|
Обучать или соперничать, вот в чем вопросАвтор статьи: Шамиль Эмеев
Вместе с психологом одного из колледжей нашего города обратил внимание на проблему взаимоотношений педагогов и студентов. Думаю она не для кого не нова. Заключается она в пассивности обеих сторон в отношении образовательного процесса - студенты апатичны, педагоги выгарели, лекции кажутся сущим наказанием, да и педагогам не особо интересно читать лекцию видя недовольные, сонные взгляды студентов. Попытался решить проблему используя концепции Транзактного анализа о жизненных позициях, структуре личности и немного других. Не стану заостряться на теоретике надеюсь используемые мною понятия будут ясны для читателей, все таки Транзактный анализ весьма наглядное направление. Для рассмотрения взял грубую ситуацию в образовательном процессе, не обобщая в целом. Так или иначе подобные примеры взаимоотношений встречаются в учебных заведениях. Понятно, что в некоторой степени нынешние взрослые, а уж тем более преподаватели негативно отзываются о молодежи, так было всегда. Вспомните свою молодость и тех самых ворчливых старушек считавших, что они жили в более лучше время. Преподаватели грешат мыслью о том, что студентам все сходит с рук и им безразлична учеба, потому что они не знают или не хотят знать весь материал, каждый абзац и паракгаф. Мало кто из педагогов донес студентам реальную выгоду и значимость затрачиваемого времени и сил, в то время 80% процентов всех школьников и студентов не понимают где и как применять математические знания. Тогда зачем было поступать? Можно аналогично спросить и самих преподавателей для чего они учат школьников и студентов, если они ссылаются на отсутствие знаний? Чаще всего педагог приходит к двум решениям на этот вопрос. Он либо забивает на студентов, либо чрезмерно требует от них. А как иначе если эти непутевые студенты живут на родителях и при этом ничего не хотят делать! Их надо учить уму разуму! Они ничего не понимают. И тут мы подтверждаем и продолжаем Родительское программирование говоря студентам: «Ты ничего не можешь сделать сам». Тем самым подтверждая свою жизненную позицию Я+Ты-. В это время сами студенты вынуждены протестовать, дабы предметники не сломили их волю принимая такую же позицию Я+Ты-. Проживая в таком ритме, студентам тревожно ходить на занятия, а преподавателям быть творческими, принимающими и заботливыми. А ведь работа и учеба — это часть жизни, ну и каково людям, которые постоянно тратят часть своей жизни на соперничество? В каждом из нас присутствует детское состояние, но мы забываем о том, что часто ведем себя как маленькие используем те же стратегии что и в детстве для реализации своих потребностей. А потребностей у людей не так много и первую очередь — это потребности в признании, структуре и стимулах. С самого начала своей жизни человек учится выживать, достигая этих потребностей. Осознание в своей (и у других) структуре личности присутствия Ребенка позволяет немного сдвинуть парадигму взаимоотношений людей друг с другом. Это в первую очередь необходимо понимать педагогам. Например, послание ученика «Да нам все равно это не интересно» исходит вряд ли из Взрослого, но провокаторски направлено в состояние Родителя педагога для получения соответствующей реакции упрека и подтверждении убеждения «Я здесь явно лишний» Я-Ты+. Сменить парадигму не значит терпеть подобные неприятные послания, а лишь принять позицию, в которой эти послания не будут иметь силы. Для этого потребуется педагогам совершить первый шаг и преднамеренно поменять свою позицию на Я+Ты+ т.е. сообщить ученику о том, что он имеет право так рассуждать, так же он может сам сообщить каким образом сможет осваивать материал легче и интереснее. Для этого так же потребуется передать полномочия своему Заботливому Родителю и поменять парадигму о плохом и небрежном ученике на менее раздражительную. В этом случае стоит убедить себя, что ученик пользуется набором привычных неэффективных методов взаимодействия и даже толком не понимает свои чувства, а парой не видит целей в жизни. В этой связи можно сравнить вас с учеником посочувствовав ему в том что ему придется пройти множество препятствий пока он осознает те вещи, которыми вы уже владеете (жизненный опыт, социальный статус, семья, дети и т.д.). Несомненно, приведенные выше мысли проходит в форме внутреннего диалога подконтрольном Взрослому Эго-состоянию. Обычно подобная смена парадигмы справедлива в любом случае, где мы не в полной мере владеем информацией. Так например, разозлившись на несущегося мимо нас человека мы можем упустить из виду то, что он среагировал на ограбление в отношении беспомощной старушки и умчался за правонарушителем. Вмиг осознав это мы уже не хотим злиться. Поэтому, включайте своего Взрослого и собирайте больше информации, прежде чем принимать то или иное решение и у вас окажется на много больше выборов для успешных коммуникаций. «Люди, запрограммированные на конкуренцию, оказываются не способны к сотрудничеству и равным отношениям. Я против того, чтобы индивидуализм считался сверхчертой, обязательным условием достижения успеха» - утверждает Клод Штайнер. Индивидуализм (эгоцентризм) с его позиции отличается от индивидуальности (уникальность, творчество). Поэтому для продуктивной работы в образовании, да и в любой другой сфере педагогам нужно распозновать во взаимоотношениях со студентами склонны ли они в данный момент времени к соперничеству, или же для них привычнее соперничать. Но такие понятия как индивидуализм и конкуренция изолируют нас друг от друга. И постоянный переход "Я не в порядке" на "Я впорядке" и Ты не в порядке" на "Ты в порядке" вынуждает людей тратить колоссальное количество энергии на то чтобы по их «головам» не прошлись и хотя бы удержаться на своей ступеньке социального положения. Те в ком присутствует индивидуализм не позволяют себе искать помощи в решении проблем у других людей. Так же для перехода в позицию Я+Ты+ хороша идея о привязанности. Мы постоянно влияем друг на друга – принося как пользу, так и вред, но позиция Я+Ты+ позволяет человеку с позицией Я+Ты- понять, что кое-кто другой, кое-кто по моложе, например, может оказаться весьма полезным в несведущих для первого темах. Опытные психотерапевты крайне редко придерживаются позиции Я+Ты-, они чаще стремятся понять, что их клиенты так же влияют на них самих как и на ход терапии. Так же человек с позицией Я-Ты+ может, наконец, убедиться, что у него есть достаточные способности для удовлетворения собственных нужд, поскольку его могут признать и приять в сотрудничестве. Конкуренция большее целесообразна в животном мире или в военное время, когда присутствует дефицит ресурсов. Плюс в том, что тот, кто оказывается более конкурентным, приобретая ресурсы, остается более приспособившимся к среде. Если говорить о мирной социальной среде, где ресурсов в принципе достаточно конкурируя человек создаёт искусственный дефицит, отчего заставляет конкурировать всех вокруг, хотя ресурсов может оказаться достаточно. Тем самым формируя ущемленных и «самодостаточных». Возвращаясь в образовательную среду, становится очевидным, что дефицитом могут оказаться знания и авторитет. Преподаватели могут оставаться уверенными (Я+Ты-) в своей компетентности, ученики же напротив могут признавать свое бессилие (Я-Ты+). В свою очередь учащиеся неформально образуют собственный авторитет (Я+Ты-), не признавая преподавательского (Я-Ты+). Обе стороны остаются в проигрыше. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|