Ах, двери счастья, к сожалению,
открываются не внутрь,
так что их нельзя растворить
бурным напором; они отворяются
изнутри наружу, и тут уж
ничего не поделаешь.
Серен Кьеркегор
1. Введение
Я знакомилась с работами и философией Сёрена Кьеркегора довольно странным образом, ища как обычно легкий путь и пытаясь найти интересное романтическое чтение, поэтому начала с "Дневника обольстителя", ведь одно название чего стоит... и это был явно путь эстетика.
Конечно, я разочаровалась. Но как писал Кьеркегор "у надеющихся всегда более радостное разочарование" (2). Поэтому я продолжала надеяться, но не на легкое любовное произведение, как раньше, а на лучшее понимание философии Кьеркегора, ведь "Дневник ... " это одно из первых его произведений.
Очень интересно было читать не только Кьеркегора, а о нем самом. Рассказ Томаса Содейки на лекции о жизни Кьеркегора, пробудил изначально интерес не только к его работам, но и к истории жизни, биографии, а так же к его личным переживаниям. Этот момент тоже повлек за собой желание читать именно автобиографический "Дневник...", хотя как стало понятно позже, все произведения Кьеркегора в чем-то автобиографичны. Если там и не говорится о каких-то событиях его жизни, то о его чувствах и мыслях - несомненно.
Для Кьеркегора жизнь имеет смысл только тогда, когда человек пытается разобраться в себе самом. Ни это ли прямая связь его философии и психотерапии? Разве ни это желание, приводит людей к психотерапевтам?
2. Любовь
Мне вспоминается моя молодость,
моя первая любовь, когда я так грустил.
Теперь я грущу лишь по той первой грусти.
Что такое юность?-- Сон...
Что такое любовь? -- Сновидение...
С.Кьеркегор
Кьеркегор в "Дневнике обольстителя" открывает смысл любви: Вечный смысл любви заключается именно в том, что влюблённые как бы рождаются друг для друга в самый момент возникновения их любви. (2) А ведь и правда. Ты ходишь, живешь, существуешь, не думаешь о каком-то человеке, как-будто его нет. Но когда появляется это чувство любви, то каждый твой шаг, мысль, дело, становятся как бы охваченными мыслями о нем... Он существует в каждом твоем дне, в каждой мысли... Но это романтическая любовь, "Романтическую любовь можно замечательно представить в моменте, супружескую же — нет; ведь идеализированный супруг —- это не тот, кто бывает таковым раз в жизни, но тот, кто способен на это ежедневно"...
Интересно, целебно, а в чем-то может быть даже пугающе, мнение Кьеркегора о "несчастной" любви: "Если любовь окажется несчастной, он уже никогда не сможет вырваться из ее объятий. Он ощущает блаженное наслаждение, позволяя любви пронизывать каждый свой нерв, и, однако же, его душа торжественна, как душа того, кто опустошил чашу с ядом и чувствует теперь, как этот ядовитый сок проникает в каждую каплю его крови, ибо это мгновение есть жизнь и смерть. Впитав в себя, таким образом, всю эту любовь и углубившись в нее, он чувствует в себе достаточно мужества, чтобы все испробовать и на все отважиться..." (6)
Кьеркегор говорит о любви, которая конструируется соблазнителем, которая есть желание, желание как таковое, сотворение возможного, и как сотворение возможного, оно исчерпывает самого себя... (8) Чувство любви эстетика у Кьеркегора – это чувство, в котором любовные отношения обладают лишь тенью действительности.
Двойственность, присущая всей жизни Кьеркегора, странным и трагичным образом реализовалась в отношениях с Региной Ольсен. Для человека любящего, если он действительно любит, по мнению Кьеркегора, жизнь теряет свое единство, она становится несвободной, подчиненной любви, а значит, она не контролируется, рассыпается на отдельные мгновения, в которых, может казаться, она и заключается. А следовательно нет свободы, нет выбора, есть только подчинение собственному существованию. (8)
Читая Кьеркегора, задумалась, а может ли любовь быть счастливой? Он пишет о романтической, о супружеской, несчастной, любви-искушении, любви-наслаждении, а где же "любовь-счастье"?...
