Фильмы для кинотерапии.

Один из вопросов, который приходится решать любому психологу ( педагогу, тренеру), использующему или собирающемуся использовать метод кинотерапии - это вопрос о том, какие фильмы выбрать для конкретной работы. Выбор фильмов для кинотерапию под конкретную задачу - это увлекательный и творческий процесс. Фильмотека  современного кинематографапозволяет составить список фильмов для работы практически с любой задачей, с которой может встретиться психолог  в своей профессиональной деятельности. Работая с группой, я не составляю список фильмов заранее, я иду за группой - выбор фильма для очередной кинотерапевтической сессии определяется тем, как развивались события на предыдущей встрече. У каждой группы своя траектория. Например, работая с фильмом "Другой мужчина", одна группа может "посвятить" сессию супружеским отношениям, другая - проблеме психосоматики, третья  сконцентрируетсяна теме принятия и прощения, тогда как четвертая будет работать с темой открытости и доверия в семье. Если в процессе работы группы обнаруживается какая-либо значимая для нее тема, для следующей встречи можно подобрать фильм, в котором эта тема будет центральной, представленной наиболее рельефно. Соответствие содержания фильма жизненным обстоятельствам членов группы - важное условие их активности и вовлеченности в дискуссию.

          Наиболее подходящим для кинотерапии жанром, на мой взгляд, является мелодрама, комедия и драма. Это не означает, что в  фильмах других жанров не содержится ничего, что давало бы повод для напряженной и содержательной дискуссии ( см., например, мою рецензию на фильм "Валериан и город тысячи планет" в группе "Березин С. В. Кинотерапия" ВК), но важно, чтобы зрелищность фильма по своему эмоциональному воздействию не превосходила эмоциональных откликов на смысловое содержание фильма. важной предпосылкой глубокой и динамичной групповой дискуссии является присутствие в фильме "обыденных драм земной жизни". Иными словами, события в фильме должны разворачиваться вокруг "фундаментальных тем человеческого бытия". Что я имею ввиду? 

        Если мы родились и выросли, значит, были люди, которые нас растили и воспитывали. Кем бы ни были эти люди и как бы они к нам ни относились, общение с ними содержало нечто драматическое. Мы так или иначе приспосабливались к жизни с ними. Нередко бывает так, что адаптивные детские стратегии оказываются дезадаптивными во взрослом возрасте. Эти стратегии обязательно проявятся в восприятии , выссказываниях и действиях человека в кинотерапевтической группе. Далее. коль скоро мы родились мальчиками и девочками, у нас есть  (у каждого свой!) опыт осмысления и переживания своего пола, его принятия или отвержения, опыт отношения с противоположным полом в разные периоды нашей жизни. Этот опыт никогда не бывает простым и однозначным. Нередко он носит не только драматичный, но и травмирующий характер. Л.Н. Толстой считал, что самая большая драма человеческой жизни - это драма спальни. В какой-то момент нам приходится осваивать родительский полюс детско-родительских отношений. Уверен, вы понимаете о чем я. "Детей воспитывать, что горькую осину глодать" - восклицает в сердцах героиня фильма "Неукратимая Айрис". Наконец, наступает такой период жизни, когда утрат, потерь и расставаний становится больше, чем приобретений. Конечно, не у свех, и не всегда, но все же... Тяжело расставаться с работой, которой посвятилчасть своей жизни, ("Про Шмидта"), больно расставаться с теми, с кем прожил долгие годы ("Дневники памяти"), трудно примириться с тем, что не замечал или не хотел замечать, когда казалось, что впереди еще вся жизнь. Более полный перечень "фундаментальных тем человеческого бытия"  с развернутой аргументацией можно найти в моей книге "Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие", вывешенную в документах в группе "Березин С.В. Кинотерапия" ВК. Фильмы, соответствующие названным критериям, обладают значительным потенциалом для развития групповой дискуссии. Обычно, в процессе работы группа не "вычерпывает" всех возможностей, потенциально предоставляемых фильмом. Некоторые темы остаются за рамками дискуссии. Я пришел к выводу , что нет никакой необходимости стремится к обсуждению всего, что есть в фильме. Если какая-то тема , присутствующая в фильме, нашла отклик в группе и вызвала дискуссию, это означает, что в группе есть люди, для которых она актуальна. Когда эта тема будет "проработана" и члены группы, для которрых она актуальна и значима, продвинутся в ее понимании ( осмыслении, переоценке и т.п. ), иными словами, продвинутся в решении своей проблемы проецируемой на эту тему, группа сама перйдет к работе с другой проблематикой. При этом, завершая каждую групповую сессию, я сообщаю группе о том, что осталось "за скобками" нашей работы и что могло бы быть предметом нашей дискуссии. Достаточно часто на следующей встрече участники группы сообщают о том, что самостоятельно, индивидуально или в компании с партнером или с друзьями пересматривали фильм, замечая в нем то, чтоне было замечено ранее. Именно поэтому я, подбирая фильмы для кинотерапии, стремлюсь к тому, чтобы филь был как можно более многоплановым.  

  



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Фильмы, как зеркало эпох [80-ые, "нулевые", "десятые"]
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Техника работы с утратой "Коштасу" ("Прощание")
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь