|
Антропологические аспекты пищевого поведенияАвтор статьи: Готсданкер Арье
Предыдущие главы и трансляции: Введение Физиологические аспекты аппетита и голода Психологические аспекты диеты
Спустя несколько десятков лет в расщелине между этими горами с самолета было обнаружено племя аборигенов, которые еще не имели контактов с европейцами. Окружающие их горы не были неприступными, как Гималаи, просто в той местности не хватало пищевых ресурсов для перехода. Европейцы предпринимали попытки организовать экспедицию, но все они провалились из-за сложной логистики; одна группа доставляла запасы продовольствия до некоторой точки и возвращалась, другая группа шла со своим запасом продовольствия и пополняла его в контрольной точке из запасов, принесенных первой группой. Но в итоге сложность организации экспедиции превысила все допустимые пределы, и к этой идее вернулись только с появлением вертолетов. По всей видимости, эти племена аборигенов прожили несколько тысяч лет без контактов с другими обитателями Новой Гвинеи, и все потому, что их отделяла друг от друга «голодная земля», которую смогли преодолеть только в наше время. Проблема острой нехватки продовольствия была ключевой для выживания и расселения человечества на протяжении всей истории, и только последние пару сотен лет эта проблема потеряла свою остроту. Разные группы людей, в зависимости от условий обитания, выработали свои стратегии, обеспечивающие регулярность снабжения продуктами питания. Фактически все эти стратегии можно поделить на стратегии запасать и распределять. Самый простой способ запасать — это съесть максимально возможное количество еды и запасти все это в своих жировых клетках. Нормальный уровень жировых запасов позволяет человеку провести от 5 до 8 недель на крайне скудном рационе, что, с точки зрения эволюции, было достаточно оптимальным для сглаживания сезонных колебаний доступности пищи. Человек вполне может накопить количество внутреннего жира, достаточного почти на целый год крайне скудной диеты, но такая масса тела не позволяла эффективно функционировать древнему человеку и продолжать добывать избыточное количество корма. Эволюционно сложился свой нормальный уровень жировых запасов для каждой этнической группы и пола. В современной Европе очень сильно перемешались различные народы, и очень сложно проследить какие-то закономерности. В то же время в Африке до сих пор можно достаточно четко проследить различие между народами, их занятиями, эволюционно сложившимися пищевыми традициями и внешним видом. Путешествуя по Африке, я обратил внимание на то, что представители народности волоф, которые традиционно занимались земледелием, обычно крупные: мужчины крепкого телосложения, женщины немного полные; представители народа фульбе, которые веками мигрировали по Африке со своим крупным рогатым скотом, обычно стройные, высокие, без лишнего веса и даже в зрелом возрасте достаточно спортивного телосложения. Мне эта закономерность бросилась в глаза, и я стал наблюдать за людьми на улицах, в маршрутках, на стоянках, в местных кафешках. Когда в маршрутке ехали представители земледельческих районов, то у них с собой часто было множество корзинок, мешков, тюков. Как я понимаю, когда представители кочевых народов ехали куда-то далеко, то они с собой просто брали живого барана, связывали ему ноги и закидывали его на крышу автобуса. Похожие наблюдения мы сделали и во время стоянок. Когда мы питались у волоф, нам обычно предлагали два вида блюд: из пшеничной крупы (кускус или булгур) или риса, как правило, с курицей, редко с рыбой. Могли еще предложить сэндвич — разрезанный пополам французский батон, обильно смазанный майонезом и начиненный вареным яйцом. У фульбе это было тушеное мясо: в одном месте стояла большая скороварка, и каждому положили кусок очень жирной тушеной баранины и дали по лепешке, в другом было что-то типа жаровни на углях, на противнях томились в собственном жиру куски баранины. Как-то раз, получив на ночь глядя такое жирное угощение от преимущественно стройных и высоких людей, мы долго смеялись, что секрет в том, что они свое пузо носят не на себе, как мы, а на поводке рядом с собой в виде живого барана, и, когда голод одолевает, просто берут и всей своей большой семьей съедают этого барана. Накопление больших жировых запасов сильно мешает повседневной деятельности, и поэтому разные народы выработали свои стратегии сохранения пищевых ресурсов путем откорма домашних животных. Папуасы Новой Гвинеи откармливали свиней. В теплом влажном климате сладкий картофель, который составлял основу их рациона, хранился несколько месяцев, но, скормив излишки свиньям, можно было сохранить часть калорий на более длительный срок. Помимо этого, свиньям можно скармливать корма, которые хоть и пригодны в пищу человеку, но употреблялись только во времена серьезной нехватки продовольствия, например сердцевины пальм. Параллельно развивались технологии обработки продуктов: научились выдавливать оливковое масло, которое хранится долго, солить, вялить, сушить и всячески консервировать продукты. К распределительным стратегиям можно отнести и организацию пиров, на которые приглашались соседние племена, в расчете на ответную благодарность, когда у тех будет избыток пищи. Древние люди возделывали маленькие поля, достаточно сильно распределенные, это позволяло сгладить скачки урожайности. Если одно поле оказалось