3. Юмор и ирония
Я взглянул на жизнь и засмеялся.
С.Кьеркегор
Все-таки есть возможность, если не преодоления трагизма существования, то его принятия. Это юмор. Для Кьеркегора, юмор основывается на понимании и принятии тщетности всех усилий. Он как бы неявно (а иногда и явно) заявляет: все мои старания, в конечном счете, напрасны, но в каждое мгновение своего существования буду действовать так, как будто от этого зависит судьба мира. (8)
Мне очень интересно отношение Кьеркегора к юмору. Да, я никогда и не подозревала раньше, что юмор и ирония - они на грани отчаяния. Об этом впервые услышала на лекциях Ирины Глуховой и очень заинтересовалась этой темой. Здесь я вижу прямую связь "ироничной философии" Кьеркегора и психотерапии. Понятно, что в терапии очень много серьезного и совсем не ироничного... Но когда клиент уже может иронизировать над собой, своей жизнью, думаю это - "путь к излечению"...
Эмми ван Дорцен пишет, что очень может быть, что у Кьеркегора есть нечто бесценное для обучения психотерапевтов, а именно тот факт, что научиться воспринимать себя чуть-чуть насмешливо, может быть лучшим отношением для тех, кто собирается столь близко работать с другими людьми, чем та крайняя серьезность, с которой обычно подходят к терапевтическому взаимодействию. Если научить своих клиентов способности к такой самоиронии - это может помочь им больше, нежели учить их барахтаться к жалости к себе и удовлетворении своих желаний в бесконечном угрюмом самоанализе... (9)
Овладев иронией, человек становится способным ставить себя на достаточное расстояние от того, во что он в тоже время горячо верит или к чему стремится... В иронии человек учится соединять субъективную и объективную точку зрения. (9)
Однако, ирония не равнозначна просто шутливому отношению к чему-то. Ироничный стиль рассуждения представляется лишь формой, в которой угадывается глубокое - подчас трагическое или пафосное -содержание.
Беспокойство о судьбе мира, высказанное Кьеркегором в легкой, изящной форме, по своему воздействию на читателя не менее сильно, как если бы он сказал об этом в «серьезном», догматическом стиле. «За кулисами загорелось. Клоун выскочил предупредить публику. Решили, что он шутит, и давай аплодировать. Он повторяет - еще более неистовый восторг. Сдается мне, пробьет час, и мир рухнет при общем восторге умников, воображающих, что это - буффонада» (1).
Кьеркегор подмечает, что "Именно потому, что юмор скрывает затаенную боль, он наделен симпатией, которой ирония лишена". Симпатия в боли, симпатия в одиночестве, симпатия в уязвимости, тревоге, тщеславии... Юмор граничит с абсурдом, с нонсенсом, с отчаянием... Но если смысла слишком много, то это уже не юмор, а скорее всего ирония, а если смысла нет, то это уже абсурд. (10)
Вообще с помощью Кьеркегора, я очень серьезно задумалась о своей иронии, ироничности, так как очень склонна к ней... Мне раньше это очень нравилось, казалось, вот я какая сильная, могу посмеяться над собой, над ситуацией. Все перевести в шутку, наверное чтобы не страдать, не чувствовать боли, не горевать...
