|
Коучинг - ключ на пути к успеху. Часть 1Автор статьи: Дамиан Синайский
Интервью независимого журналиста Ольги Казак с руководителем Центра стратегического коучинга и психотерапии «Ценности Инноваций», коучем и психоаналитиком Дамианом Синайским
Д: Добрый день, Ольга! О: Тема нашего интервью уже обозначена и мой первый мой вопрос, который будет, вероятно, очень интересен нашим читателям, всем кто, возможно, заинтересовался коучингом впервые, а, возможно, никогда об этом не слышал, но очень хотел бы узнать: Коучинг – ЧТО это такое? Д: Да, наверное, надо начать с понятия потому, что, если все знают, что такое психология, психоанализ, то с понятием коучинга немного сложнее... Если изначально говорить про смыслы, то Коучинг (от слова Coach – тренер) – это процесс организации и изменения жизни, отношения между тренером и его подопечным, который может быть любого возраста, социального статуса и профессии. Два человека садятся и начинают разговор: у одного из них есть конкретный запрос – какие цели он хочет достичь в личной жизни, в бизнесе, в финансовом плане, в карьере, в отношениях с cамим собой. А второй человек, коуч – не указывает, не диктует, а создает пространство свободы вокруг подопечного, задавая ему правильные вопросы и помогая, тем самым, в выстраивании и достижении целей, в поиске своих подлинных ценностей и успешной реализации жизненных смыслов. О: Дамиан, а вот тогда сразу возникает вопрос - чем, например, коучинг, отличается, скажем, от психотерапии от психоанализа? Разве нет в работе психоаналитика, психотерапевта, психолога с клиентом постановки цели, ее развития и достижения? Д: Это хороший вопрос, Ольга. Да, совершенно верно – в психологии, психоанализе, психотерапии речь идет именно о внутреннем контуре, и цели ставятся соответствующие: душевный, психический комфорт, избавление от страхов, тревог, чувства неполноценности, чувства вины, низкой самооценки, психосоматических проявлений. О: Как интересно! А есть ли точки пересечения между этими методами? Д: Ольга, давайте я приведу пример. Ко мне приходит клиент, генеральный директор предприятия, и ставит цель: хочу провести переговоры с собственниками о системе мотивации сотрудников – об установлении окладов, начислении премиальных, бонусов и так далее. Хорошая цель для коуча. Однако, в процессе проработки этой цели, выясняется, что у клиента есть какие-то неуверенности, страхи. То есть, причины его сложностей – во внутреннем мире, в каких-то психологических особенностях. Мы же, ведь, все родом из детства и очень много сценариев, моделей поведения, шаблонов вырабатывается именно в детстве. И получается так, что он не может достичь успеха в бизнесе, в карьере, потому что ему мешают вот эти внутренние «ангелы» или «демоны», кто как хочет. И мы начинаем разбираться с его внутренними проблемами, трудностями, а это уже психотерапия, и здесь вектор идет изнутри наружу, то есть – все ответы уже находятся внутри нас. И главная ошибка, которую допускают многие люди – они думают, что ответы находятся вовне. Это не так. К тому же, любая трудность, я считаю – это, прежде всего, возможность. Возможность измениться самому и изменить мир вокруг себя, реализовать себя в нем. О: То есть – не только то, что я чувствую, не только то, что я знаю про себя, но и как с этим быть, как это проявить и как с этим багажом идти дальше. Д: Да, как реализовать свой смысл жизни, если совсем просто, но реализовать смысл, чтобы это было успешно. Успешно и в финансовом плане, и в карьерном плане, и в личностном плане, и в отношениях с самим собой. Вот это очень важно. О: Дамиан, скажите, а вот в мировой истории были какие-то примеры, которые, наверно, сложно назвать современным словом коучинг, но, тем не менее - когда наставники помогали какой-нибудь личности добиться успеха в той или иной сфере? Д: Да, наверное, мы можем говорить о коучинге со времен древней Греции. Например - Аристотель, который по мифам был учителем Александра Македонского. Все мы помним историю, легенду о том, как Александр Македонский разрубил Гордиев узел: О: Очень интересно Вы рассказываете, Дамиан, хочется продолжать слушать и слушать. Сразу возникает такая вот аллюзия с нашим Президентом и духовником или наставниками, которые, безусловно, находятся рядом и советуют…. Д: Да, у каждого руководителя, у каждого чиновника, президента есть люди, которые, выполняют вот эту роль и коуча, и советника, и собеседника, но именно благодаря которым люди достигают таких больших успехов. Это да. О: Какими же качествами должен обладать современный коуч, чтобы помочь человеку себя разглядеть, проявить и развить? Д: На самом деле, коучи были всегда. Так же как и бизнес-консультанты, психотерапевты, священники, которые помогали людям, оказавшимся в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Сейчас, когда все открытия идут на стыке образования, эту роль начинает играть коуч, как более такой «синтезированный», что ли, специалист. И