неурожайным, то это компенсировалось другими участками. Позже появились обмен и специализация. Одни племена ловили рыбу, другие возделывали землю. Регулярно обмениваясь своими запасами, они нивелировали острую сезонную нехватку пищи. По всей видимости, эволюционно выработанной нормой жирового запаса среди европейских и арабских народов была немного полная женщина и крупный, но менее полный мужчина. По сей день среди арабских народов Ближнего Востока стандартом женской красоты является женщина с достаточно пышными формами. Можно найти подтверждения и в литературе. Например, образ некрасовской женщины. У известного еврейского писателя Шалом Алейхема в повести «Тевье-молочник» есть эпизод, где главный герой мечтает о внезапно свалившемся на него богатстве, что он откормит жену и будет она у него справная, с двойным подбородком. Да и на множестве портретов практически до конца 19 века мы не увидим женщин, отвечающих сегодняшним стандартам красоты. Их бы попросту считали болезненно худыми и сексуально непривлекательными. Эволюционно сложившиеся стандарты были обусловлены средой обитания. Женщине нужно выкормить не только себя, но и детей, при этом даже если дети не груднички, то возможности добывать себе пропитание достаточно ограничены. Ведя оседлый образ жизни в местности с регулярной сезонной нехваткой продовольствия и будучи достаточно сильно ограниченной в передвижении наличием детей и ведением хозяйства, вполне можно было себе позволить пару лишних килограммов. Побочные проблемы лишнего веса, такие, как гипертония, сахарный диабет, сердечные заболевания, исторически были ничтожными, так как люди чаще умирали от инфекционных заболеваний, голода и войн. К сожалению, эволюция не успевает за техническим прогрессом. Вот уже почти 200 лет как проблема голода перестала быть самой острой для человечества, но это практически не отразилось на наших пищевых привычках. Мы массово стали страдать от хронических неинфекционных заболеваний, так как раньше об этом практически ничего не слышали. Племена Новой Гвинеи не знали, что такое диабет, сердечные заболевания, пока не столкнулись с европейской цивилизацией. Когда пришли европейцы со своей готовой пищей, трехразовым питанием, солонками и сахарницами на столах — аборигены массово начали объедаться. Они не могли остановиться, обильное наличие пищи провоцировало аппетит, и они ели, ели и продолжали есть. Всего за несколько десятилетий появилось большое количество тучных людей и резко возросло количество смертей от хронических неинфекционных заболеваний. Ученые наблюдали интересную картину: как только какие-то племена возвращались к достаточно традиционному образу жизни с редким включением готовых продуктов из супермаркетов, то они быстро избавлялись от ожирения и отступали сопутствующие болезни. Проанализировав эволюцию пищевого поведения, можно сделать достаточно очевидный вывод: вернувшись к традиционной диете, можно улучшить свое здоровье. Можно придумать что-то типа полинезийской диеты, убрать современные продукты из рациона, регулярно устраивать праздники живота и обжорства, но тогда нужно иметь и периоды регулярного голодания. На самом деле это не так, традиционная диета предполагает есть, когда доступны продукты, и голодать, когда еды не хватает. Сегодня еда доступна не только каждый день, но и каждую секунду, и тут-то и происходит сбой системы. Для того чтобы есть постоянно доступную еду, у нас есть естественные механизмы, но для того чтобы остановиться — нет, так как они попросту не нужны были, еды никогда не было с большим избытком и достаточно длительный срок. Хочется или нет, но если в нашей крови нет кочевников-скотоводов, которые исторически таскали свои запасы калорий на поводке за собой, а не в животе и бедрах, то нам нужно сознательно регулировать свое пищевое поведение. Потом, через сотни или тысячи лет, это войдет в рефлексы, в автоматическое поведение, но, к сожалению, технический прогресс опережает эволюцию, и это наша плата за радости нашего совершенного мира. Но эволюционные механизмы запустились через стандарты красоты и предпочтения сексуального партнера. Если раньше полная женщина символизировала фертильность, здоровье, возможность родить и выкормить здоровое потомство, то теперь полный человек символизирует плохое здоровье, возможные проблемы с сердцем и другими заболеваниями. Сейчас символом здоровья, как для мужчин, так и для женщин, стало подтянутое спортивное тело с умеренными жировыми запасами. Этот запустившийся эволюционный механизм и заставляет нас массово худеть и вести здоровый образ жизни. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Проанализировав еще раз эволюционное развитие пищевого поведения, подумайте, какие традиционные стратегии можно легко адаптировать под сегодняшние условия. Можно ли устраивать большие вечеринки с друзьями и объедаться? А как потом устраивать длительные разгрузочные недели? Подумайте, какая из известных диет наиболее исторически обоснована для вас, учитывая местность проживания и сезонную доступность продуктов. Какой образ жизни вы ведете и какой уровень жировых запасов был бы для вас идеальный? Все эти вопросы и ответы на них мы подробно обсудим во время он-лайн трансляции. Пожалуйста, задавайте ваши вопросы заранее, комментируйте во время трансляции, подписывайтесь на канал и присоединяйтесь к эфиру. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|