Сепарация. Такое резкое слово. Сразу приходит на ум как бабушка, когда-то в детстве, говорила: "Нужно купить сепаратор". "Зачем"? -удивлялась я. "Чтобы сделать масло". И уже тогда, в детстве, я задумывалась, что это как-то удивительно : отделить жидкости (сливки от молока) ( сепаратор в переводе с латинского и означает -разделение), чтобы в итоге получить новый качественный продукт.
Как долго это воспоминание хранилось в моем личном бессознательном и всплыло тогда , когда я задумалась: как же объяснить родителям подростков - почему?, а главное зачем! в переходном возрасте дети так настойчиво стремятся отделиться, стать независимыми, и отчаянно отстаивают это право. Отделиться, перейти из детства во взрослую жизнь. Овладеть новой ролью. Искать своё, отдельное место в жизни. Стать другим, " новым продуктом". Взрослым.
Так вот почему вспомнился сепаратор! ))
Мне нравится одно из определений переходного возраста - возраст второго перерезания пуповины. Вот так, в один прекрасный день - раз. И ребенок сам по себе. И у него секреты. И он не посвящает в них тебя, а выбирает какую -то подружку или друга, и делится с ними всем, что его волнует. Почему-то вдруг закрывается в своей комнате. И смотрит какие-то видео. И сидит: пишет, читает, читает пишет. Нет, не подумайте, он не делает уроки)) Стандартный ответ - "ничего не задавали". У него есть дела поважнее : Вконтакте, ask, what's up, Messenger, Instagram, батлы на Versus в исполнении каких-то странных персонажей с такими же странными именами и песнями. На все вопросы родителей - уклончивый ответ или просто молчание. У многих родителей начинается паника и они начинают предпринимать попытки сближения. Но это ещё больше ухудшает ситуацию: ребёнок, или становится подчеркнуто вежливым в общении или откровенно хамит, не стесняясь в выражениях. Обесценивание родителей, да и всех взрослых на этом этапе любимое занятие.
Мне вспомнилась метафора которая очень удачно отражает этот период - "Государство в государстве". Вот представьте: на территории государства со своим уставом и законами, вдруг происходит революция и появляется новое, молодое, и ооочень независимое государство. Оно, конечно, не такое уж и независимое, потому что ресурсов-то у него маловато. Но оно очень упрямое. Это "молодое государство" принимает свои законы и требует признать его суверенитет.
Что делать? Можно конечно объявить войну, пересечь границу и подчинить себе его. Можно даже без объявления вторгнуться. Да только, вот есть ли в этом смысл? Может всё таки признать его независимость? В принципиальных вопросах быть непоколебимыми, а в непринципиальных пойти на уступки?Договариваться. Стать партнёрами. А там смотришь - а стены уже нет, и границы открыты.
Похожая ситуация происходит в семьях подростков. Что нужно? То же, что и с государством. Соблюдать границы. Изменить стиль общения. Договариваться. Стать партнёрами.
И начинаешь осознавать, что подростковый бунт - это не детская проблема, а проблема взрослых, которые не готовы перейти на новый уровень общения. Им трудно принять тот факт, что ребёнок взрослеет. У родителей неосознанно возникает страх стать ненужным. Они понимают, что ребенок все меньше и меньше нуждается в них и страх утратить своё влияние, к сожалению, усиливает функцию контроля. И вот этот вот контроль, чрезмерная опека, лишение минимальной свободы выбора, авторитарный стиль воспитания порождает бунт. И вот тогда -жди революции.
Конечно, есть другой путь-"мирный". И что делать, чтобы всё завершилось « мирным путём» вы сможете прочитать в следующей статье. Там будет - полная информация о переходном возрасте, о потребностях подростков, практические советы и рекомендации.