Кьеркегор, в своем эссе "О понятии иронии" пишет: "Сдержанная, обузданная в своей дикой, разрушительной бесконечности ирония никоим образом не теряет своего значения и не утрачивает своих полномочий. Наоборот, только когда индивид правильно настроен, а это достигается ограничением иронии, ирония обретает свое истинное значение, свою истинную законность. В наше время много говорится о значении сомнения для науки; а ирония для частной жизни является тем, чем сомнение - для науки. И поэтому подобно тому, как ученые утверждают, что нет истинной науки без сомнения, с полным правом можно утверждать, что нет подлинно человеческой жизни без иронии. Сдержанная ирония производит движение, обратное тому, которое совершает ничем не сдерживаемая. Ирония устанавливает предел, делает конечным, ограничивает и сообщает тем самым истинность, действительность, содержание; она наказывает и карает и сообщает тем самым устойчивость и консистенцию. Ирония - мастер наказывать, но боится ее лишь тот, кто ее не знает, и тот любит ее, кто ее знает. Тому, кто совсем не понимает иронии, кто совершенно глух к ее шепоту, тому не достает ео ipso того, что называется абсолютным началом частной жизни, того, что в отдельные минуты крайне необходимо для частной жизни, - купели обновления и омоложения, очистительного крещения иронией, которое вызволяет душу из конечности ее жизни, какой бы наполненной эта жизнь ни была; ему не знакомы те свежесть и бодрость, какие испытываешь, когда, если становится слишком душно, делая выдох, бросаешься в море иронии, не с тем, разумеется, чтобы остаться там, а с тем, чтобы освеженному, радостно и легко, снова выйти на берег. (4)
Можно, пожалуй, согласиться с тем, кто иногда с большим высокомерием говорит о буйстве и безудержности бесконечного стремления иронии, но если ему неведома бесконечность иронии, скрытая в ней, то он не возвышается над иронией, а стоит ниже ее. Так происходит всегда, когда остается незамеченной диалектика жизни. Необходимо мужество, чтобы не поддаться изощренным или сочувствующим уговорам отчаяния, советующего вычеркнуть себя из числа живущих; но отсюда совсем не следует, что любой торговец колбасой, погрязший в сытости и самодовольстве, обладает большим мужеством, чем поддавшийся отчаянию. Необходимо мужество, когда горе постигает тебя, когда оно пытается подменить радость - печалью, желание - тоской, надежду - воспоминанием; тогда необходимо мужество, чтобы хотеть радоваться. Но отсюда совсем не следует, что любое великовозрастное дитя со своей слащавой и бессмысленной улыбкой, лучащимся радостью взглядом обладает большим мужеством, чем тот, кого сломило горе, кто разучился улыбаться. Так же и с иронией. И поэтому если и нужно предостеречь от иронии как от искусителя, то нужно и воздать ей хвалу как наставнику. Именно в наше время необходимо воздать ей хвалу. Наука в наше время достигла таких огромных результатов, что в трудом может увязать их с достигнутым ранее; проникновение не только в человеческие, но и бо-жественные тайны обходится так дорого, что представляется доволь-но сомнительным. Радуясь достигнутому результату, люди в наше время забыли, что результат не имеет никакой ценности, если он не заработан. Горе тому, кто не допускает мысли, что ирония может предъявить счет. Ирония, как и Негативное, - путь; не истина, но путь (Ср. Евангелие от Иоанна: 14, 6.). Каждый, у кого есть результат как таковой, не владеет им; потому что он не знает пути. Когда вступает в свои права ирония, она указывает путь, но не тот путь, которым вообразивший себя владеющим результатом может достичь его, а тот путь, которым результат покидает его." (4)
Мне кажется, что иногда, особо ироничным клиентам, которые все переводят в шутку и как бы обесценивают, можно предложить порассуждать об умеренной или неумеренной иронии. Чего они пытаются избегать, шутя и демонстрируя свою "радость" и остроумие?...
Вспоминается случай, когда одна моя подруга-коллега, была очень расстроена, и о многом сожалела, говорила, что все у нее не клеится... А я, как раз в это время, писала этот реферат, перечитывала афоризмы Кьеркегора и решила ей отправить вот этот:
"Женишься – будешь жалеть, и не женишься – будешь жалеть. Так что женись – не женись, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Посмеешься ли над глупостью этого мира – будешь жалеть, поплачешь ли над ней – тоже будешь жалеть. Так что плачь или смейся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Повесишься – будешь жалеть, не повесишься – тоже будешь жалеть. Так что вешайся – не вешайся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Вот, господа, в чем заключается жизненная мудрость… Заключается – не заключается, все равно будешь об этом жалеть." (1)
Она была удивлена, как я точно поняла ее, да и она саму себя, благодаря этой, на мой взгляд, достаточно ироничной цитате...
4. Воспоминания и надежда.
Человек всегда надеется на то,
что ему следовало бы вспоминать,
и вечно вспоминает то,
на что ему следовало бы надеяться.
С.Кьеркегор
Также очень интересно, и на мой взгляд, тесно, связано с психотерапией разделение Кьеркегором людей на Людей-воспоминания и Людей-надежды.
Кьеркегор пишет: " По-моему, нет ничего пагубнее воспоминаний. Если какие-нибудь житейские обстоятельства или отношения переходят у меня в воспоминания, значит самые отношения уже покончены.
Говорят, разлука обновляет любовь. Это правда, но лишь в поэтическом смысле. Жить воспоминаниями - нельзя и представить себе ничего выше этой жизни: никакая действительность не может так удовлетворить, наполнить человека, как воспоминание; в воспоминании есть такая "действительность", какой никогда не имеет самое действительность. Когда я вспоминаю какие-нибудь житейские отношения, они уже достояние вечности и временного значения не имеют. " (1)
Кьеркегор в "Несчастнейшем" пишет: "Несчастный - тот, кто отторгнут от самого себя. Но человек бывает отторгнут от самого себя, когда он живет либо в прошедшем, либо в будущем времени... Это - надеющиеся и вспоминающие личности. В известном смысле, поскольку они только надеются и только вспоминают, - это несчастные личности, если вообще счастлива только личность, живущая в своем настоящем. Хотя, строго говоря, нельзя же назвать несчастною личность, живущую надеждой или воспоминанием. И что здесь должно быть подчеркнуто, это то, что она живет ими. Равно как отсюда же вам будет видно, что, как бы ни был тяжел удар, он не может сделать человека несчастнейшим. Ведь один удар может только либо вырвать у человека надежду и тем самым перенести его бытие в воспоминание, либо вырвать воспоминание и тем перенести его бытие в надежду. " (3)
Несчастные люди надежды никогда не чувствуют столько боли, сколько люди воспоминания. У надеющихся всегда более радостное разочарование. Поэтому несчастнейшего всегда нужно искать среди несчастных людей воспоминания. (3)
Но мы пойдем далее, мы представим себе сочетание обоих описанных видоизменений несчастной личности в более строгом смысле слова. Несчастная надеющаяся личность не могла перенести своего бытия в свою надежду - как несчастная вспоминающая личность не могла перенести своего бытия в свое воспоминание. Сочетание возможно только одно: то, что мешает ей жить надеждой, есть воспоминание; то, что мешает ей жить воспоминанием, есть надежда. Отсюда следует, что, с одной стороны, человек всегда надеется на то, что ему следовало бы вспоминать; его надежда постоянно не оправдывается, но когда она не оправдывается, он начинает замечать, что это зависит не от того, что цель отодвинулась дальше, но от того, что цель - позади, что он уже пережил ее или должен был пережить и, стало быть, перейти к воспоминанию. С другой стороны, он вечно вспоминает то, на что ему следовало бы надеяться; ибо будущее он постиг уже мысленно, мысленно пережил его и вспоминает это свое переживание, вместо того чтобы надеяться на него. Таким образом, то, на что он надеется, лежит позади его, а то, что он вспоминает, лежит впереди. Его жизнь протекает не в обратном порядке, а в двойном смысле - наизнанку. И он скоро почувствует свое несчастье, хотя он еще не понимает, в чем оно собственно заключается. (3)
Получается, на самом деле это то, о чем многие сейчас говорят, о жизни "здесь и сейчас". Некоторые клиенты так и заявляют:
- Я не могу научиться жить сейчас, получать радости от настоящего момента, от каких-то событий. Все как-то тускло, ничего не приносит счастья, "вот раньше..." или "... а если бы...", а то, что происходит сейчас упускают...
Список литературы
1. Кьеркегор С. "Афоризмы эстетика"
2. Кьеркегор С. "Дневники обольстителя"
3. Кьеркегор С. "Несчастнейший"
4. Кьеркегор С. "О понятии иронии"
5. Кьеркегор С. "Повторение"
6. Кьеркегор С. "Страх и трепет"
7. Стретерн Пол "Кьеркегор за 90 минут"
8. Философия и сказка: сборник научных трудов /Коллектив авторов. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015
9. Эмми ван Дерцен "Повседневные тайны"
10. Конт-Спонвиль Андре "Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни" - Этерна; Москва; 2012