Книга "Психология личностных изменений"

Глава 1. Как появляются опыт и знания. 

Для того чтобы говорить о том, как освободить человека от страданий, необходимо разобраться в их природе. Приготовься исследовать глубины человеческой психики и разобраться в том, из чего она состоит. Как рождаются наши чувства, опыт и знания. 

Книга Психология личностных изменений



Здесь будет информация, достаточная для понимания. В практике гораздо важнее, чтобы модель была простой, при этом рабочей. 
Простая модель не значит плохая, если она, в достаточной степени отражает реальность и помогает прогнозировать изменения системы. Загрузить себя по полной вы сможете легко, прочитав учебники по нейрофизиологии и психофизиологии. Мы обсудим здесь самое необходимое. 

Начнем с того, что материальным носителем психики является нервная система, в которой протекают основные процессы психической деятельности. Важнейшей задачей нашей психики является выживание. Это первоочередная задача, поскольку другие задачи не имеют никакого смысла, если особь не смогла адаптироваться и погибла. Если угрожает опасность, то для нее не имеют смысла вопросы самоактуализации, успешности, здоровья и счастья. 

Чтобы справляться с задачами выживания, наш мозг постоянно обрабатывает, оценивает поступающую информацию из мира для дальнейшего выбора оптимальных реакций и поведения. Чтобы получать внешние данные, а также данные от тканей организма, внутренних органов, наше тело оснащено множеством рецепторов органов чувств. По-простому, у человека несколько видов сенсоров, приемников данных, которые позволяют ему ориентироваться в этом мире. 

Для простоты объединим поступающую информацию в пять типов, которые большинству прекрасно известны: 
визуальная (зрение), 
аудиальная (слух), 
кинестетическая (тактильные и телесные ощущения), 
олфакторная (запах), 
густаторная (вкус). 

Для каждого типа информации у человека имеются соответствующие органы чувств. 

На самом деле, для того чтобы различать тепло и холод, давление на поверхность кожи, боль от укола или ощущение положения частей тела в пространстве, мы используем разные типы рецепторов, то есть разные чувства. Но для целей проработки нас интересует, как мы можем различать их в поле наших субъективных ощущений. Для этого будет достаточно того, что я описал. 

И так, информация, которую мы получаем, в первоначальном виде представляет собой набор простейших ощущений. Любая картинка — это просто набор цветных пятен, любая мелодия набор звуков, любое телесное переживание набор простейших чувств (тепло/холод, расширение/сужение, острое/мягкое и другие). Ощущение — это простейшая форма переживания. То есть ощущения представляют собой строительные кирпичики всего сенсорного опыта. 

Однако следует помнить важную вещь, целое никогда не сводится просто к сумме частей и представляет собой нечто большее. 
Ощущения синтезируются в целостные образы и представления уровня восприятия. На нем происходит отделение одних объектов от других и определяются различий в них. 

Так, например, человек видит в наборе цветных пятен дерево, автомобильную дорогу, дом на обозримой улице. Он различает расстояние между ними. Он понимает разницу между звуком двигателя автомобиля и пением птиц или шумом работы компьютера в комнате. Он точно знает, что песня звучит не от асфальтированной дороги или из стен дома, а от радио, например. Человек различает пение птиц и понимает, что этот звук издают они, а не дерево или забор. 

Наш мозг делает картинку и звук объемными, динамическими, хотя изначально эта информация для него имеет более простой вид. Мозг делает мир понятным, дифференцированным и удобным для нас. 
Удивительно то, что мы живем и принимаем это как данность, как что-то само собой разумеющуюся. Хотя за нашими ощущениями и восприятием стоят сложнейшими процессы нервной системы, последовательность различных циклов био- и электрохимических реакций. А мы просто пользуемся этим прекрасным изобретением природы, результатом эволюции нашего вида. 

То, что мы ощущаем и воспринимаем, сохраняется в нашей памяти. Это еще один важнейший психический процесс – память. В ней сохраняется жизненный опыт, события наше отношение к ним, люди и наше отношение к ним, отношение к самим себе. И последнее играет очень значимую роль в социальной жизни человека и его поведении. 
То, какие решения человек принимает, определяет то, как его личность формирует характер. 

В памяти сохраняется наша повседневная жизнь, в большей степени яркие эмоциональные события. Позитивные моменты радости и счастья служат знанием о благе, это наше поощрение и позитивное подкрепление. Негативные моменты страха, несчастья, обид служат знанием об опасности здоровью и личности. Они показывают диапазон наших ограничений в поведении и возможностях использования ресурсов личности. 

Без памяти мы не можем обладать личностью. Потому что мы есть то, что мы о себе знаем, а наша личность - это результат всего, что происходило с нами в жизни и нашего восприятия происходящего. 
Если память имеет отношение к отражению реальных событий и переживаний, того что было, то воображение - это синтез имеющихся образов и знаний в психике во что-то новое, фантастическое, желанное, возможно имеющее негативные характер, навязчивое и пугающее. Воображение принимает участие в формировании страхов. Большинство наших опасений никогда не случались в нашей жизни, мы сами додумываем наиболее страшный вариант о происходящем. 

Ярким примером служит страх авиаперелетов. Преобладающее большинство людей боятся этого с активным участием воображения, потому что подобного опыта никогда не переживали. 

Воображение нами используется, как для создания представлений о будущем, так и для перепросмотра прошлого. Мы часто пересматриваем неудачные моменты своей жизни, чтобы переиграть их наилучшим образом для себя, чтобы реабилитировать себя. Или же мы возвращаемся к приятным событиям из прошлого и воображаем их еще более победоносными, блаженными. 

Можно, воображать наслаждения и блаженство рая, небесный сад, а можно представлять монстра за щелью двери шкафа. Мы воображаем то, чего нам хотелось бы, наделяем эти картины сверхъестественными качествами, либо воображаем то, чего опасаемся и избегаем. Это либо сознательное воображение, либо бессознательное. 

В своем воображении мы можем обладать сверхчеловеческой силой, способностью летать, читать мысли и передвигать предметы силой мысли, находиться на другой планете или в другом мире. А можем сталкиваться с чем-то враждебным и несоизмеримо более сильным, чувствовать беспомощность, быть в самых неприятных местах, быть угнетенным страхами, лишенным способностей. 

Как видите наша психическая активность принимает все более сложную и богатую форму от уровня к уровню. Это характеризует в целом развитие и эволюцию человеческой психики, которая продолжается и в настоящее время. 

Высшая форма психической деятельности позволяет нам понимать сущность воспринимаемых объектов, суть явлений и даже абстракций. Это наши когнитивные способности, мышление. 

Умение думать позволяет нам обобщать объекты восприятия в понятия и категории, различимые по набору признаков и свойств. Мы способны классифицировать чувственный опыт и распределять по категориям, выделяя схожие признаки и различия. 

Здоровый человек не путает диван с табуреткой, потому что знает визуальные различия между ними, знает различия в ощущениях, когда сидит на диване и на табуретке. При этом мы так же легко различаем между собой два разных дивана, не путаем их между собой. И человек прекрасно знает, что стул и диван относятся к общему классу - мебели, и не имеют отношения к электрическим приборам. 

Мысли о понятиях рождают суждения, в которых отражены свойства предметов или отношения между ними. Вы знаете, что стул используется для того, чтобы на нем сидеть, но иногда на него можно встать, чтобы вкрутить лампочку. Из стула не сваришь съедобный суп. Суждения о суждениях рождают умозаключения и иные суждения. Так строятся и развиваются наши ментальные карты, которые описывают окружающий мир. 

Процессы мышления многомерны. Каскады мыслительных цепочек располагаются на разных логических уровнях по отношению друг к другу. Интерпретации явлений и объектов, интерпретации интерпретаций, обобщение интерпретаций, интерпретация обобщений и так далее. 
Человек может создавать сложные связи между понятиями и суждениями, наделять их смыслом и подчинять этому смыслу свое поведение. Этими смыслами являются ценности и убеждения человека. 
Например, верующий человек избегает сквернословия, потому что это грех, то есть запрет. И если такой человек нарушает запрет, то он испытывает чувство вины и наказывает себя. Так его убеждения влияют на сферу чувств и поведения. 

Основные процессы психической деятельности взрослого человека не существуют отдельно друг от друга. Наоборот они тесно взаимосвязаны, переплетены и оказывают влияние друг на друга. Совокупность, структура взаимодействия, содержание и динамика этих процессов это и есть психика, личность, душа. 

Да, пока это достаточно сухое описания, но постепенно ты увидишь в этом жизнь, уникальность и многообразие. 

Если вернуться в самое начало, то появится понимания того, как же все-таки рождается опыт и знание, а также личность человека. Она рождается во взаимодействии с миром, в какой-то незримой плоскости отражения. В этой плоскости человек познает мир и себя. 
Теперь рассмотрю на примере, как это все работает. 

Представь себе картину. Ваза с цветами стоит на столе. Изначально это всего лишь отраженный свет, который попадает на сетчатку глаза и по нервному пути попадает в зрительную кору, где мозг кодирует сигнал в набор цветных пятен. Ощущения в виде цветных пятен синтезируются на уровне восприятия, дополняются запахом, полученным обонятельными рецепторами и получается целостный образ вазы и благоухающих цветов. Это уже не набор пятен и запахов, это ваза на столе. 

Можно подумать, «Ммм, как приятно пахнут цветы! Как я замечательно себя чувствую, вдыхая этот аромат!» и действительно почувствовать легкость в груди и расслабленность в плечах. А через пару дней обнаружить, что цветы завяли и уже не пахнут настолько приятно. Тогда можно подумать: «Цветы завяли, но я помню, как они замечательно пахли!», закрыть глаза и обратиться к своей памяти, вспомнить вид цветов, когда они еще были свежими. Если закрыть глаза, то можно буквально увидеть эту картинку перед собой и почувствовать запах. 

Если продолжить наблюдать этот образ, то воображение может нарисовать образ себя, отдыхающего на террасе уютного домика на берегу тихого озера с видом на прекрасную природу. В руке бокал вкусного вина, на душе приятное умиротворение и состояние расслабления… 

Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление – все процессы протекают сообща, дополнят и влияют друг на друга! Сознание связывает между собой элементы, или можно сказать продукты этих процессов в опыт. 

Ощущения создает наш мозг, так же, как и ощущение себя, как личности, Я, отделенное от мира и других людей. Мозг создает модель мира, в которой мы живем. Эта модель уточняется, подтверждается или корректируется для глобальной задачи выживания. 
Модель позволяет предугадывать исходы событий, разрешения ситуаций и результаты действий в мире. Наш мозг как бы определяет, помогает ли нам полученная информация прогнозировать дальнейшее развитие событий или нет. 

Если вы знакомы с исследованиями выдающегося русского ученого Ивана Петровича Павлова, то знаете, что в своих экспериментах он выработал рефлекс слюноотделения у собаки на свет красной лампы (это наиболее известный эксперимент, но были и другие исследования, в которых вырабатывались рефлексы на звук, цвет, объект и др). 
Павлов, таким образом, обучал собак предсказывать акт получение пищи, иными словами. Каждый раз, когда загоралась красная лампа, собака привыкала к тому, что за этим последует прием пищи. Поэтому мозг собаки подготавливал организм к тому, чтобы эту пищу употребить, включая нужные физиологические процессы. Красная лампа – это сигнал, то есть информация, которая позволяет предсказать, что следует за ней, а именно прием пищи. 

Простой пример из жизни. Я знаю, что большинство людей моргнет, если на них замахнуться без предупреждения, или даже отвернутся, отпрыгнут в сторону. Хотя ты можешь заметить и сказать, «Ну тут все понятно, это же рефлекс». И это действительно так, он включается по тому же принципу: мозг распознает замах, как сигнал о последующем ударе. То есть мозг уже знает о возможной угрозе. Проще говоря, мозг предсказывает, что может произойти и подготавливает организм к тому, чтобы избежать или минимизировать негативные последствия. 
Если замахиваясь, каждый раз кричать «Хлопок!», то со временем реакция выработается на слово. И условный рефлекс будет срабатывать не на замах рукой, а само слово будет вызывать реакцию настороженности. 

Причем для животного такая реакция будет выработана на само звучание слова, на последовательный набор звуков, а для человека это будет реакция еще и на смысл и значение слова. Эта особенность объясняется наличием у человека второй сигнальной системы, то есть речи. 

Так, мы накапливаем знания о мире, о том, что опасно и что безопасно. Мы это знаем, не только непосредственно сталкиваясь, но и заранее на основе примера. Речь идет об имитации модели, то есть научении на чьем-то примере. 

Этот вид научения имеет особое значение для приобретения навыков социального взаимодействия. Данную разновидность научения у людей открыл и впоследствии переработал в популярную теорию социального научения канадский психолог Альберт Бандура. 

Ребенок знает, что хмурое лицо мамы — это знак скверного настроения. Мама может накричать и лучше к ней не подходить. Для этого у ребенка так же включается необходимое состояние, образ поведения и мыслей. 
Наличие мыслей у человека отличает во многом нас от животных. Процесс мышления присутствует постоянно при бодрствовании и даже во сне, когда человек себя осознает в нем. Мысли, образуют между собой связи, создавая устойчивые понятия, суждения и убеждения. Всего этого нет у животных, но есть у человека. 

Мысли присутствуют в непосредственном опыте человека. Потом появляются мысли об опыте после его получения, то есть мы думаем о своей памяти, потом появляются мысли о мыслях, мысли об ощущениях и так далее в зависимости от направления нашего внимания. В сознании человека со временем такие состояния упрощаются за счет механизма обобщения. 

Например, человек начинает думать о себе, что он неудачник, попав всего в пару неприятных ситуаций. То есть он обобщает знание о том, что с ним случилось до присваивания своей личности значения неудачник. При этом он игнорирует множество своих талантов, успехов в других направлениях и незнание некоторых особенностей неприятных ситуаций, в которые он попал. 

Хотя ты знаешь, что есть люди, которые не боятся неудач, идут напролом, и никаких негативных обобщений о себе они не делают. Ну, максимум расстраиваются на какое-то время. Для такого рода обобщений, выводов о себе, необходимо быть уязвимым к определенному роду информации. Впрочем, об этом я расскажу позже. 

В завершение хочу обратить твое внимание на то, что это важная глава. В ней сконцентрирована информация о фундаментальных процессах, хоть и в достаточно популярной форме. Поэтому перечитай ее заново, если не до конца вник в суть. Перед тобой механизмы формирования внутреннего мира человека, через процессы познания мира и самого себя. Эта глава поможет тебе ориентироваться в логике проработки психологических проблем в следующих главах книги. 

Автор: практический психолог, Илья Киндеров.



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь