|
Обижаться или не обижаться? В чем вопрос?Автор статьи: Владимирская Анна Борисовна
Эта эмоция является часто незаметной не только для окружающих, но и для самого человека, который её испытывает, так как обида нередко прикрывается гневом; а иногда переходит в печаль, раздражительность или стыд. Именно поэтому кажется, что может получиться "не обижаться". Даже психологи часто не включают обиду в сценарий важных базовых эмоций, считая её вторичной. Но (как это легко заметить при достаточно длительном и последовательном наблюдении) у обиды не только свой круг характерных ситуаций, но и вполне определенный уникальный сценарий проявления. То есть она является не детской плохой привычкой, а одной из базовых эмоций человека. Если описывать обиду в чистом виде (отделенном от гнева и других эмоций, которые могут её сопровождать), то в первую очередь следует сказать, что это эмоция замкнутая (в отличие от гнева, который имеет расширяющуюся динамику). Обида возникает как реакция человека на обманутые ожидания и призвана привлечь внимание «обидчика» к тому, что было важно, но не состоялось. Обычно обида проявляется как демонстративная замкнутость в сочетании со стремлением вызвать этим фактом беспокойство у «обидчика». Довольно легко заметить в самих себе, что в состоянии обиды происходит быстрое исчезновение желания как-то контактировать и «застревание» на мыслях о том, что вызвало обиду. Даже если до возникновения обиды предстоял исключительно приятный разговор, всякая мотивация к нему исчезает, хочется увеличить дистанцию между собой и «обидчиком». При этом, если «обидчик» не реагирует на замкнутость и увеличение дистанции, обида усиливается. При попытках «обидчика» сохранить коммуникацию или "по-быстрому" исправить ситуацию, обида также может усилиться. Это происходит в тем большей степени, чем более важный предмет обидой затронут. Обычно коммуникация и позитивное настроение восстанавливаются тогда, когда нарушенные ожидания реализованы или чем-то адекватным заменены. При отказе в этом, восстановить контактность бывает трудно. Но, несмотря на это, не стоит напрямую приравнивать обиду к манипуляции. Действительно, иногда одно в другое переходит, но обычная обида просто призвана привлечь внимание другого человека («обидчика»), а также(!) ваше собственное, к тому, что нечто является для вас очень важным. Именно поэтому не стоит соглашаться с рациональными фразами вроде «обижаются только дети» или «обида – бессмысленное чувство». Неконструктивная сторона обид в том, что они обычно нами предъявляется другому человеку и мы можем застрять в неприятном взаимодействии. А также в том, что нереализованные обиды копятся, создавая некий «счет» к другому; становятся источником разочарований и недоверия. На самом деле, первое предназначение обиды – для нас самих. Если внутри у вас возникла обида на кого-то (или на что-то), не старайтесь подавить ее голос, а прислушайтесь к себе. Этот голос сообщает: «то, что не случилось (или наоборот, случилось) сейчас, действительно важно для тебя». Игнорировать свои потребности – не самый лучший жизненный сценарий, поэтому обиды нужно ценить, но концентрироваться не на их внешнем проявлении и не на другом человеке, а на себе. Правильное зрелое поведение с обидой состоит в том, чтобы уловить её сигнал, а потом постараться на другом языке (не «обиженном») донести эту ситуации до другого. При этом стоит сначала обдумать её наедине с собой: вовсе не все, что вызывает у нас чувство обиды, действительно стоит хранить в перечне важных ценностей. Замкнутое поведение вовсе не зря являются частью «обиженного сценария», оно играет свою роль в обе стороны: для другого и для вас. Вам дает время подумать, другому – заметить, что что-то пошло не так. Рассмотрим пример. Предположим, то вы обижаетесь на то, что другой человек отвлекается от вас и ваших дел на что-то ещё. Это сигнал изнутри для вас: «ты нуждаешься во внимании». Внимание близких людей, безусловно, важная вещь. Если его объективно не хватает, стоит его поискать; стоит найти слова, которые донесут до того, кого вы любите, что он вам нужен. Но задумайтесь, прежде, чем поднимать тему: так ли уж мало внимания уделяет вам этот человек? Действительно ли вам объективно так часто нужна его поддержка или вы просто не уверены в себе, а он – ваша палочка-выручалочка? Ведь важно не только обмениваться заботой, но и давать друг другу свободу. Возможно, в ситуации, когда внимание другого объективно является достаточным, сигнал обиды нужно понять так: «ты стал(а) слишком зависим(ой), тебе кажется, что тебе ни с чем не справиться в одиночку». В этом случае, попробуйте взять курс на выращивание уверенности в себе, заменив потребность во внимании потребностью в ощущении собственной силы. Тогда обида исчезнет, а вместо нее начнут формироваться совершенно новые и правильные установки. А если вы пока не готовы к этому, обида снова будет тут: она подскажет вам, что этот сценарий не работает (просто снова появится и вам будет трудно говорить себе все эти правильные разумные вещи). Тут уже нужен другой разговор. Если вы не можете справляться сами со своими делами, если вам нужен другой человек постоянно, а ему не хватает свободы, значит вам нужна более продвинутая работа над собой. Тогда сценарий вашего общения с близким может быть таким: «Я понял(а), что сильно нуждаюсь в твоем внимании, так как чувствую себя слишком неуверенным(ой), мне нужно над собой поработать. Я прошу тебя мне помочь в этом, чаще подбадривать или хвалить. С этой проблемой я постараюсь справиться самостоятельно (работать с собой или пойти к психологу). Но я хочу предупредить тебя, что моя обида все ещё будет приставать к тебе, так как сразу эта проблема не решится. Не сердись, что я могу обижаться, лучше напоминай мне тогда о том, что я сейчас тебе говорю». Наши потребности, обращенные к другому, отражают уровень нашей зрелости, самостоятельности и осознанности. Это нормально – не все решать самостоятельно и иметь ожидания по отношению к людям (и иногда даже не близким). Обида помогает нам почувствовать, что потребности задеты, что ожидания расходятся с реальностью. Настраивая свою чувствительность к этому переживанию, нужно приготовиться к работе с ожиданиями. Реальности (то есть другому человеку и его поведению) стоит предъявлять это чувство, когда вы уверены, что ваши ожидания адекватны. Правда, говорить об этих ожиданиях стоит не на языке обид. Бывает и так, что ваши ожидания искажены в другую сторону: вы как бы согласны, что другому можно все, а вам ничего. И тут опять обида готова помогать. Часто бывает, что человек склонен жертвовать собственными интересами, позволяет кому-то близкому все время нарушать свои границы. Обида не дает этому происходить незаметно. Тогда обижаться и доносить вою обиду до другого человека очень стоит. Вопрос только в форме. Не стоит сутками молчать; не стоит заставлять кого-то читать ваши мысли; не стоит замыкаться в себе, если ваши чувства не приняты. Не стоит падать в ощущение собственной слабости и бессилия перед недостатком чуткости у кого-то другого. И, конечно, не стоит жить с ожиданиями, обращенными к другому, который уже ясно дал понять, что не исполнит их. Или с ожиданиями, обращенными в прошлое – к родителям, школьному учителю, друзьям детства. С этими ожиданиями нужно работать, превращая их в реальность, в то, что может быть реализовано через других людей или собственную активность. Как вести себя, если близкий человек обиделся на вас:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|