|
Детки и предки (интервью)Автор статьи: Калинский Дмитрий Александрович
Дети шалят. Не слушаются. Болеют. Разбивают носы и коленки. Тайком курят. Грубят. Не желают учиться. Что делать? Родитель обычный, так сказать, патриархальный, прибегает к уговорам, нотациям, наказаниям и прочим приемам из арсенала дедов и прадедов. Родитель продвинутый ведет чадо к психологу — благо тех, кто специализируется на работе с детьми, сейчас немало: спектр услуг предлагается феерический. К сожалению, успехи куда скромнее, чем хотелось бы. — Все вполне закономерно, — объясняет Дмитрий КАЛИНСКИЙ, президент Международной Академии Психогенетики. — Работать с ребенком младше 13-15 лет практически бессмысленно. Подавляющее большинство проблем, проявляющихся у детей в этом возрасте, — лишь проекция родительских внутренних неурядиц. — То есть мы сами, мамы и папы, во всем виноваты? — Не будем упрощать. Дело не в чьей-то вине, а в законах генетики. Видите ли, расшифровка генокода человека привела к потрясающим открытиям: по наследству передаются не только внешнее сходство или черты характера, но и определенные проблемы. — Мистика какая-то… — Отнюдь нет. Что такое «склад личности»?Определенные черты характера, не так ли?А откуда они берутся?Характер вырабатывается благодаря тем или иным жизненным ситуациям, которые меняют наш взгляд на мир и самих себя.Следовательно, то, что мы получили от предков, есть результат их жизненного опыта — как положительного, позволившего решить какие-то проблемы, так и отрицательного — когда родитель или прародитель спасовал перед трудностью, не сумел преодолеть барьер.Нерешенная проблема отложилась в сознании и подсознании, по-своему скорректировала характер — и отпечаталась в генокоде, перешла по наследству к потомку. Значит, сыну, внуку, а то и правнуку придется решить аналогичную задачку: ведь в родовом подсознании она засела, как заноза. Все мы вынуждены отрабатывать грехи предков.Но если взрослый человек делает это более или менее осознанно, то ребенок настолько эмоционально зависим от родителей, что невольно, подсознательно проявляет все наши родовые подавленные страхи, проблемы, комплексы. И будет проявлять, сколько бы его ни лечили: ведь в данной ситуации работа идет не с причиной (нерешенной проблемой), а с симптомом. Так называемый, проблемный ребенок — острый сигнал неблагополучия в родительской семье.И пока мама с папой не избавятся от своих комплексов, ребенку не полегчает, у него трудностей не убудет. Вот простой пример: ко мне пришла дама с жалобой: сынишка панически боится ходить в детский садик. Капризничает, скандалит, попав в сад, без конца простужается… Довольно быстро удалось выяснить, что мать моей клиентки, бабушка малыша, против дошкольных учреждений.Разумеется, она молчала, не настраивала внука, но он ощутил ее отношение — и ярко проявил его.Когда бабушку удалось убедить, какой хороший садик выбрали для ее внука, отторжение исчезло — и мальчик с удовольствием туда ходит. Болеть перестал. — Да, это известно: болея, ребенок на свой лад протестует против того, что ему не нравится. — К сожалению, не только. У детских болезней куда больше скрытых смыслов.Они могут указывать на то, что ребенку не хватает заботы, тепла, внимания. Могут сигнализировать о серьезном неблагополучии в семье: таким образом ребенок, внутренне отчаявшись, стремится «выйти из игры». Был в моей практике и случай, едва не закончившийся трагедией: у десятилетней девочки обнаружили онкологическое заболевание — так она «отреагировала» на глубочайший внутренний конфликт, который переживала ее мама. После работы с матерью рак — исчез. Иногда дети «берут на себя», реализуют несчастья, которые должны произойти с кем-то из родителей… — И подобное можно заранее предсказать и предотвратить? — Разумеется — этим и занимается психогенетика. Главное — понимать, что, отказываясь решать свои проблемы, мы, взрослые, усложняем не только собственную жизнь, но судьбу наших детей. — Кроме болезней, каковы еще сигналы неблагополучия? Как дети дают родителям понять, что пора расчищать завалы в подсознании? — Практически любые детские проблемы коренятся в родительских комплексах. Например, нежелание учиться говорит о том, что кто-то из родителей живет с подавленным чувством протеста. Куда направлен этот протест — неважно: возможно, мама или папа занимаются нелюбимым делом, но не могут позволить себе поменять работу и загоняют протест в подсознание. Их протест может быть направлен друг на друга, что нередко в ситуации, когда брак сохраняется ради ребенка.