"Знание немногих принципов освобождает от знания многих
фактов."
Рене Декарт
С годами моей практики всё больше появляется
уверенность, что любое психологическое страдание является
уроком для человека, вынуждающим поменять важные привычки
мышления и действий. Депрессия - не исключение.
По какой стратегии вы живёте?
В чём смысл, смысл жизни?
Как вы отвечаете себе на эти вопросы?
Когда человек строит сарай на даче, то первым делом создаёт чертёж и список необходимых материалов для строительства. А когда учится, работает, строит отношения в семье, воспитывает детей...? Есть ли осознанная стратегия, и эффективна ли она? Например, "жить ради детей или карьеры" или вторая крайность - "чтобы всё испытать и попробовать в жизни" и т.д.
Если спросить: "Почему вы так поступаете, а не по другому?" Слышу такие ответы: "Я так хочу", "Так положено", "Я так должен делать", "У меня характер такой, я по-другому не могу", "Всегда так делаю".
Так чему же учит депрессия?
Нейропластичность рулит!
Мозг ежесекундно впитывает в себя всё, что мы видим,слышим и делаем. Многократное повторение приводит к формированию перемычек между нервными клетками - СИНАПСОВ. Поэтому с годами многое человек делает по привычке. Мозгу так легче. Энергии меньше тратит))) С одной стороны это помогает нам жить: ходить, писать, читать, считать. Но многие привычки с возрастом становятся неэффективными, мешают жить с высокой удовлетворённостью (качеством жизни). Наверное слышали такие разговоры: "вроде бы ВСЁ ЕСТЬ, А СЧАСТЬЯ НЕТ".
Какие привычки приводят к депрессии:
1. Деструктивное восприятие дискомфорта, тревоги и страха.
С детства мы слышали от своих родителей и учителей такие фразы: "нервные клетки не восстанавливаются", "лучше не нервничать" и так далее. Поэтому многие люди привыкают напрягаться только когда "должны"(ради детей, работы, родителей, друзей и т.д.). Напряжение же ради себя разценивают как "насилие на собой" и избегают под благовидным оправданием ("нет времени, денег и т.д.)
Но ДИСКОМФОРТ, ТРЕВОГА И СТРАХ - это всего лишь нормальные реакции организма на изменение окружающей среды, которые имеют 2 функции: предупреждение об опасности и сигнал РАЗВИТИЯ.
Таким образом, живя по привычкам "Я должен" и "Я хочу"(а напрягаться не хочется))), человек лишает себя РАЗНОСТОРОННЕГО развития личности. Неменуемо постепенно появляется эмоциональное "выгорание", ощущение "меня используют", трудность переключения на досуговую деятельность, постоянная тревожность, периодические эмоции обиды и вины.
2. Привычка держать свои эмоции при себе, контролировать их усилием воли. С детства часто дети слышать: "Не кричи", "Не плачь", "Не бойся". Ребенок привыкает сдерживаться. Вырастает человек, который не привык говорить окружающим о своих эмоциональных потребностях. При этом накопленный эмоциональный груз никуда не девается. Это "бомба замедленного действия". Например, человек сдерживается на работе, а потом срывается на родственниках, а потом снова копит "как партизан" эмоцию вины. Знакома такая ситуация?
3. Привычка перфекционизма - фиксация на идеальном результате. В школьные годы мы привыкли получать оценки, как только ответили урок. А когда вырастаем, мы уже сами ставим себе оценку или ждём оценки значимых близких людей. Если результат пока не виден? А если окружающие не видят пользы в том что вы делаете? Кто, кроме вас самих, похвалит себя за хобби, регулярную физкультуру, развитие своей личности? Часто это вызывает обиду, разочарование. И прекращение саморазвивающей деятельности под благовидным предлогом( типа "времени нет"). Энергия, которая не тратится на разностороннее развитие, тратится на саморазрушение. Вот вам причина постоянной тревожности, депрессии и других невротических состояний (фобий, панических атак, зависимостей).
А человек продолжает жить по привычке, обвиняя себя и других в своём плохом настроении.
У меня вызывают улыбку попытки лечения тревожно-депрессивных расстройство только таблетками(антидепрессантами и транквилизаторами). Это напоминает тушение пожара, но позволяет не задумываться о причинах этого пожара: "полегчало" , "отпустило"))) На этом работа над собой заканчивается)))
Но так урок не пройдёшь! А значит "останешься в этом классе на 2-й год". Понимаете о чём я? Очень часто после отмены лекарств через несколько месяцев тревожность и депрессия возвращаются. Что делать? Принимать новые лекарства?)))
Основной метод лечения депрессии - это занятия с профессиональным психотерапевтом или психологом по специальной лечебной программе. Согласен, что иногда психика настолько истощена, что без лекарств не обойдёшься. Но лекарства только создают дополнительный ресурс для психологической работы. Дело в том, что мозг сопротивляется формированию новых привычек, но только преодолевая это сопротивление мы развиваем свою личность.
Зачем же психотерапевт? "Я же сам осознаю, что мне нужно" - скажете вы.
Дело в том, что от осознания ("ОСОЗНАННОЕ ЗНАНИЕ") до нового навыка мышления и действия ("НЕОСОЗНАННОЕ ЗНАНИЕ") проходит минимум 3-6 месяцев работы над собой. Без регулярной поддержки специалиста человек через несколько дней-недель начинает терять критику к своему состоянию и на эмоциях, оправдываясь, "сползает" на старые привычки.
Развивайтесь, меняйте свои привычки и будет вам счастье! Ведь счастье - это продукт разностороннего развития себя и окружающих!
Спасибо, что дочитали до конца!
Буду рад ответить на ваши вопросы!
психотерапевт Глеб Кудрявцев,
Договориться о консультации можно по телефону: 8-922-109-19-46
Сайт о моём хобби: AVTRAVELS.RU