Магическое мышление (как использовать во благо наследие детства) и соЗреть

Слова "видеть" и "зреть" (зрить)

означают восприятие мира

телесными глазами и духовное зрение

Магическое мышление – наследие детства, способ ребенка справиться со сложно «перевариваемой» ситуацией. Такая ситуация не принимается психикой ребенка, является пугающей и травмирующей. Чаще это события, так или иначе связанные с темой смерти, с ощущением страха от сознания необратимости.

*Маги́ческое мышле́ние — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей
Магическое мышление часто встречается при расстройствах шизофренического спектра. В Международной классификации болезней МКБ-10.

В момент столкновения с непринимаемой реальностью, ребенок создает игру сознания, в которой он использует волшебство (прибегая к помощи магических предметов, таких как шапка-неведимка, ковер-самолет, волшебная палочка). Делает это он и сознательно и бессознательно. Сам сказочный подход часто не осознается, но действие (ритуал) порождается сознанием.

Сознание взаимодействует с реальностью, бессознательное это область мистики, сказочного и мифического и последнее может прорываться в сознание: через сновидение или фантазию.

Только если сновидение процесс неконтролируемый сознанием, спонтанный (не берем в расчет осознанные сновидения), то фантазия это движение скорее от сознательного к бессознательному.

Зачем сознание прибегает к бессознательному?

Это происходит тогда, когда реальность становится непереносимой для психики. Это как бы способ укрыться.

Приведу два примера работы мистического мышления во взрослой жизни.

Одна моя родственница, будучи уже взрослой женщиной и перебравшись заграницу, сохранила суеверие – ритуал, спасающий ее от тревожных мыслей.

Она держала в бардачке машины маленькую веточку.

Догадайтесь для чего?

Для того, чтобы в момент тревоги создать иллюзию возможности избежать критической ситуации, связанной с угрозой жизни.

В любой момент она могла достать палочку и постучать по дереву. Так из деревенского лета детства «волшебная палочка» перекочевала во взрослую урбанистическую жизнь.

На первый взгляд выглядит смешно, но палочка работала в том смысле, что успокаивал сам факт того, что дерево всегда под рукой и можно постучать в случае опасности.

Магическое мышление  как использовать во благо наследие детства и соЗреть

Надо сказать, что в ее жизни случилась серьезная авария и при том, что машина ремонту не подлежала, на владелице не было ни царапины.

Не знаю, помогла ли «волшебная палочка», но после этого случая моя родственница, объясняла свое спасение качественной системой безопасности автомобиля.

Однако, у таких магических инструментов есть обратная сторона. Представьте, как себя чувствует человек, вдруг обнаруживший потерю магического инструмента!

Весь его страх концентрируется, сгущается, формируя буквально паническое состояние: земля уплывает из-под ног, человек теряет себя, т. к. потерял то от чего, как ему кажется, зависит его благополучие и жизнь в целом!

Второй пример из клиентской практики.

Клиентка в терапии начинает осознавать свой страх смерти, точнее его происхождение.

В детстве у соседей сгорел дом и погиб мальчик, с которым они дружили.

Одной из беспокоящих потребностей клиентки является желание родить еще одного ребенка (у нее есть сын).

В процессе работы выявляем связь между желанием обязательно иметь второго ребенка с ситуацией из детства.

Мать, погибшего мальчика в присутствии моей клиентки, когда она была еще ребенком 5-6 лет, произнесла: «Хорошо, что хоть дочь осталась!».

Память клиентки зафиксировала событие, фразу и связала реальность с прошлым.

Ее желание второго ребенка своего рода перестраховка от страха его потерять. Если вдруг что с ним случиться, останется второй!

Но разве материнское искренне любящее принимающее сердце способно одного живого человека заменить другим???

Два ребенка – это два разных человека, две личности и никогда один не заменит другого. Они разные априори! У них разные задачи и уж точно их жизненной задачей не является снижение материнской тревожности!

Очень часто можно услышать как женщины, родившие детей, обвиняют бездетных в эгоизме, но что это, если не проявление материнского эгоизма, в примере приведенном выше!?

Все мы по большому счету эгоисты, если говорить обывательским языком и лучше уж быть осознанным «эгоистом», чем относиться к любой человеческой индивидуальности как к суррогату, заменителю или заместителю.

Эта же клиентка вспоминает, когда у нее впервые возник ритуал, обусловленный магическим мышлением.