Или старшее поколение, бабушки-дедушки, излишне активно участвуют в жизни семьи — но по каким-то причинам их не останавливают, а раздражение скрывают. И пожалуйста: ребенок, как локатор, улавливает неблагополучие — и проявляет его в той сфере, которая ему доступна. Сбегает с уроков, грубит, конфликтует со сверстниками, с членами семьи, с преподавателями… Примеров можно привести множество, но в основе большинства детских проблем лежит не слишком широкий спектр подавленных родительских эмоций: страх, агрессия, заниженная самооценка, комплекс жертвы. Как бы ни любили родители ребенка, как бы ни оберегали от всего — их загнанные в подсознание эмоции передадутся ему и испортят жизнь. Кстати, вот это стремление во что бы то ни стало уберечь дитятко от враждебного мира как правило создает ребенку самые тяжелые проблемы: он получает негативные психологические установки, согласно которым окружающий мир — страшен, смертельно опасен, а сам человек бессилен ему противостоять. И это, как вы понимаете, тоже не берется с потолка: такие установки — отражение родительских страхов перед жизнью. Так, пытаясь защитить, мы внушаем чувство беспомощности, разоружаем ребенка перед любыми неурядицами, растим потенциального аутсайдера... — Даже если хотим воспитать лидера? — Несущественно, чего мы хотим. Важно одно — что мы ребенку внушаем.А внушать мы способны только собственные подсознательные установки.И потому, пока у нас, родителей, не будет позитивного взгляда на мир, наши дети будут болеть, грубить, капризничать, поступать на зло.Избавляйтесь от своих проблем — и вашим детям не придется делать это за вас. Не стоит себя ни в чем винить: мы такие, какие есть, а чувство вины лишь ослабляет, лишает сил. К тому же, вам все равно не найти концов, не разобраться, откуда возникли те или иные внутренние комплексы. Нужно совсем иное: справиться с ними, поменять психологические установки. Иногда это удается сделать только с помощью специалиста, психолога, но многие комплексы люди способны «найти и обезвредить» без посторонней помощи. Найти и обезвредить! Давайте перечислим основные родительские негативные установки, «благодаря» которым дети болеют, получают травмы, лезут в конфликтные ситуации — в общем, проявляют те или иные симптомы неблагополучия. Внутренний протест. Причина не имеет значения: быть может, вас не устраивает работа, существуют серьезные проблемы в личной жизни, в отношениях с вашими родителями и так далее. Важно, что вы живете в состоянии подавленного, загнанного вглубь протеста — и именно это воспримут и проявят ваши дети. Чаще всего они отреагируют отказом от учебы: ведь это основное поле, на котором ребенок способен себя проявить. Подавленная агрессия. Нередкая, к сожалению, история: нас что-то возмущает, возмущение требует выхода, а мы загоняем его внутрь, уговаривая себя, что «по таким пустякам» огорчаться не стоит, надо терпеть. Результат: дети конфликтуют со старшими и с ровесниками, агрессивно реагируют на любую неприятность. Другой вариант проявления: гиперактивный ребенок, эдакая «каждой бочке затычка», не уймешь и не уследишь. Страхи. Об этом мы уже говорили: ребенок рискует получить любые фобии, от страха темноты до общего страха перед жизнью. Чувство тяжелейшее, буквально высасывает всю энергию. Может привести к заболеваниям: ведь болезнь — оправдание отказа от деятельности, от контакта с внешним миром, внушающим необъяснимый ужас. Сниженная или завышенная самооценка. Любой родительский перекос в этой сфере бьет по ребенку: он ощущает себя либо приниженным — и начинает отвечать агрессией, пренебрежением, либо, наоборот, убеждается в своей никчемности. Отсюда — как избыточно самоуверенные, неуправляемые дети, так и пожизненно зависимые, до старости готовые держаться за мамину юбку, папину брючину. Проблема коммуникации. Тут особых сюрпризов нет: если кому-то из родителей сложно строить отношения с людьми, то и ребенок не преуспеет на этом поприще, как его ни учи, ни воспитывай. Наши негативные установки, подавленные внутренние конфликты, проявившись в детях, способны принять самые невероятные формы.Так, неуверенность в себе, страх и прочие комплексы часто приводят к тому, что ребенок становится единственным светом в окошечке.С ним носятся, как с писаной торбой, охраняют от дуновения ветерка и косого взгляда — и тем самым преграждают человечку путь к счастью, к успеху, в конечном счете, к самому себе. Судите сами — ребенок получает такую картину мира: во-первых, жизнь ужасна, всюду — угроза, мне с нею не справиться, во-вторых, я существо слабое, беспомощное. Кстати, обычно судьба людей, выросших при гиперопеке, ломается из-за их неумения принять решение: они либо вообще не способны что-то предпринять, либо «падают на последнем шаге»: когда до конечной цели остается совсем чуть-чуть, человек внезапно отступает — ведь он даже мысли не допускает, что способен чего-то добиться! И ведь дело не исчерпывается психологическими проблемами, которые вынуждены решать наши дети! Они могут попадать в тяжелые жизненные ситуации, становиться жертвами негодяев, получать травмы — и все это «с нашей подачи»! Мало того, когда уровень подавления родительских эмоций достигает критической точки, у ребенка может развиться тяжелое заболевание — таким образом он как бы «забирает» родительскую проблему на себя. В общем, ждать, что ребенок вырастет и сам решит доставшиеся ему от нас психологические проблемы, не стоит: иногда риск слишком велик. Куда надежнее и эффективнее начать с себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|