Тонкий намёк на восприятие.

Автор статьи: Иван Сидоров

 

Для продвинутых психологов ясно с первого курса, что человеческое восприятие стремится бессознательно упростить мир и свести изменения к номинативным шкалам. И с детства родители "тренируют" наше восприятие, тыча пальцем в книжку или предметы с вопросом или утверждением "что это такое". Иногда тычут в одно и тоже по многу раз, а иногда демонстрируют разные предметы и заставляют ребёнка обобщить признаки самостоятельно. Сложнее обстоит с абстрактными понятиями и у детей в голове возникает путаницы, например осень с жёлтыми листьями, потому что в сентябре они на многих деревьях ещё зелёные, а в ноябре их уже нет.

В результате тренировки словесного обозначения разнообразных вещей у кого-то из выросших детей формируется кондовое мышление, а у кого-то сохраняется живость ума и способность критической оценки окружающего мира. Как пример я в практике часто наблюдал городских детей, учащих животных по книжкам, а потом внезапно попадающих в реальный сельское окружение. Они не могли отличить крота и крысу друг от друга.

Если психологам или родителям интересно развить и протестировать восприятие ребёнка, то предлагаю использовать мой авторский инструмент: "Контурные звери".

Тонкий нам к на восприятие
В этой забаве обычная полоска бумаги за минуту может превратиться в контур животного. Забава формирует восприятие, то есть учит выделять главные, определяющие черты и описывать их словами. Например, у мышки есть ушки, а у пингвина большой живот и короткие ноги. Кроме того, что забава знакомит ребёнка с понятием контура, формы, силуэта она ещё развивет мелкую моторику.

Преимущества забавы "Контурные звери":

⦁ низкая стоимость - более десятка различных фигур с вариациями из одного листка бумаги
⦁ отсутствует химия - не пачкает, не приклеивается к одежде и рукам, не окрашивает
⦁ служит как раскраска - можно раскрашивать в заранее заданные или произвольные цвета
⦁ развивает художественное видение - лёгкое изменение формы кардинальное меняет смысл
⦁ формирует понятие формы - не только через перспективу, но и подключая процессы мышления
⦁ оперативные изменение - формы можно изменить быстрее чем в любом другом конструкторе
⦁ способствует математическому мышлению - формируются зрительно кинестетические связи

В забаве заранее задаётся только общая идея фигуры, которую ребёнок может реконфигурировать по собственному желанию и вариациям, например сделать больше голову, сократить ноги или вытянуть шею животного буквально на кончиках пальцев.







После игры в создание животных можно перейти к более сложной задаче тестирования. Для тестирования гибкости восприятия и психологических защит используйте плавные переходы от формы к форме. Возьмите тонкую полоску бумаги и пригласите испытуемого. Покажите ребёнку три формы из полоски: яйцо - цыплёнок - пингвин. Дайте ему несколько попыток самостоятельно сформировать фигуры. А после того, как он будет уверено называть объекты, предъявите ему "промежуточную" фигуру, уже не птенца, но ещё и не птицы и предложите определить к какому классу изображение относится.



Эксперимент начинается когда Вы спрашиваете по каким признакам тестируемый определил форму и категорию и почему так назвал. Вот здесь ребёнок и начинает демонстрировать формы психологического сопротивления. Его бессознательное уже сделало выбор наименования, а включать мозги на научный подход с цифрами и доказательствами отличий для психики дорого. Поэтому ребёнок после нескольких вопросов и уточнений откажется от объяснения своего восприятия.

Он сможет использовать отрицание (просто отказаться от ответа на вопрос), вытеснение (назвать другое животное), изоляцию (неуверенность и перескакивания с варианта на вариант), обесценивание (мне не интересна эта игрушка) и другие методы психологической защиты, которые могут помочь психологу ещё в детском возрасте спрогнозировать какие ведущие защиты будут уже у взрослой личности.

Забавляться можно всей семьёй. Например, можно устроить соревнование кто точнее изобразит зверя или разыграть театральное представление со своими фигурами.





Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Можно ли "планировать" ребёнка
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Власть - в ладу с творением || Адекватное восприятие ресурса "Власти" [=>]
  • Виральный тест на восприятие "Чайный пакетик" - объяснение (18+)
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Измените восприятие - изменится ваша жизнь или "Мамочка, я создаю себе СТРЕСС"
  • Размышления. Восприятие "богоподобного" в социуме
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как "захлопываются" психологические защиты. Изменение одного отзыва о динамической группе
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Какую маму можно назвать "плохой"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Как родителям успокоить детей после теракта и успокоиться самим".
  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • Как можно навредить ребёнку фразой "мой хороший!"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки, методы, советы родителям).
  • "Ты просто плачешь", или Как можно переж[е/и]вать жизнь
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь