Иногда можно услышать такую фразу: «К психологам ходят «психологи». Почему так говорят? Возможно потому, что работа с психологом подходит для людей, с хорошо развитым абстрактным мышлением. Ведь развитое абстрактное мышление позволяет глубже заглянуть в корни проблем, с которыми, собственно, и обращаются к психологу люди. Люди с конкретным мышлением тоже обращаются за помощью к психологу, но работа с ними имеет свои особенности.
Мышление человека формируется, начиная с раннего возраста и его изменения, происходят в процессе биологического роста, обучения, окружающей среды, в которой развивается человек. Некоторые из нас способны мыслить абстрактно, другие более конкретно. Некоторым нравится возможность видеть шире, понимать глубины подсознания, а есть те, кто мыслит очень конкретно, предпочитают проверенные способы и гарантированные методы решения проблем. Такие люди сосредоточены на фактах, физических объектах и буквальных определениях.
Есть много факторов, которые влияют на развитие мышления один из них это интеллектуальное развитие человека. Для определенного возрастного периода конкретное мышление, является нормой, но иногда из-за недостатка развития, какой-либо травмы, человек застревает на конкретной форме мышления. Концепция конкретного мышления хорошо описана Жаном Пиаже, основателя Теории познавательного развития, в ней есть описания интеллектуального развития людей на разных этапах роста человека.
Конкретное мышление, является частью развития любого человека в раннем детстве, у которого со временем развивается абстрактное мышление. Большинство из нас могут использовать и то и другое для решения повседневных проблем. Но есть люди, которым абстрактно мыслить сложно. Для них абстрактные понятия, такие как любовь, грусть, гнев и боль, понимаются в более конкретных терминах, и они не могут рассматривать их шире, и не могут понять, что эти слова могут иметь несколько значений в разных ситуациях. Когда человек с конкретным мышлением обращается за помощью к психологу, все те методы, которые подходят для людей с развитым абстрактным мышлением, не подходят для людей с конкретным мышлением, и это вызывает определенные сложности в работе с ними.
В чем разница между абстрактным и конкретным мышлением?
- Абстрактное мышление позволяет акцентировать внимание человека на скрытом или предполагаемом значении, тогда как конкретное мышление всегда является буквальным, точным и очень прямым.
- Абстрактное мышление требует гораздо большего анализа и глубины понимания вещей, тогда как конкретное мышление более поверхностное.
- Абстрактное мышление и конкретное мышление находятся, как бы в «оппозиции» друг к другу, позволяя человеку получить две разные точки зрения.
Почему говорят, что к психологам ходят «психологи»?
Потому что психолог, как правило, обладает развитым абстрактным мышлением, иначе он не был бы психологом. Потому что большинство методов и способов решения тех или иных проблем рассчитаны на людей, у которых развито абстрактное мышление. Когда на прием к психологу приходит человек с конкретным мышлением, он хочет получить конкретную помощь в рамках его понимания ее решения. Вместо этого психолог начинает задавать вопросы, которые имеют для конкретного человека, малопонятное явление, например о чувствах, о сознании и подсознании. «А делать то что», - обычно говорит человек с конкретным мышлением. Человек с конкретным мышлением не умеет мыслить за пределами фактов.
Как помочь психологу человеку с конкретным мышлением?
- Психологу следует помнить о том, что человек с конкретным мышлением, способен принять помощь только в конкретных формах, ему понятных. Если разговаривать с ним на языке абстракции, то, скорее всего, такая помощь не будет действенной.
- В беседе с конкретно мыслящим человеком, необходимо использовать иллюстрации и мотивирующие аналоги речи, как в работе с детьми. С человеком с конкретным мышлением, например, объясняя механизм развития тревоги или панических атак, можно использовать наглядный материал, позволяющий увидеть и понять, как работает вегетативный отдел нервной системы. Это помогает связать незнакомое со знакомым, превращая абстрактные объяснения в конкретные и понятные.
- По мере необходимости можно использовать, так называемые, внешние опоры, как карту, для более конкретного представления абстрактных понятий. Такая «карта» может стать хорошим помощником в работе с человеком с конкретным мышлением.
- Необходимо выяснить конкретную проблему и работать только в рамках той проблемы, которая беспокоит человека с конкретным мышлением. Поразмышлять вместе с человеком на понятном ему языке о том, что имеет для него особое значение в данном вопросе.
Какую помощь он хочет получить:
- Он ищет объяснения, например, почемуи как, то есть, задает вопросы и ему нужен ответ.
- Ищет аналогию,чтобы прояснить что-то для себя, например: «Давайте подумаем о том, что это может быть в вашей жизни, какие другие примеры Вы можете привести?»
- Ищет альтернативные перспективы, например: «Есть ли другие способы разрешить это? Как другие люди справляются с этим?»
- Способы установления связей, например: «Я думаю, что здесь есть три отдельных вопроса, которые мы должны учитывать». Или так: «Давайте попробуем подумать, с чем это может быть связано»
- Способы оценки, например: «Как мы можем решить эту проблему, хорошо это или нет?»
- Способы делать выводы, например: «Если это, правда, то, что еще может быть правдой?»
К психологам не всегда ходят «психологи», людям с конкретным мышлением тоже нужна помощь, и, опираясь на определенные знания можно, наилучшим способом, оказать эту помощь.
Желаю удачи всем, кому нужна помощь и тем, кто ее может оказать!
Спасибо, за интерес к моим статьям, за ваши спасибо и комментарии.
Записаться ко мне на личный прием можно здесь: https://www.psyoffice.ru/zhuravlyova/#contact
онлайн - консультацию по этой ссылке:
https://www.psyoffice.ru/my_new_online.php?p=20432