|
Психологическая помощь несовершеннолетним пережившим насилие.Автор статьи: Демидова Инна Вячеславовна
Немаловажным аспектом выступает мотивация родителей на дальнейшую работу с несовершеннолетним пережившим насилие. Исследуя сценарий взаимоотношений несовершеннолетнего, необходимо показать родителям, что происходило ранее. А также показать перспективы дальнейшего развития и взаимодействия ребенка или подростка в социуме. Информировать родителей о типичных нарушениях в развитии. Со стороны эмоциональной сферы: нарушения проявляются в подавленном состоянии, в высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценки. Познавательной сферы - трудностями концентрации и переключения внимания, плохой памятью, школьной неуспеваемостью. Поведенческой - нарушения могут проявляться в замкнутости, агрессивности, отсутствии потребности в формировании отношений со сверстниками, ярко выраженном сексуальном поведении. В посттравматическом стрессовом расстройстве, которое может охватывать все перечисленные выше сферы. Обращаем внимание на психологические особенности развития несовершеннолетнего, какие паттерны поведения у него являются ведущими, как он себя проявляет в общении с близкими, насколько он готов быть в контакте и участвовать. Определяем эмоциональное состояние. Бывает так, что спустя какое - то время, семья не придала особого значения случившемуся, "сами справимся", т.к. никаких внешних признаков переживаний у ребенка не наблюдается. И то , что ребенок спокойно себя ведет, вовсе не означает, что он внутренне справился с ситуацией. Ребенок или подросток переживший насилие больше ориентирован переживать эту ситуацию в себе. Иногда факт насилия, произошедший с ребенком или подростком, может восприниматься более отягощенней самим родителем, нежели его воспринимает несовершеннолетний. Семья может выступать как источник ресурсов, а может усугублять ситуацию. Здесь важно на диагностическом этапе выявить как семья справляется с данной ситуацией, что они уже предпринимали, и насколько внутрисемейная ситема является ресурсной. Если в ходе работы выясняется, что семья не готова к контакту ( отсутствие желания как - то включаться и менять свою внутреннюю систему), необходимо понимать, что специалист не может изменить среду ребенка, но он может быть дополнительным ресурсом, который поможет справляться с данной ситуацией. Да, ребенок или подросток возвращается в свою среду,но, по крайней мере, есть шанс, что он для себе что - то возьмет. Работа с насилием и для самого специалиста может быть сопряжена с определенными психологическими трудностями. Помимо теоретической подготовки, необходима внутренняя готовность для этого. Необходим определенный эмоциональный настрой специалиста для работы с данной категорией клиентов. Особенно, если это сопряжено с собственной историей психолога напрямую или косвенно. Если вы понимаете, что не готовы работать с темой насилия, вас накрывают собственные чувства (страх, стыд, гнев, вина,боль, отчаянье), важно позаботиться о себе и организовать поддержку - супервизора. Иначе рабочий альянс не сложится, и сами того не осознавая включите сопротивление в работе, ребенок или подросток, естественно это почувствует и работа оборвется. Дети и подростки жертвы насилия испытывают сильный страх с любым незнакомым человеком, а при посещении нового места. Зачастую они не знают и не понимают, зачем и куда их ведут родители. Что может способствовать формированию негативных ожиданий от встречи. Ориентир в работе будет в первую очередь, направлен на контакт с самим ребенком. Здесь определенной трудностью может выступать тот факт, когда насилие происходит внутри семьи ребенка. Представьте, как ему трудно говорить про эту ситуацию. Говорить о насилии внутри семьи, значит плохо говорить о своих родителях. Это то, что подросток или ребенок позволить себе не может, и это сопровождается огромной тревогой. Если психолог транслирует ребенку терпение, дружелюбие, искреннюю заинтересованность, то есть большая вероятность того, что контакт сложится, и постепенно будет выстраиваться доверие. Важно понимать, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп развития.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|