если он считает себя квалифицированным специалистом, то, конечно, у него должны быть таланты, именно таланты, и знания не только лишь в бизнес-образовании, в каком-то целеполагании, как достичь и уравновесить баланс между личной и внешней жизнью, но и он также должен обладать знаниями в искусстве, в культуре в философии, в психологии. Поскольку здесь присутствуют элементы исповеди, то хороший коуч выступает не только как консультант, бизнес-тренер и спарринг-партнер, но и даже в чем-то как душевный или духовный советчик, я бы сказал. Он должен иметь опыт работы, как психолога, психоаналитика, бизнесмена, так и преподавателя, допустим МВА. Я, например, каждые 5-7 лет получаю новое образование. Потому что клиенты бывают разные, как правило, это очень продвинутые, очень образованные люди, они приходят уже со своей историей, со своим опытом, со своими знаниями, и они хотят получать ответы. И они хотят не просто получать ответы, они хотят искать эти ответы. И очень здорово, когда вот этот совместный поиск, как правило, всегда приводит к успеху. О: Дамиан, извините, я все-таки Вас перебью: Вы говорили о получении образований. Это Ваша какая-то жизненная программа или это просто внутренний посыл и Вы идете за своей потребностью – получать образования? Д: Я думаю, что это элемент моего предназначения. О: Понятно. А правильно ли я понимаю, что основная масса клиентов, которые приходят в коучинг, это люди уже состоявшиеся, которые преуспели в каких-то сферах, достигли каких-то высот и, вопреки весьма распространенному клише, что на этом их активная жизнь закончена, им сейчас, возможно, не хватает какого-то пазла, для того, чтобы собрать себя, как цельную личность? И именно для этого им нужен человек широких взглядов, разностороннего мышления и высокой культуры. Д: Не совсем. Коуч – это тот человек, который оказывает поддержку своему клиенту. Неважно – подросток ли это, который хочет выбирать образование за границей, или успешный миллионер-предприниматель, или просто специалист, который находится внутри своего сознания, внутри своей психики, своих границ, через которые он не может посмотреть. И вот здесь коуч, если это специалист с хорошим психологическим, психоаналитическим образованием, очень может помочь. Он может показать клиенту другую грань бытия, другую грань жизни, новую грань, помочь расширить границы своего личного пространства, посмотреть шире, почувствовать, испытать радость, вдохнуть ее: «Вот, оказывается, какое мое пространство – еще шире, и здесь я тоже себя комфортно чувствую. Не только там моя зона комфорта, но и здесь мне еще комфортнее». О: То есть, успешный человек, добравшись до вершины «горы» (как образ), куда редкий альпинист доберется, пребывает там в своем одиночестве и, не зная, что дальше делать – спускаться вниз, чего не хотелось бы, или идти выше, но непонятно куда, – встречает на своем пути того самого альпиниста - коуча, который что-то делает. Что он делает? Д: Помогает ему. Помогает освоиться в этом пространстве, на этой площадке. Все-таки, действительно, гора – это высоко, вершина достигнута, и одно дело – достичь этого успеха, а другое дело – удержать его. И в данном случае, коуч – это тот самый человек, которому клиент может проговорить все свои сомнения и просто поделиться радостями, от которого может получить обратную связь, понимание, поддержку, признание, уверенность и, став на новый качественный уровень, а это всем нам нужно, какими бы мы не обладали статусами, идти дальше. Еще один аспект. Я бы разделил структуры человека на три составляющие: соматическую (телесную) – это наши органы, мышечная активность, функционирование организма; душевно-психологическую – это наша психика, наши чувства, эмоции; и духовную – наше предназначение в жизни, смысл нашей жизни, категории временности и вечности. А далее мы можем переложить это уже на какие-то смыслы. Например: мы формируемся за счет нашего генотипа (то есть, какие были папа, мама, бабушки дедушки) – это родовые моменты, которые проявляются в нашем мышлении в нашем образе жизни. Второй уровень – это социотип, это то, что называется "с кем поведешься от того и наберешься" – где мы учимся, где мы живем, с кем мы общаемся. И, в основном, все мы останавливаемся на этих двух ступенях: то, что мы получили от рода своего, от предков, и то, что мы получили в окружении. Но есть и третий тип - фенотип. Это тот самый уникальный потенциал, который присущ и заложен в каждом человеке и вот именно в кабинете коуча или психоаналитика, психотерапевта мы пытаемся найти это уникальное зерно, то, что присуще каждому человеку и дает ему это неповторимое своеобразие и тот самый успех, который уже прикладывается, в том числе и финансовый и социальный, именно когда цель выстраивается вот по такому алгоритму. (читать продолжение)
Дамиан Синайский,
Источник: Центр стратегического коучинга и психотерапии Дамиана Синайского
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|