Ресурс Интроспекции: "Ядерный процессор" терапии

Автор статьи: Макс Ильин

Ресурс Интроспекции Ядерный процессор терапии

Насчёт основной темы публикации - стоит заметить, что на невооружённый взгляд она сложна и мутна. Синонимов и родственных терминов - немало, и все отмечают какой-то собственный акцент:

  • Осознанность (Awareness). Более всего употребляется в гештальт-подходе, хотя особенных "авторских прав" нет - это обычное, почти просторечное понятие.
  • Внимательность (Mindfulness). Набравшая популярность психическая функция - буквально можно перевести как "полноумие" (mind+full). Что также любопытно - современное "попсовое" понятие об этой внимательности искажает как оригинальный источник (та идея буддизма, которую так переводят - относится к памяти, это "Памятование", не внимание), так и концепцию Эллен Лангер. Которая в качестве центрального свойства "майндфулнесс" называла наблюдение и проведение новых различий. О "голом безоценочном восприятии" речи не шло.
  • Наблюдающее Я/Эго. Собственно, всё в названии - это "я", которое просто наблюдает. Часто встречается в около-эзотерических и парапсихологических материалах, где противопоставляется "Действующему Я". Но иногда видим этот термин в контексте, где есть "наблюдение" и "переживание" - т.е. следующий пункт.
  • Рефлексия. Старинный философский термин - обозначающий свойство сознания "поворачиваться к себе" и созерцать само себя. 
  • Ментализация. Введено Питером Фонаги (или нет, но основные работы по теме написал он), построено по принципу "соматизации". В последнем случае - соматические, телесные симптомы отражают внутренние переживания; ментализация же - это способность отражать чувства умственно, символически и понятийно.

Ближе к делу. Как практикующие в любой модели и формате могли убедиться не раз, пресловутая психокоррекция, внесение изменений, перестройка установок и т.п. - вопрос не такой уж сложный сам по себе.

Что является основным вызовом практики - так это то, чтобы клиент мог те или иные психические события, процессы и их содержание заметить, отследить и пронаблюдать.

Это здравый смысл, который полезно не забывать - прежде чем что-то поменять, нужно это нечто обнаружить, увидеть, воспринять.

Таким образом, указанная осознанность - выступает фундаментом практически любого успешного психологического вмешательства. За некоторыми исключениями, которые тоже спорные при ближайшем анализе.

Гипноз, например, якобы "действует в обход сознания". Что чепуха и профанация, грубо говоря - каждый может побывать у гипнопрактика и убедиться, что сознание никуда не девается и вполне себе участвует в процессе.

Я использую последнее время стремновато-техническое название для описываемой функции - "Ресурс Интроспекции".

В общем-то, это перевод оригинального "Self-Observing Capacity" ("Самонаблюдающая способность", примерно), выполненный в традиции Джеймса Стрейчи, британского "переводчика" работ Зигмунда Фрейда.

В кавычках - ибо "перевод" это слабо сказано. Как некоторым уже известно, сам Фрейд никогда не использовал страшные латинизмы вроде "Эго", "Ид", "Катексис" и многое другое.

"Либидо", впрочем, в оригинале есть - но указанные выше термины были введены именно Стрейчи в английском переводе. Фрейд писал на немецком довольно простым языком - "Я", "Сверх-Я", "Оно", "Захват" и т.п.

Что самое курьёзное - в работах Фрейда даже не используется "психоанализ" как таковой. У него везде "Seeleanalyse" - в переводе с немецкого "Душеанализ", исследование душевной жизни пациента. Психоанализ, опять же, это англоязычная адаптация, вошедшая в массовый лексикон (в конце концов, как-то более логично и респектабельно использовать полностью греческие корни вместо греко-немецкой "химеры").

В основе такого удивительного решения я имею несколько аргументов:

  • "Самонаблюдение" - это довольно понятный и простой процесс даже непрофессионалу, но при этом же и весьма "узкий". Тогда как имеется в виду в современной психодинамике достаточно объёмный набор функций, о которых дальше расскажу. И на этом основании - уместен именно известный, но более специфичный термин "Интроспекция" (то же самое, но на латыни - "внутривидение").
  • "Ресурс" - в психологической практике слово весьма популярное, но, напротив, слишком широкое. Чаще всего - подразумевается любая "субстанция", которая выступает эффективным средством достижения цели (какой-то навык, психофизиологическое состояние, внешние резервы и т.п.).
  • Английское же "Capacity" - хотя и может переводиться прямо как "способность", но имеет семантику шире, чем синоним "Ability". Так, варианты перевода - "ёмкость", "производительность", "мощность" и т.п. В русском языке, ресурс, кроме вышеуказанного значения - имеет и своё техническое, "инженерное" понимание. Скажем, ресурс штурмовой винтовки АК-47 - 20 000 выстрелов; обозначает, что средний "калаш" сделает 20 000 выстрелов, прежде чем выйти из строя.

Что имеем в итоге - Ресурс Интроспекции (РИ), или Интроспективный Ресурс (ИР), как удобнее. О смысле понятия побеседовали, а теперь к его составляющим.

Авторы (J. Frederickson и J. ten Have-de Labije) выделяют среди основных компонентов РИ пять психических "умений" - которые последовательно опираются друг на друга. В этом логическом порядке и рассмотрим каждый ингредиент.

1. Чуткость: Присутствующее Восприятие Внутренних Событий

Самая базовая форма интроспекции - просто замечать те или иные явления в собственной психике, когда они происходят.

То есть "здесь-и-сейчас" (а когда ещё, интересно) - с чем и связан этот ключевой принцип, во многих направлениях принятый как базовое руководство.

Кстати так, в направлениях, активно использующих умственные образы, воображение - случаются клиенты, которые "не видят" эти образы.

При достаточном понимании проблемы очевидно, что это связано с теми или иными защитными механизмами - так как само функционирование психики построено на формировании образов, внутренних ориентировочных или "рабочих" моделей. 

То есть человек, реально "не видящий" образов - никак самостоятельно функционировать как личность, даже просто разговаривать и передвигаться, не сумеет. Но в то же время такие заявления не означают, что "пациент лжёт".

То есть "лжёт", разумеется, но в первую очередь себе и этого не замечает - что в основе большинства защитных механизмов и лежит. 

В данной ситуации - вмешиваться необходимо именно с тем, чтобы эти защиты осветить и остановить. Остановить, впрочем, может только сам их пользователь - после того, как заметит.

2. Концентрация: Непредвзятое Внимание к Внутренним Процессам.

Следующий шаг; просто заметить и воспринять что-то недостаточно. После этого вполне можно отвлечься и продолжить игнорировать происходящее внутри - что тоже чаще всего имеет нездоровые последствия.

Поэтому важно ещё и уметь продолжительно фокусировать внимание, сосредотачиваться на внутренних событиях и процессах в уме (и теле, если уж на то пошло).

Аналогично - неспособность это сделать в основном свидетельствует о защитном избегании; клиент сфокусироваться не то что "не может", он просто очень не хотел бы это делать.

Кроме этого, ещё один принцип - непредвзятость. Это - литературный перевод "Non-judgmental", одного из условий "тру-осознанности"; который часто, и ошибочно, переводят как "безоценочный". Оно, конечно, в чём-то близко - но смысл иной.

Буквальным переводом будет "Не-осуждение" - т.е. воздержание от обесценивания, отвергающих сравнений и т.п.

В последнее время в качестве противоположной здоровой установки всё чаще используют Сострадательное Внимание - т.е. не просто не осуждающее, но и активно настроенное на признание, понимание и помощь.

Метафора, которую использовал ранее в том числе - "внимательная мать и дитя", например. Можно ещё связать это с темой ранней привязанности, но сейчас не буду.

Ещё одна критическая особенность этого "суб-ресурса" - в его роли для последующей саморегуляции.

В частности, это относится к регуляции тревожного возбуждения - чаще всего, достаточно просто обратить внимание на сам факт тревоги и её симптомы, чтобы её взять под контроль. Или как минимум - уже можно будет заняться отдельными техниками "анти-стресса".

3. Артикуляция/Дифференциация: Отчётливое Различение Отдельных Элементов Психических Процессов.

Здесь можно упомянуть множество разграничений - относительно условных, но правомерных. Наиболее решающую роль играют следующие:

  • Мысли / Чувства;
  • Эмоции / Поведение;
  • Субъективная реальность (переживания, выводы и оценки) / Объективная реальность (фактические наблюдения, ощущения)

Кроме того, описываемые в следующем пункте компоненты - тоже необходимо ясно отличать друг от друга.

4. Причинность: Установление Причинно-Следственной Последовательности Внутреннийх Событий.

Здесь базовой является следующая "цепочка":

  1. Стимул - внешнее или внутреннее событие, выступающие "отправной точкой";
  2. Эмоция - как реакция на стимул;
  3. Тревога - "мета-эмоция", вторичная реакция на основную эмоцию. Как правило, если речь о невротическом конфликте - подобная последовательность наблюдается практически всегда.
  4. Защита - та или иная избегающая поведенческая акция, "направляемая" тревогой и позволяющая вытеснить, подавить эмоцию.
  5. Симптом - результат действия не очень развитой и адаптивной псих-защиты. 

Иначе говоря, все эти элементы необходимо ясно и отчётливо отличать друг от друга. Это уже не строго "самонаблюдение", сколько стартовая форма самоанализа, но всё же.

Например, один из самых "оглушительных" инсайтов, который переживают клиенты - осознание того факта, что злость и гнев, оказывается - не связаны категорически с поведенческим отыгрыванием (крики, битьё стен/лиц и т.п.). "Я думал, что это гнев и есть".

Оказывается, что это псих-защиты - и вызываются они тревогой, сама же эмоция гнева переживается как жар, "вулкан" или "пружина" в теле, но достаточно тихо и спокойно сама по себе (если не активирует тревогу и гипервозбуждение, естественно).

Ещё один частый момент - склонность в бытовой речи использовать стимулы для описания эмоций. И то, и другое - мы можем обозначать как "чувства". Часто можно услышать, например: "Я чувствовал себя отвергнутым".

Что здесь можно заметить?

Ну, во-первых, "отвергнутый я" - это самопредставление, а не чувство; и даже не просто наблюдение, а уже толкование (интерпретация).

Во-вторых - покопавшись глубже, можно понять, что это вывод о стимуле, о том, что произошло ("Меня отвергли"). 

Интересная аналогия: например, кто-то к вам подошёл и мощно потёр по руке наждачной бумагой. Можно сказать, что вы "чувствуете себя онаждаченым"? Вообще да, но это не эмоциональное переживание, а снова описание случившегося. 

Логичный последующий вопрос - да, допустим, что отвергли. А какое чувство после этого было испытано? Здесь тоже есть спорные моменты - скажем, обида это вроде бы эмоция, правомерное чувство.

С другой стороны - это "пассивная" форма злости, т.е. уже некоторая комбинация тревоги и гнева. В общем, задача по тщательному различению внутренних явлений - тема в психотерапии крайне продуктивная.

5. Сепарация: Отсутствие отождествления себя и внутренних событий, "взгляд со стороны", тем не менее сохраняющий контакт с наблюдаемым.

Ещё одна ключевая рекомендация, известная и в "майндфулнесс-терапии", и в новых направлениях, АСТ и мета-когнитивной терапии например. Заключается в том, чтобы удерживать понимание - происходящие внутри события "мои", но "не я сам".

В АСТ используется концепция "Я-Как-Контекст" - где все мысли-чувства происходят, но безлично, не являются "самостью"; подобно доктрине "не-я" (ан-атта) буддизма.

Чаще всего - клиенты отождествляются даже не столько с эмоциями (это объяснимо - чаще всего переживания избегаются), сколько со стратегиями сопротивления этим эмоциям.

В этом случае, психоаналитики называют псих-защиты "эго-синтонными" - т.е. приемлемыми и согласующимися с представлением о себе и собственных ценностях.

Противоположная ситуация - "эго-дистонность", поведение, конфликтующее с намерениями, ценностями и собственным позитивным образом.

Можно сказать, что процесс оспаривания защит и стоящих за ними иррациональных установок - это процедура перевода "синтонных" явлений в "дистонные".

Хороший примерный образец спектра "синтонии" предлагает упомянутый Фредериксон. Следующая лесенка - может быть опорой для анализа текущего уровня "патологической идентификации" с защитами:

  1. Нет защит: "Я хочу близости с другими".
  2. Осознание дистонной защиты: "Я хочу близости, но, по каким-то причинам, сам же отдаляюсь, и меня это не радует".
  3. Бессознательные защиты, но осознание конфликта: "Я хочу близости, но у меня это не получается. Я не знаю, почему так выходит".
  4. Небольшой конфликт, но синтонная защита: "Не уверен, что хочу с кем-то близости. Мне могут сделать больно".
  5. Отождествление с защитой и отчуждение собственного желания (конфликт не переживается): "Я не хочу никакой близости. Это ты хочешь!"

* * *

Похоже на финиш, на сегодня по крайней мере. Для подкрепления повторюсь - все остальные "ресурсы", которые направлены на саморегуляцию, без достаточно развитой интроспекции бесполезны (не видно, что и как регулировать).

Здесь уместна самая банальная метафора - представьте стрелка с завязанными глазами, а заодно замотанными ушами. Куда он сумеет попасть, если не способен прицелиться? 

Кстати, в известном мифе о царе Эдипе, излюбленном сюжете психоаналитиков - в финале эпизод очень характерный в этой связи. Узнав всю безумную правду и увидев повешенный труп матери, Эдип собственными руками вырвал себе глаза.

Символизм довольно наглядный, верёвка символизирует вялый пенис, то есть "собственные руки" - это личное намерение не осознавать и не испытывать болезненные переживания, ну а "глаза" - это оно самое, самонаблюдение, рефлексия и осознанность.

В общем, всё, спасибо за внимание. Ещё спасибо, если сделаете репосты, до связи.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь