сам Фрейд никогда не использовал страшные латинизмы вроде "Эго", "Ид", "Катексис" и многое другое. "Либидо", впрочем, в оригинале есть - но указанные выше термины были введены именно Стрейчи в английском переводе. Фрейд писал на немецком довольно простым языком - "Я", "Сверх-Я", "Оно", "Захват" и т.п. Что самое курьёзное - в работах Фрейда даже не используется "психоанализ" как таковой. У него везде "Seeleanalyse" - в переводе с немецкого "Душеанализ", исследование душевной жизни пациента. Психоанализ, опять же, это англоязычная адаптация, вошедшая в массовый лексикон (в конце концов, как-то более логично и респектабельно использовать полностью греческие корни вместо греко-немецкой "химеры"). В основе такого удивительного решения я имею несколько аргументов:
Что имеем в итоге - Ресурс Интроспекции (РИ), или Интроспективный Ресурс (ИР), как удобнее. О смысле понятия побеседовали, а теперь к его составляющим. Авторы (J. Frederickson и J. ten Have-de Labije) выделяют среди основных компонентов РИ пять психических "умений" - которые последовательно опираются друг на друга. В этом логическом порядке и рассмотрим каждый ингредиент. 1. Чуткость: Присутствующее Восприятие Внутренних Событий. Самая базовая форма интроспекции - просто замечать те или иные явления в собственной психике, когда они происходят. То есть "здесь-и-сейчас" (а когда ещё, интересно) - с чем и связан этот ключевой принцип, во многих направлениях принятый как базовое руководство. Кстати так, в направлениях, активно использующих умственные образы, воображение - случаются клиенты, которые "не видят" эти образы. При достаточном понимании проблемы очевидно, что это связано с теми или иными защитными механизмами - так как само функционирование психики построено на формировании образов, внутренних ориентировочных или "рабочих" моделей. То есть человек, реально "не видящий" образов - никак самостоятельно функционировать как личность, даже просто разговаривать и передвигаться, не сумеет. Но в то же время такие заявления не означают, что "пациент лжёт". То есть "лжёт", разумеется, но в первую очередь себе и этого не замечает - что в основе большинства защитных механизмов и лежит. В данной ситуации - вмешиваться необходимо именно с тем, чтобы эти защиты осветить и остановить. Остановить, впрочем, может только сам их пользователь - после того, как заметит. 2. Концентрация: Непредвзятое Внимание к Внутренним Процессам. Следующий шаг; просто заметить и воспринять что-то недостаточно. После этого вполне можно отвлечься и продолжить игнорировать происходящее внутри - что тоже чаще всего имеет нездоровые последствия. Поэтому важно ещё и уметь продолжительно фокусировать внимание, сосредотачиваться на внутренних событиях и процессах в уме (и теле, если уж на то пошло). Аналогично - неспособность это сделать в основном свидетельствует о защитном избегании; клиент сфокусироваться не то что "не может", он просто очень не хотел бы это делать. Кроме этого, ещё один принцип - непредвзятость. Это - литературный перевод "Non-judgmental", одного из условий "тру-осознанности"; который часто, и ошибочно, переводят как "безоценочный". Оно, конечно, в чём-то близко - но смысл иной. Буквальным переводом будет "Не-осуждение" - т.е. воздержание от обесценивания, отвергающих сравнений и т.п. В последнее время в качестве противоположной здоровой установки всё чаще используют Сострадательное Внимание - т.е. не просто не осуждающее, но и активно настроенное на признание, понимание и помощь. Метафора, которую использовал ранее в том числе - "внимательная мать и дитя", например. Можно ещё связать это с темой ранней привязанности, но сейчас не буду. Ещё одна критическая особенность этого "суб-ресурса" - в его роли для последующей саморегуляции. В частности, это относится к регуляции тревожного возбуждения - чаще всего, достаточно просто обратить внимание на сам факт тревоги и её симптомы, чтобы её взять под контроль. Или как минимум - уже можно будет заняться отдельными техниками "анти-стресса". 3. Артикуляция/Дифференциация: Отчётливое Различение Отдельных Элементов Психических Процессов. Здесь можно упомянуть множество разграничений - относительно условных, но правомерных. Наиболее решающую роль играют следующие:
Кроме того, описываемые в следующем пункте компоненты - тоже необходимо ясно отличать друг от друга. 4. Причинность: Установление Причинно-Следственной Последовательности Внутреннийх Событий. Здесь базовой является следующая "цепочка":
Иначе говоря, все эти элементы необходимо ясно и отчётливо отличать друг от друга. Это уже не строго "самонаблюдение", сколько стартовая форма самоанализа, но всё же. Например, один из самых "оглушительных" инсайтов, который переживают клиенты - осознание того факта, что злость и гнев, оказывается - не связаны категорически с поведенческим отыгрыванием (крики, битьё стен/лиц и т.п.). "Я думал, что это гнев и есть". Оказывается, что это псих-защиты - и вызываются они тревогой, сама же эмоция гнева переживается как жар, "вулкан" или "пружина" в теле, но достаточно тихо и спокойно сама по себе (если не активирует тревогу и гипервозбуждение, естественно). Ещё один частый момент - склонность в бытовой речи использовать стимулы для описания эмоций. И то, и другое - мы можем обозначать как "чувства". Часто можно услышать, например: "Я чувствовал себя отвергнутым". Что здесь можно заметить? Ну, во-первых, "отвергнутый я" - это самопредставление, а не чувство; и даже не просто наблюдение, а уже толкование (интерпретация). Во-вторых - покопавшись глубже, можно понять, что это вывод о стимуле, о том, что произошло ("Меня отвергли"). Интересная аналогия: например, кто-то к вам подошёл и мощно потёр по руке наждачной бумагой. Можно сказать, что вы "чувствуете себя онаждаченым"? Вообще да, но это не эмоциональное переживание, а снова описание случившегося. Логичный последующий вопрос - да, допустим, что отвергли. А какое чувство после этого было испытано? Здесь тоже есть спорные моменты - скажем, обида это вроде бы эмоция, правомерное чувство. С другой стороны - это "пассивная" форма злости, т.е. уже некоторая комбинация тревоги и гнева. В общем, задача по тщательному различению внутренних явлений - тема в психотерапии крайне продуктивная. 5. Сепарация: Отсутствие отождествления себя и внутренних событий, "взгляд со стороны", тем не менее сохраняющий контакт с наблюдаемым. Ещё одна ключевая рекомендация, известная и в "майндфулнесс-терапии", и в новых направлениях, АСТ и мета-когнитивной терапии например. Заключается в том, чтобы удерживать понимание - происходящие внутри события "мои", но "не я сам". В АСТ используется концепция "Я-Как-Контекст" - где все мысли-чувства происходят, но безлично, не являются "самостью"; подобно доктрине "не-я" (ан-атта) буддизма. Чаще всего - клиенты отождествляются даже не столько с эмоциями (это объяснимо - чаще всего переживания избегаются), сколько со стратегиями сопротивления этим эмоциям. В этом случае, психоаналитики называют псих-защиты "эго-синтонными" - т.е. приемлемыми и согласующимися с представлением о себе и собственных ценностях. Противоположная ситуация - "эго-дистонность", поведение, конфликтующее с намерениями, ценностями и собственным позитивным образом. Можно сказать, что процесс оспаривания защит и стоящих за ними иррациональных установок - это процедура перевода "синтонных" явлений в "дистонные". Хороший примерный образец спектра "синтонии" предлагает упомянутый Фредериксон. Следующая лесенка - может быть опорой для анализа текущего уровня "патологической идентификации" с защитами:
* * * Похоже на финиш, на сегодня по крайней мере. Для подкрепления повторюсь - все остальные "ресурсы", которые направлены на саморегуляцию, без достаточно развитой интроспекции бесполезны (не видно, что и как регулировать). Здесь уместна самая банальная метафора - представьте стрелка с завязанными глазами, а заодно замотанными ушами. Куда он сумеет попасть, если не способен прицелиться? Кстати, в известном мифе о царе Эдипе, излюбленном сюжете психоаналитиков - в финале эпизод очень характерный в этой связи. Узнав всю безумную правду и увидев повешенный труп матери, Эдип собственными руками вырвал себе глаза. Символизм довольно наглядный, В общем, всё, спасибо за внимание. Ещё спасибо, если сделаете репосты, до связи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|