Она внушила себе в детстве, что если будет выполнять ряд определенных действий (обычно такие имеют строго определенную последовательность), то это нивелирует тревожность ее матери и подобный же ритуал возник на случай, если отец придет домой не трезвый.

Так ребенок пытается спасти психику от напряжения, веря, что папа придет трезвый в случае, если ритуал будет соблюден или даже если будет пьян, то «все будет хорошо» (например, не будет скандала между отцом и матерью).

Сам факт ритуального (магического) действия становится гарантией спасения. Так ребенок устраняется от тревожащих переживаний.

Это похоже на ситуацию с игрой в прятки, когда спрятавшийся, но уже обнаруженный ребенок закрывает глаза с тем чтобы создать иллюзию, что его не видят.



Логика такова: «Если я не вижу, значит, и меня не видят». Вот такая «шапка невидимка»!

Ребенок в этот момент сродни Эдипу, выкалывающему себе глаза, лишь бы не видеть жестокой реальности.

Если вы замечали, за взрослыми людьми иногда водятся бессознательные, казалось бы, бессмысленные действия, такие как движение и перекладывание предметов посуды на столе, выход или вход в строго определенные двери, характерные повторяющиеся подергивания и почесывания. Все они могут быть отголосками некого магического действия, спасавшего ребенка от пугающего поведения родителя и / или семейного конфликта.

В основе такого поведения – страх! Сверху могут наслаиваться другие эмоции, но постепенно под ними, на самой глубине обнаруживается именно страх.

Если вернуться к метафоре игры в прятки, то что это?

- Игра! Та самая игра, в которую играет истинное Я человека, дабы не быть обнаруженным, застигнутым врасплох.

Большинство стратегий человеческого поведения как раз направлены на то, чтобы спрятать истинное Я от других, а иногда и от себя!

Быть открытым, явным, истинным значит быть ранимым. Таков опыт большинства людей! Но вместе с тем, обнаружить себя, открыться это возможность в полном смысле «себя обнаружить»  узнать глазами того, кому ты открылся.

В этом смысле Эдип, встав на путь познания и познав «непристойную» правду о себе, лишает себя не просто зрения, а истинного знания!

Отголоски магии детства могут сохраняться в том или ином виде в человеке всю его жизнь и эти особенности (как правило это область ощущений, повышенная чувствительность того или иного свойства), если не осознаны и не интегрированы, нарушают ход нормальной жизни человека, создавая ситуацию ретравматизации.

 Однако, в случае осознания эти свойства и / или способности могут служить человеку в его профессиональной или иной деятельности.

Повышенная чувствительность вкусовых рецепторов поможет дегустатору, идеальный слух послужит подспорьем на музыкальном поприще, умение вслушиваться или считывать телесные реакции великолепно срабатывают в работе психолога.

Так, травматический опыт, обнаживший когда-то, повысивший чувствительность, переработанный и ассимилированный рождает истинное Я, которое обретает крылья становясь Самостью во всей полноте.

Чтобы достичь этого состояния клиент в кабинете психолога слой за слоем двигается вглубь к источнику страха и боли, опускаясь на самое дно, чтобы опереться, оттолкнуться и вынырнуть обновленным!

Из сказочных историй этот сюжет нам знаком как купание в кипящем молоке.



И это путь Незнания – путь Ивана-Дурака (https://www.psyoffice.ru/article/84566/)

Мистика?

И да и нет.

Но об этом лучше рассказал Карл Юнг (описав индивидуацию на языке алхимии), а я просто пересказала с опорой на свой внутренний опыт и практику.

Желаю вам добыть свои сокровища и жить счастливо!

Свои заявки на консультацию вы можете оставить на сайте или в скайп [email protected]

Прокладывая мост между сознанием и бессознательным, мы создаем индивида во всей его уникальности.

... ЕСЛИ БЫ МЕНЯ СПРОСИЛИ "Что такое Самость?" Я БЫ ОТВЕТИЛА: "Это Я с крыльями!"



 

**Рекомендую к прочтению: Джефри Ральф Юнг и алхимическое воображение.



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Если мужчина вдруг стал терять интерес, если с ним будто теряешь себя
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Как перстать быть "железной бизнес-леди", если твоя жизнь - вечная борьба.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Если он ушел молча. Или как справиться с эффектом "незавершенного действия"
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь