|
Ошибка атрибуцииАвтор статьи: Обердерфер Наталья Николаевна
Как-то мы с коллегой проводили тренинг для работников большой организации. Участников было много, и их разделили на две группы: Мой коллега очень хороший психолог, причем социальная психология (взаимодействие людей) – это его специализация. По прошествии двух дней он сказал: «Вторая группа более активная и мотивированная. Странно, ведь в ней аудитория постарше, а они проявляют больше интереса к информации, чем более молодая аудитория». В тот момент ему не пришло в голову, что время суток влияет на активность людей и обычно с утра большинство людей менее разговорчивы. Этот феномен хорошо известен в социальной психологии под названием фундаментальная ошибка атрибуции – обесценивание роли ситуации и переоценка личных характеристик участников этой ситуации. Хотя, на мой взгляд, «ошибка» громко сказано, здесь имеет место искажение. Но так уж назвали, поэтому в данной статье будем пользоваться общепринятым термином. Пример ситуации: девушка, пришедшая на консультацию, расстроено рассказывает, что на корпоративе все ведут себя расслабленно, только она одна напряжена и нервничает. Хотя большинство в начале мероприятия тоже нервничает, но девушка в силу нашей «ошибки» считает иначе. Петер Дитто с коллегами в 1997 году провели такой эксперимент. На эту тему проведены десятки экспериментов, и все они подтверждают: Если я вас попрошу высказать мнение по поводу какого-то хорошего лектора, то вы, скорее всего, скажете, что он разговорчив - забыв о том, что эту «разговорчивость» провоцирует ситуация. В обычной жизни он может быть довольно неразговорчивым человеком. Вернее сказать, что его разговорчивость может зависеть от ситуации, и где-то в незнакомой обстановке либо где он будет не в своей теме среди других ученых, он может чувствовать себя довольно неловко и молчать. Это искажение работает, даже если мы знаем о социальном процессе, искажающем наше мышление. Так, человек в эксперименте, задающий вопросы в викторине, оценивается как более умный. Почему? Ведь ему эти вопросы написали на листочке. Ошибка атрибуции, которая накладывает отпечаток на наши суждения. Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно (личные качества), а неудачи — ситуационно (ситуация виновата), для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Само название данного феномена «ошибка атрибуции» уже несет в себе негативную коннотацию. Но так ли это? Автор книги «Социальная психология» психолог Шелли Тейлор считает, что это вовсе не «ошибка», а хороший адаптационный механизм: Здоровые позитивные иллюзии защищают нас и позволяют, опираясь на позитивную веру в себя, добиться большей продуктивности и эффективности, в то время как реалистичный анализ собственных способностей делает нас технически более «здравомыслящими», но менее эффективными. Она приводит сравнение между здоровыми людьми и людьми, находящимися в депрессии. Так вот, депрессивные почти не используют ошибку атрибуции. …Здоровые люди невероятно верят в то, что будущее преподнесет много хорошего и мало плохого. Люди в депрессии более реалистичны в оценке будущего. Фактически, в отличие от здоровых людей, люди в депрессии всегда свободны от предубеждений самоуважения, иллюзии контроля и нереалистичного видения будущего. Оказывается, высказывание печальный, но мудрый действительно применимо к депрессии. В общем, атрибутируйте на здоровье! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|