Обучать или соперничать, вот в чем вопрос

Автор статьи: Шамиль Эмеев

Вместе с психологом одного из колледжей нашего города обратил внимание на проблему взаимоотношений педагогов и студентов. Думаю она не для кого не нова. Заключается она в пассивности обеих сторон в отношении образовательного процесса - студенты апатичны, педагоги выгарели, лекции кажутся сущим наказанием, да и педагогам не особо интересно читать лекцию видя недовольные, сонные взгляды студентов. Попытался решить проблему используя концепции Транзактного анализа о жизненных позициях, структуре личности и немного других. Не стану заостряться на теоретике надеюсь используемые мною понятия будут ясны для читателей, все таки Транзактный анализ весьма наглядное направление. Для рассмотрения взял грубую ситуацию в образовательном процессе, не обобщая в целом. Так  или иначе подобные примеры взаимоотношений встречаются в учебных заведениях.

Понятно, что в некоторой степени нынешние взрослые, а уж тем более преподаватели негативно отзываются о молодежи, так было всегда. Вспомните свою молодость и тех самых ворчливых старушек считавших, что они жили в более лучше время.

Преподаватели грешат мыслью о том, что студентам все сходит с рук и им безразлична учеба, потому что они не знают или не хотят знать весь материал, каждый абзац и паракгаф. Мало кто из педагогов донес студентам реальную выгоду и значимость затрачиваемого времени и сил, в то время 80% процентов всех школьников и студентов не понимают где и как применять математические знания. Тогда зачем было поступать? Можно аналогично спросить и самих преподавателей для чего они учат школьников и студентов, если они ссылаются на отсутствие знаний?

Чаще всего педагог приходит к двум решениям на этот вопрос. Он либо забивает на студентов, либо чрезмерно требует от них. А как иначе если эти непутевые студенты живут на родителях и при этом ничего не хотят делать! Их надо учить уму разуму! Они ничего не понимают. И тут мы подтверждаем и продолжаем Родительское программирование говоря студентам: «Ты ничего не можешь сделать сам». Тем самым подтверждая свою жизненную позицию Я+Ты-. В это время сами студенты вынуждены протестовать, дабы предметники не сломили их волю принимая такую же позицию Я+Ты-. Проживая в таком ритме, студентам тревожно ходить на занятия, а преподавателям быть творческими, принимающими и заботливыми. А ведь работа и учеба — это часть жизни, ну и каково людям, которые постоянно тратят часть своей жизни на соперничество?

В каждом из нас присутствует детское состояние, но мы забываем о том, что часто ведем себя как маленькие используем те же стратегии что и в детстве для реализации своих потребностей. А потребностей у людей не так много и первую очередь — это потребности в признании, структуре и стимулах. С самого начала своей жизни человек учится выживать, достигая этих потребностей.

Осознание в своей (и у других) структуре личности присутствия Ребенка позволяет немного сдвинуть парадигму взаимоотношений людей друг с другом. Это в первую очередь необходимо понимать педагогам. Например, послание ученика «Да нам все равно это не интересно» исходит вряд ли из Взрослого, но провокаторски направлено в состояние Родителя педагога для получения соответствующей реакции упрека и подтверждении убеждения «Я здесь явно лишний» Я-Ты+. Сменить парадигму не значит терпеть подобные неприятные послания, а лишь принять позицию, в которой эти послания не будут иметь силы. 

Для этого потребуется педагогам совершить первый шаг и преднамеренно поменять свою позицию на Я+Ты+ т.е. сообщить ученику о том, что он имеет право так рассуждать, так же он может сам сообщить каким образом сможет осваивать материал легче и интереснее. Для этого так же потребуется передать полномочия своему Заботливому Родителю и поменять парадигму о плохом и небрежном ученике на менее раздражительную. В этом случае стоит убедить себя, что ученик пользуется набором привычных неэффективных методов взаимодействия и даже толком не понимает свои чувства, а парой не видит целей в жизни. В этой связи можно сравнить вас с учеником посочувствовав ему в том что ему придется пройти множество препятствий пока он осознает те вещи, которыми вы уже владеете (жизненный опыт, социальный статус, семья, дети и т.д.). Несомненно, приведенные выше мысли проходит в форме внутреннего диалога подконтрольном Взрослому Эго-состоянию.

Обычно подобная смена парадигмы справедлива в любом случае, где мы не в полной мере владеем информацией. Так например, разозлившись на несущегося мимо нас человека мы можем упустить из виду то, что он среагировал на ограбление в отношении беспомощной старушки и умчался за правонарушителем. Вмиг осознав это мы уже не хотим злиться.

Поэтому, включайте своего Взрослого и собирайте больше информации, прежде чем принимать то или иное решение и у вас окажется на много больше выборов для успешных коммуникаций.

«Люди, запрограммированные на конкуренцию, оказываются не способны к сотрудничеству и равным отношениям. Я против того, чтобы индивидуализм считался сверхчертой, обязательным условием достижения успеха» - утверждает Клод Штайнер. Индивидуализм (эгоцентризм) с его позиции отличается от индивидуальности (уникальность, творчество). Поэтому для продуктивной работы в образовании, да и в любой другой сфере педагогам нужно распозновать во взаимоотношениях со студентами склонны ли они в данный момент времени к соперничеству, или же для них привычнее соперничать.

Но такие понятия как индивидуализм и конкуренция изолируют нас друг от друга. И постоянный переход "Я не в порядке" на "Я впорядке" и Ты не в порядке" на "Ты в порядке" вынуждает людей тратить колоссальное количество энергии на то чтобы по их «головам» не прошлись и хотя бы удержаться на своей ступеньке социального положения. Те в ком присутствует индивидуализм не позволяют себе искать помощи в решении проблем у других людей.

Так же для перехода в позицию Я+Ты+ хороша идея о привязанности. Мы постоянно влияем друг на друга – принося как пользу, так и вред, но позиция Я+Ты+ позволяет человеку с позицией Я+Ты- понять, что кое-кто другой, кое-кто по моложе, например, может оказаться весьма полезным в несведущих для первого темах. Опытные психотерапевты крайне редко придерживаются позиции Я+Ты-, они чаще стремятся понять, что их клиенты так же влияют на них самих как и на ход терапии. Так же человек с позицией Я-Ты+ может, наконец, убедиться, что у него есть достаточные способности для удовлетворения собственных нужд, поскольку его могут признать и приять в сотрудничестве.

Конкуренция большее целесообразна в животном мире или в военное время, когда присутствует дефицит ресурсов. Плюс в том, что тот, кто оказывается более конкурентным, приобретая ресурсы, остается более приспособившимся к среде.

Если говорить о мирной социальной среде, где ресурсов в принципе достаточно конкурируя человек создаёт искусственный дефицит, отчего заставляет конкурировать всех вокруг, хотя ресурсов может оказаться достаточно. Тем самым формируя ущемленных и «самодостаточных».

Возвращаясь в образовательную среду, становится очевидным, что дефицитом могут оказаться знания и авторитет. Преподаватели могут оставаться уверенными (Я+Ты-) в своей компетентности, ученики же напротив могут признавать свое бессилие  (Я-Ты+). В свою очередь учащиеся неформально образуют собственный авторитет (Я+Ты-), не признавая преподавательского (Я-Ты+). Обе стороны остаются в проигрыше.



Просмотров: 92
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Памятка для тех, кто мучается вопросом «Почему другой поступил так, а не иначе?»
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь